Вы тут

Как в феврале белорусы ожидали весну


У природы нет плохой погоды 

Замечали парадокс: последний месяц зимы, который всех других в году короче, порой все же кажется очень длинным. Почему так? Вероятно, большое желание ускорить приход весны, тепла, солнца и все чаще открывающегося голубого неба мешает людям адекватно воспринимать ненастье как естественный процесс жизни. Такая торопливость словно перекрывает поток радости, не позволяет вспомнить и осознать глубокий смысл известной песни, в которой есть замечательные слова: каждая погода — благодать... 


Да, порой наши мысли об «ужасном, слякотном» феврале, который в 2024-м выдался в Беларуси совсем не с морозцем и поскрипывающим снежком, также тому препятствуют. И в такие моменты, если нет желания барахтаться в подобных ментальных волнах, мы ищем способы для поднятия градуса позитива в настроении. А их множество! Было б, как говорится, стремление переполюсовать досаждающие мысли, которые не только влекут за собой негативные чувства, но и вредят здоровью. О том сегодня говорят как психологи, так и ученые-биологи. Да и соцсети изобилуют лайфхаками: как не впадать в зависимость от «плохой» погоды.

Каждый в таких случаях спасается как может. Кто-то надеется на холодильник: достает оттуда продукты и под звуки любимых мелодий готовит блюда, способствующие выработке «гормонов счастья» с главенствующим эндорфином. Более активные спешат в бассейн или, наперекор дождю со снегом, на ежедневную пробежку. А кто-то, укрывшись теплым пледом с мурлыкающим под боком котом, погружается в увлекательную книгу... Еще есть прекрасный способ, который для горожан может быть особенно хорош, так это поход в театр, или в филармонию. По себе знаю: качественный спектакль в драме или опере погодную хандру как рукой снимет. Впрочем, лично все вышесказанное меня неплохо «позитивирует», если вдруг подступают вязкие мысли о том, что зима затянулась. А еще можно взять и поехать в глубинку... Что мы порой с удовольствием и делаем. 

Грамніцы, или Стрэчанне, или Сретение Господне в Новом Полесье

В том, каким ярким может быть окружающий мир даже с его неблагоприятной для настроения и праздника февральской погодой, можно было убедиться, посетив деревню Новое Полесье на Гомельщине, в Лельчицком районе. Туда горожане, как и туристы, уже ездят за позитивом: наблюдают, как отмечают сельчане обрядовый праздник Грамнiцы, имеющий еще дохристианские корни, и даже принимают в нем участие. Это происходит ежегодно 15 февраля в православный праздник Сретения Господнего. Кстати, что характерно для белорусской культуры: некоторые обычаи, обряды сохранились издревле и проводятся в наши дни уже с христианскими доминантами. Главные действующие лица на Грамнiцах, о которых идет речь — участники народного фольклорного коллектива «Палескія напевы». Он действует на базе филиала «Ново-Полесский сельский клуб» Лельчицкого районного Центра культуры и народного творчества. Местные энтузиасты, как мы узнали, бережно хранят и продолжают то, что получили в наследство от старших: особый стиль исполнения традиционных песен, который включен в Государственный список историко-культурных ценностей Беларуси еще в 2009 году.

В праздничный день женщины, как обычно на Грамніцы, собрались в сельском клубе, а после с ритуальными весенними песнями направились в обход вокруг деревни. Заметим, что такой обход-оберег — также часть древней традиции, он всегда совершается с украшенной самодельными разноцветными бумажными цветами елочкой, освященными свечами, а также иконой. Елочку в руках держала девочка, а саму ее на санках впереди шествия везли несколько мальчишек. С просьбами ко Всевышнему о благословении, о скорой весне и пожеланиями всем здоровья, благополучия, мира елочку закрепили на кресте, украшенном повязанными на нем рушниками, в центре деревни. После звучали песни-веснянки, а также водились хороводы. Завершился обрядовый праздник угощениями, танцами и веселыми частушками под гармонь с бубном. 

Было весело, вкусно, позитивно. И, казалось, что весна придет уже чуть ли не завтра.

К истокам традиций: Грамніца — жена Перуна

Вряд ли кто-то сможет хотя бы в некоторых деталях поведать о том, как отмечали этот праздник наши далекие предки, причем еще и в дохристианские времена. Фольклористы полагают, что в обрядах, подобных тому, который сохранился в Новом Полесье, есть лишь отблески, некоторые фрагменты цельной когда-то мировоззренческой системы верований. Причем, повторимся, исследователи белоруской народной культуры не ставят под сомнение, что Грамніцы, как и некоторые другие обряды, издревле существовали — то есть еще и в дохристианские времена. Некоторые специалисты даже проводят параллели между верованиями древних славян и ведической культурой, широко распространенной на территории древней Индии. Ведь, как известно, не зря же и многие языки, ныне существующие на европейском континенте, относятся к большой группе языков индоевропейских.

Не трудно и нам предположить, что из года в год наши предки, наблюдая разные явления природы, анализируя и сопоставляя их, поняли простую истину: в некий временной период, когда зима уже постепенно теряет силу, а весна еще сил не имеет, чтобы вступить в свои права, в природе наступает особый, переломный момент. И пришли к выводу: именно в этот день Зима с Весной встречается. В славянских верованиях их почитали как мощные силы, как богинь. Поэтому ранее и писать эти слова было принято с прописной буквы. У белорусов, кстати, сохранился и обряд Гуканне Вясны (Призывание Весны), который проводился в честь славянской богини Весны. Что касается Грамніц, то в фольклорных источниках есть сведения о почитании в этот день супруги одного из главных богов языческого пантеона, бога огня Перуна. И звали ее — Грамніца. Ведь почему-то в обряде, проводимом в Новом Полесье, впереди всей праздничной процессии — девочка! А девочка символизирует женское начало, к тому же юное, молодое начало нового годового цикла. Еще в этот день было принято почитать огонь небесный, что нашло свое отражение в верованиях и ритуалах, связанных с Грамнічнай свечкай (Громничной свечой). В этот день в некоторых регионах Беларуси люди наблюдали и первый гром с молнией. Кстати, это явление может удивить и в наши дни. А если оно тебя застанет в дороге, то и под дождем случается промокнуть.

Как мы знаем, гром в природе в нашей климатической полосе возвещает приближение тепла. Есть в народе поверья о том, что именно гром и открывает, пробуждает после зимнего отдыха Землю, которая для наших предков была кормилицей. Поэтому ее, почитая, и величали — мать-Земля. Как свидетельствуют культурологи, услышав первый гром, прародители белорусов представляли себе, что это гром-Перун выгоняет с земли злых духов, а молния своими огненными стрелами ее очищает. Наверняка им приходилось не раз видеть, как мощный удар молнии мог повергнуть наземь или зажечь дерево, или огонь с неба зажигал жилые постройки.

Грамнічная свечка — символ огня и небесной силы 

В исследованиях специалистов говорится и о том, что в далекие дни главной героиней Грамніц, дня встречи Зимы с Весной, была Грамнічная свечка. Она считалась оберегом дома, с ее помощью совершались разные обряды, в том числе и когда впервые после зимы выгоняли в поле домашний скот. Изготовление Грамнічнай свечки считалось действом священным, своеобразным обрядом. Предполагают, что хозяин дома сам выплавлял свечу, священнодействуя накануне праздника. Уже в праздничный день с зажженной свечой он обходил жилище, проводил особые манипуляции над домашними животных, чтобы уберечь их от нечистой силы, болезней, зависти и сглаза. В более поздние, христианские времена Грамнічныя свечки стали освящать в храмах.

С этой свечой наши предки связывали ещё и множество примет. Например, по её треску даже пробовали определить, какими будут весна и лето. И по той погоде, которая была на Грамніцы, строили прогнозы: как скоро придет настоящая весна. Если оттепель была, то предполагалось, что весна будет ранняя и теплая, да и лето себя ждать не заставит. А если мороз и холод на Грамніцы, то будет она холодной, и тепло быстро не наступит. Если снег идет — готовься к дождливой и холодной весне. 

Христианские акценты в древнем празднике

Века спустя Грамніцы обрели свое место и уже новое значение и в христианском календаре. В этот день все верующие празднуют Сретенье Господне. Что значит слово Сретение? В переводе с церковнославянского языка означает — «встреча». В этот праздник вспоминают особый момент из библейской истории: встречу старца Симеона и младенца Иисуса, произошедшую в Иерусалимском храме на сороковой день после Рождества Христова.

Соединившись на землях Беларуси с народной традицией, Сретенье приобрело у нас и дополнительное значение. И у верующих этот праздник стал еще восприниматься как встреча зимы и лета. 

Некоторые наши современники почитают как бы две традиции: народную и христианскую. Сначала идут в церковь, там освящают свечи, а потом уже дома проводят манипуляции с освященной свечой — те обряды, о которых знают от родителей, близких людей, которые по наследству передавались от дедов и прадедов. В интернете на этот счет можно почерпнуть много интересной информации, со ссылками на исследования культурологов и фольклористов.

Впрочем, со временем обряды, конечно же, претерпевают изменения. Раньше, когда семья возвращалась из церкви, хозяин первым делом символически поджигал у себя на голове волосы крест-на-крест, а потом — жене и детям, по старшинству. И уже после этого вся семья отправлялась проводить такой же обряд на домашних животных — им тоже выжигали крестики на шерсти. Это делалось, как уже отмечалось, чтобы уберечь всех домочадцев от нечистой силы, а также от зависти и сглаза. В конце обряда хозяин простукивал свечой стены дома, хлевов и хозяйственных построек, а также потолки и чердак. Свечка в некоторых деревнях не просто клалась «за абразы», то есть за иконы в красном углу дома — она пряталась потом в дальний какой-нибудь угол, чтобы нечистая сила и не подозревала о ее существовании.

До следующих Грамніц дом, существовало такое поверье, находится под защитой этой свечки: своего рода домашнего амулета или оберега. Доставать ее могли только по очень важным событиям. Например, ее обязательно брали с собой, когда шли сватать девушку, или также когда бабка-повитуха принимала на свет нового члена этой семьи. Целебный воск свечи — а он именно таким в народе считался — давали больным, чтобы те поскорее поправились. Еще Грамнічную свечку давали в руки умирающему человеку: это чтобы ему было легче при переходе в иной мир. Эта свеча обязательно стояла в углу на Дзяды и Радуницу — в важные народные праздники почитания и поминовения предков. Свою роль она отыгрывала и в особые дни земледельческого календаря: ее зажигали, когда в первый раз выгоняли животных в поле, когда распахивали первую борозду, когда насыпали первый мешок зерна нового урожая. И, наконец, Грамнічная свечка, есть и такое поверье, уберегала дом и людей от удара молнии, поэтому ее всегда зажигали во время грозы.

Кстати, еще и сегодня в белорусских деревнях и даже в городских квартирах можно увидеть над входной дверью крестик, нанесенный горящей свечой. Для этого обряда некоторые христиане приглашают в дом священников, чтобы те освятили их жилище.

Возрождение и продолжение

После долгих лет атеизма советской поры Грамніцы в Беларуси возродились, вышли из недр семейных традиций в социальную сферу только в 1990-е годы. Теперь они живы в семейном быту жителей сел и городов, особенно среди христиан старшего поколения и тех верующих, кто в этот день посещают храмы. Католики идут в костел освящать Грамнічныя свечкі 2 февраля, а православные — 15 февраля в церковь.

Если погода на Грамніцы тихая и безветренная, то даже в столице можно увидеть, как после храмовой службы верующие несут в руках зажженные свечки, осторожно прикрывая их руками, чтобы огонек не погас. В учреждениях культуры и в школах также празднуют встречу Зимы с Весною: проводят различные игры, конкурсы, аттракционы, исполняют обрядовые песни. А в деревнях устраиваются массовые гулянья с театрализованными представлениями и хороводами.

Традиции живы

Со множеством интересных подробностей воссоздать аутентичный славянский праздник Грамніцы удалось в деревне Грибаны Могилевского района в 2021 году. Вот как о том повествуют коллеги, побывавшие на празднике и узнавшие, в чем же главное таинство этого древнего верования. 

В одном из деревенских домов — у хозяйки, которая хранила у себя Грамнічную свечку-оберег весь прошлый год, собрались женщины разных возрастов. Все были нарядными, в традиционных костюмах. Песни пели, о жизни говорили. Тем временем из свечных огарков, которые собирали в течение года, делали большую Грамнічную свечку. Среди собравшихся были и старожилы, которые застали этот обряд еще в то время, когда был он в народе популярен. Поэтому они могли внести свои коррективы в его проведение. «А свеча та — оберег от злых духов на весь следующий год, — рассказала одна из участниц обряда Людмила Корнейчук. — А теперь мы все вместе по крупицам восстанавливаем его, чтобы передать следующим поколениям».

Как оказалось, сделать Грамнічную свечку — это целое искусство. Женщины ловко справлялись с работой, со стороны казалось, что чуть теплый воск легко и без проблем размещается на свечке. Но на практике все оказалось не так просто. Когда главный атрибут обряда был сделан, женщины принялись за украшение свечи. Ведь тяга к красоте т нашим предкам была свойственна.

Особое место в этом обряде всегда отводилось мужчинам. Они должны были при помощи огнива и льна зажечь сакральный костер — символ очищения и защиты. Женщины не допускались на эту часть обряда. И только после того, как костер разгорится, женщины приходили к нему с Грамнічнай и обычными свечами. Хозяйка, хранившая оберег у себя, зажигала свечу от костра. После этого получить сакральный огонь могли уже и другие женщины: маленькие свечки каждая несла к себе в дом.

Предки верили, что Грамнічная свечка помогает прогнать злых духов от скота и защищает дом от бурь. «Всегда заранее договаривались, на какое подворье свечку передавать. Смотрели, у кого в течение года проблемы со скотом были — коровы молока не давали, поросята не выживали или куры яйца не несли. Считалось, что, если обойти сарай с зажженной Грамнічнай свечкай, то весь домашний скот будет под защитой, а все беды пройдут», — рассказывала еще одна участница обряда Светлана Симакова. После того, как свечи были зажжены, мужчины и женщины с песнями отправились к дому хозяйки, которой нужно было передать оберег.

В 2021 году погода выдалась по-настоящему зимней, с большими сугробами. И пока старшие шли по деревне с песнями, молодежь успела и в снегу поваляться. «Здорово, что вместе с нами к такому древнему таинству прикоснулась наша молодежь. Парням и девушкам было интересно все, что мы делали. Молодые люди задавали много вопросов, пока шла подготовка к обряду, с задором разучивали песни, — поделилась Светлана Симакова. — С такой молодежью мы можем быть уверены, что традиции наших предков будут жить еще много столетий и после нас».

Впервые участницами такого масштабного аутентичного праздника стали учащиеся 3 курса Могилевского государственного колледжа искусств: Юлия Автушенко и Александра Лаппо. До этого девушки принимали участие в разных обрядах, проводили их в колледже и воссоздавали только небольшие их части в формате праздника. Но чтобы так, в деревне, с песнями, настоящей зимой — впервые. «Много людей, все разного возраста — это интересно и познавательно, — поделилась Александра Лаппо. — Этот обряд мы изучали на занятиях по режиссуре народных обрядов и праздников. Но тогда мы читали о нем просто в книгах, а сегодня смогли окунуться в эту атмосферу, узнали много нового, о чем в книгах не писали».

«Важно, чтобы такие самобытные, интересные традиции продолжали жить. Из них складывается наша неповторимая белорусская культура. И мы как ее наследники должны хранить традиции, продолжать, не дать этому пропасть», — добавила Юлия Автушенко. 

Тем временем обряд Грамніцы подошел к завершению. По традиции хозяйка дома, куда передали свечу, пригласила гостей к столу. А там — хлеб из печи, оладьи, каши, соленья... Все было очень вкусно. «Хозяйка должна будет беречь Грамнічную свечку целый год. Она завернет ее в холщовую ткань и спрячет на деревянный наличник над входной дверью. И будет ею как оберегом пользоваться, чтобы отвести от хлева злых духов, а от дома — гром и молнию. А через год 15 февраля все снова повторится, и свеча отправится помогать уже другой хозяйке», — отметила Светлана Симакова.

Как рассказала заведующая методическим отделом районного центра культуры «Централизованная клубная система Могилевского района» Анна Феоктистова, в учреждении много внимания уделяют народным обрядам. «Мы регулярно проводим популярные праздники — это Купалье, Коляды, Масленица и другие. Но мы стараемся также находить и возрождать менее популярные, а для некоторых даже незнакомые праздники и обряды. Таким праздником стали Грамніцы в этом году, — отметила Анна Феоктистова. — И самое главное, что наше культурное наследие реально интересно людям. А участниками праздника были исполнители народных ансамблей „Мостовчанка“ и „Ленок“ Мостокского и Грибановского сельских клубов. Они активно поддерживают наши идеи, к ним присоединяется и молодежь. И здорово, что у нас получается такой интересный обмен опытом и знаниями».

Верить — не верить?

С годами в народе сформировалось много разных поверий и рекомендаций о том, что можно и чего нельзя делать в праздник Грамніцы-Сретение.

В праздник запрещено грустить, плакать, страдать, а также сетовать на свою судьбу. Согласно приметам, все это может навлечь на страдальца еще большие несчастья, которые будут преследовать его на протяжении долгого времени.

Не рекомендуется в этот день планировать дальние поездки и ходить в лес, так как погода неустойчивая. Нельзя сердиться и ссориться, а также ругаться: все вернется бумерангом в тройном размере. Не следует купаться и париться в бане, так как можно заболеть. Запрещается убирать, стирать, даже рукодельничать — заболеешь. А если понесешь из дома мусор, то, говорят, и счастье свое вынесешь.

Если в ночь на 15 февраля сон какой приснится, то его никому нельзя рассказывать: он может быть вещим. А вот встречать родственников и близких друзей, угощать их блинами и пирогами, обязательно круглыми как солнце, символизирующими приход тепла, можно и нужно. Благодаря совместной трапезе, добрые отношения только укрепятся. Полезно и семена, хранящиеся к посеву, проверить, проветрить: чтобы потом не оплошать.

«Чырачка» живет на Полесье

Есть у белорусов, как мы уже о том сказали, еще один интересный и тоже древний, дохристианский обряд: «Гуканне Вясны» — «Призывание Весны» Точной даты для проведения этого ритуального обряда нет. К примеру, на Полесье начинали звать Весну уже в конце зимы, и в последние дни Масленичной недели, если начиналась она в феврале. Отчасти это связано с подвижными календарными датами начала Великого поста перед Пасхой. В 2024 году призывать Весну будут и в конце февраля, и в марте, а Масленичная неделя начнется только 11 марта: за 56 дней до христианского праздника, перед Великой седмицей — так это время называется у православных. О Масленице мы расскажем в следующем номере, а вот с «Чырачкай» наших читателей ознакомим.

Проходит этот праздник в агрогородке Тонеж: на Гомельщине, в Лельчицком районе. Старинный обряд, который от далеких предков достался в наследство жителям агрогородка, включен в Государственный список историко-культурных ценностей Беларуси в 2016 году. Проводится в Тонеже в последний день Масленичной недели, что является отличительной этнической чертой жителей древней Туровской земли.

Название обряд «Чырачка» получил от мелких уточек — это «чирок», «чирочка» — которые, существует поверье, приносят весну на своих крыльях, издавая в этот период забавные звуки.

Тонежане для праздничного действа вечером накануне обряда пекут птичек из теста. Воскресным утром детвора наряжает лесную елочку цветами. С ней надо забраться повыше к небу, чтоб и птички, и солнце ее нарядную заметили, и Весну позвать. Печеньками-чирочками делятся со всеми встречными жителями, направляясь к Черничевской горе за селеньем. Там разжигают костры, на них жарят яичницу и сало. Играют в народные игры и катаются с горы, если лежит снег. Сжигают там и чучело Зимы, по которому определяют скоро ли весна придет.

Обряду «Чырачка» уже сотни лет, и все жители Тонежа им очень гордятся, как нематериальной историко-культурной ценностью Беларуси. Обрядовые действия проводят девушки с помощью старших женщин — это в основном народный фольклорный коллектив «Таняжанка» и его спутник — детский ансамбль «Верас». Оба коллектива относятся к филиалу «Тонежский сельский дом культуры» Лельчицкого районного центра культуры и народного творчества.

Заметим, что раньше обряды «Гукання Вясны» были распространены в разных регионах Беларуси. Впрочем, как и теперь. Но в каждой местности они по-прежнему имеют свой колорит. Так, в агрогородке Бездеж на Брестчине, в Дрогичинском районе, уже в феврале Музей народного творчества «Бездежский фартушок» проводит «Гуканне Вясны» с насыщенной развлекательной программой. Это разные конкурсы, гадания, дегустация блюд национальной кухни. Гостям показывают экспозицию музея, угощают их ароматным чаем, настоянным на травах, блинами. Туристы могут понаблюдать за процессом сжигания чучела Зимы, поучаствовать в веселых играх, которыми развлекалась сельская молодежь до середины ХХ века, и также в мастер-классах по изготовлению льняных кукол-оберегов.

Все вышесказанное подтверждает, насколько наша страна богата как интересными обрядами, так и талантливыми людьми. Белорусы сумели сохранить свои традиции, народные обычаи, которые делают нашу культуру самобытной, яркой. А главное: в них есть тот позитивный заряд, который нам всем так необходим.

Вместо послесловия

Думаю, не погрешу против истины, если замечу: в основе всех народных праздников есть как почитание высших сил, так и желание людей жить в гармонии с природой, Вселенной и друг с другом. Впрочем, из этого «внешнего» перечня исследователи народной культуры порой упускают одну весьма существенную деталь: важно, чтобы мы сами научились жить в гармонии, прежде всего, с собой. В приоритете «при любой погоде» — принятие каждого момента жизни с позитивом, с благодарностью Творцу уже просто за то, что живем. С годами все больше осознаешь, насколько более выгодно, кстати, и для здоровья полезно, созидать в самом себе, образно говоря, солнечную погоду и призывать из недр своего существа тепло и спокойствие. А потом и с другими объединяться в радости не только в праздничных хороводах. Как говорится, если каждый кирпич хорош и крепок, то и стена из него крепкой получится. И качественной! В объявленный в Беларуси 2024 год качества, это, что называется, в тему.

Впрочем, об этом мы еще поговорим, повествуя о других народных обрядах и праздниках, которые и в наши дни имеют свое развитие и продолжение.

Михалина ЧЕРКАШИНА

С использованием мтериалов СМИ

Фото БелТА и из открытых источников 

Выбар рэдакцыі

Грамадства

Пар­ты­зан­скі след у Бе­ла­рус­кай на­сту­паль­най апе­ра­цыі «Баг­ра­ці­ён»

Пар­ты­зан­скі след у Бе­ла­рус­кай на­сту­паль­най апе­ра­цыі «Баг­ра­ці­ён»

Ба­я­вое ўза­е­ма­дзе­ян­не най­вы­шэй­ша­га ўзроў­ню.

Грамадства

Якой павінна быць ежа для дзяцей: смачнай ці карыснай?

Якой павінна быць ежа для дзяцей: смачнай ці карыснай?

«Дзесяцігоддзі школьнае харчаванне нашых дзяцей будавалася на аснове зборніка рэцэптур».

Энергетыка

Беларусь у лідарах па энергаэфектыўнасці

Беларусь у лідарах па энергаэфектыўнасці

А сярод краін ЕАЭС — на першым месцы.