Вы тут

Оксана Зарецкая: «Этикет – он повсюду»


Уместно ли дарить цветы партнёру по бизнесу? С какой фразы лучше начать разговор с незнакомцем? В какой момент стоит вручить собеседнику свою визитку? Обо всём этом журнал «Алеся» побеседовал со специалистом по этикету, основательницей собственной школы этикета и культуры Оксаной ЗАРЕЦКОЙ.


– Оксана, если человек не приглашён на свадьбу к Меган Маркл и принцу Гарри, не посещает светских приёмов, то где ему могут пригодиться знания по этикету?

– Большое заблуждение, что этикет – это что-то про светские рауты и благородных девиц. Нет, этикет – это то, что мы делаем здесь и сейчас. Он пригодится всем, когда надо идти в кафе, делать покупки в торговом центре, встретиться с друзьями, пообщаться с коллегами, вести деловые переговоры и даже дома за столом. Ведь можно поесть борщ прямо из кастрюльки, а можно красиво накрыть стол и получить удовольствие от процесса. Этикет – он повсюду.

– Расскажите, как вы пришли к собственной школе этикета? Откуда взялся интерес к этой сфере?

– Начнём с того, что уже много лет я являюсь супругой дипломата. И, находясь в заграничных командировках, всегда искала занятие, которое помогло бы мне реализовать себя. Дело в том, что супруги дипломатов не имеют права на трудоустройство. Конечно, в этом случае можно просто сидеть дома, заниматься детьми, готовкой и шопингом. Но ничегонеделание – абсолютно не моя история. Поэтому сначала я с нуля выучила французский язык, а потом (так как по образованию я культуролог со степенью магистра) с головой окунулась в общественную жизнь нашей миссии в Швейцарии. Я принимала участие в организации благотворительных вечеров и приёмов, налаживала взаимодействие с местными организациями, содействовала проведению культурных мероприятий. Именно через эту деятельность, а также самообразование и изучение большого количества литературы я пришла к тому, чтобы называть себя специалистом по этикету.

Поэтому, когда после 7-и лет в Швейцарии мы с мужем и двумя детьми вернулись в Минск, ответ на вопрос «А чем мне здесь заниматься?» пришёл очень быстро. Очевидно: мне стоит делать то, что я умею лучше всего. Так и появилась «Школа этикета и культуры Оксаны Зарецкой».

– Насколько сложно было начать собственное дело? Ведь наверняка находились «доброжелатели», которые говорили: «Да это здесь никому не нужно!». Как вы преодолевали скептицизм и критику?

– Есть два правила. Первое – никого не слушать. Второе – идти и делать. Мне очень нравится то, что в Беларуси всё большее количество женщин ведут свой бизнес, открывают собственные кафе, ателье, магазины, студии рисования и так далее. Ведь только попробовав, можно понять, стоила ли игра свеч.

Что касается меня, то, поскольку моя школа существует не так давно (с марта 2018 года), я не могу сказать, что это бизнес в понимании больших бизнесменов. Скорее, пока это хобби, которое уже начинает приносить мне некоторый доход. Но повторюсь: я только в самом начале пути.

– Расскажите про клиентов вашей школы. Кто первым проявил интерес к урокам по этикету?

– Самой первой откликнулась бизнес-среда. Одна из моих популярных лекций – «10 ошибок этикета, которые убивают бизнес». Дело в том, что в бизнесе важны все детали. Ведь мы знаем: нельзя второй раз произвести первое впечатление. А когда решаются вопросы о больших деньгах, люди становятся очень чувствительными к мелочам.

Как правильно составить письмо, допустимо ли надеть на деловую встречу короткое платье, как правильно представиться, стоит ли давать визитку, нужна ли она вообще? Современный этикет знает ответы на все эти вопросы. Например, та же визитная карточка постепенно становится неким имиджевым атрибутом, а не предметом первой необходимости.

Вообще, есть масса нюансов, которые влияют на принятие решения. Вплоть до того, как вы будете держать блюдце и пить кофе.

– А если ты заметил ошибку в поведении другого, правильно ли поправлять человека?

– Ни в коем случае. Нужно запомнить базовые вещи: нельзя жаловаться, нельзя советовать и нельзя исправлять человека. Замечания уместны только в некоторых случаях. Допустим, вы – глава компании и делаете замечание вашему сотруднику. Это нормально, поскольку вы находитесь в деловых отношениях. Или вы – преподаватель и делаете замечание своему ученику. Это тоже нормально, ведь это ваша работа. При этом помним, что хвалить нужно при всех, а ругать – наедине. Также вы вправе сделать замечание, если действия другого человека нарушают ваши границы или угрожают спокойствию окружающих. Во всех остальных случаях замечания неуместны.

– За какое время можно научиться всем правилам этикета? Сколько занятий нужно посетить?

– Этикету невозможно выучиться за три дня. Правильные привычки необходимо доводить до автоматизма: держать спину, есть ножом и вилкой и так далее. Именно поэтому большинство моих занятий проходит «в поле». Какой смысл изучать столовый этикет в тетрадках? Мы идём в ресторан, где мне делают куверт – полную выкладку на одну персону. К слову, я часто провожу тренинги для белорусских кафе и ресторанов. И меня радует, что всё больше владельцев заботятся о том, чтобы обслуживание в их заведении было на высоте. Например, недавно в одном ресторане официант обращался к моей 14-летней дочери не иначе, как «мадам». То есть «замужняя женщина». Конечно, он хотел, как лучше, но поправив эту маленькую деталь (изменив обращение на «мадемуазель»), ресторан только выиграет. Ведь галантность – это сделать чуть-чуть больше, чем надо. Если вас просто обслужат, скажут «здравствуйте, спасибо, до свидания», то это будет соответствовать норме и стандарту. Но если ваш персонал сделает чуть больше, то у гостя останется приятное ощущение от обслуживания. Этикет – это маленькие нюансы, которые позволяют вам выйти на новый уровень.

– Раньше железным правилом было то, что мужчина придерживает дверь, подаёт пальто и т.д., но сейчас некоторых женщин этим можно чуть ли не обидеть. Правила этикета на этот счёт изменились?

– Безусловно, если мы возьмём книгу по этикету, которой 20-30 лет, то мы увидим, что многие правила в этой сфере серьёзно изменились. Что касается открывания дверей или умения подать пальто, то это по-прежнему приветствуется. Единственный момент – не стоит подчёркивать гендерную разницу в деловых отношениях. На деловых переговорах мы в первую очередь – равноправные партнёры, а уж в «тридцать первую» – мужчина и женщина. Именно поэтому не стоит платить за кофе в рамках деловой встречи, не стоит приносить цветы на бизнес-ланч и делать другие вещи, подчёркивающие принадлежность к определённому полу. Другое дело, когда речь идёт о неформальном общении. Если вы встретились с дамой в ресторане, то, конечно, вы можете предложить заплатить за ужин, преподнести цветы и так далее.

Что касается вашего вопроса о том, что некоторые женщины высказывают пренебрежение к галантности мужчин, то я скажу, что это просто невоспитанные дамы. Отвечать хамством на то, что вам подали пальто, – глупо и неэтично. Учитесь принимать галантные жесты достойно.

– Я знаю, что у вас есть курс для подростков. Чему вы их учите? Что хотят узнать об этикете современные детки?

– Курс для подростков возник по запросу. Пару месяцев назад ко мне обратился папа девочки с просьбой обучить его дочь этикету. Для меня это был вызов, но я с ним справилась. Оказалось, что работать с подростками ещё интереснее, чем со взрослыми! У нас не было скучных лекций и переписываний заданий в тетрадочки, мы вместе ходили по магазинам и кафе, подбирали одежду для занятий и вечеринок, фотографировались и делились результатами в соцсетях. Девчонки с большим восторгом выполняли все мои домашние задания. А от папы той самой девочки я получила блестящий отзыв. Он написал, что «мои уроки были лучшей образовательной инвестицией за сезон». Конечно, получать такие отклики очень приятно.

Кстати, порой ко мне приходят предложения открыть курс этикета в детском саду или начальной школе. Но я пока отказываюсь. Дело в том, что в таком возрасте культура и этикет воспитываются исключительно в семье. Ребёнок повторяет за папой и мамой, бабушкой и дедушкой, старшими братьями и сёстрами. А то, что ему расскажет какая-то тётя в саду, ситуации не изменит.

Вместо этого я предлагаю курс семейного этикета. В нём я напоминаю родителям о том, что при входе в комнату ребёнка нужно стучаться, что перед тем, как посмотреть его личные вещи, нужно спросить у него разрешения и так далее. Я рассказываю, как правильно ругать ребёнка, и почему никогда не стоит сравнивать своего ребёнка с другими детьми. На занятиях мы моделируем и репетируем эти ситуации.

– А что вы скажете по поводу этикета в интернете? Или там действует «правило отсутствия всяких правил»?

– Нет, правила существуют и в виртуальном мире. Основное из них – всегда следить за тем, что вы пишите. Проблема в том, что в интернете у людей как будто отключаются внутренние фильтры: они начинают писать то, что никогда бы не сказали другому человеку при личном контакте. Всегда проверяйте себя: комментарии, сообщения, фотографии и личные посты должны быть такими, чтобы за них потом не было стыдно. Пишите грамотно (безграмотность, лишние пробелы, заглавные буквы и отсутствие запятых в интернет-переписке весьма раздражает), не заваливайте собеседника картинками и сообщениями, не вступайте в полемику с троллями.

Вообще, тролли – это отдельная тема. Скажу одно: пока вы спорите с ним и рискуете своей репутацией, он наслаждается, питаясь вашей энергией. Всегда помните про это и смело удаляйте очередного скандалиста, не вступая с ним в полемику.

– Нельзя не упомянуть такой канал общения, как мессенджеры. Действительно, сегодня у всех есть viber, telegram, чаты в социальных сетях. Так как же правильно начать общение с человеком – позвонить или написать?

– С точки зрения современного делового этикета – предпочтительнее сперва написать сообщение. Так получается, что звонок (голос) современным человеком воспринимается, как вторжение в его личное пространство. Поэтому звонки стоит использовать только в случае, когда дело не терпит отлагательств. В других случаях, если вы хотите совершить звонок, то сначала уточните через мессенджер, когда человеку будет удобно поговорить с вами.

– Среди ваших программ есть «Искусство small talk», что это такое?

– Каждый из нас сегодня вынужден коммуницировать с большим количеством людей. Конференции, семинары, мастер-классы, деловые встречи – мы постоянно находимся в ситуациях, когда нужно общаться. При этом очень часто можно услышать: «О, нет, подойти и начать разговор первым – это не для меня. Я не умею, я боюсь». На своём курсе я учу, как снимать стеснительность, с чего начать разговор, как заполнять неловкие паузы. Рассказываю о том, о чём можно говорить и о чём точно не стоит. Например, у нас есть список «зелёных», «жёлтых» и «красных» (запретных) тем. Приятные темы – погода, спорт, культура, семья. Запрещённые – политика, религия, вопросы секса. Ну а за теоретическими знаниями у нас как обычно идёт практика. Так, одно из домашних заданий на курсе состоит в том, что ученикам нужно провести 15 небольших бесед. В магазине, в метро, в очереди. Подойти, завязать разговор, поговорить и корректно завершить общение.

– А как начать разговор в незнакомой компании? Фраза «Добрый день, сегодня приятная погода!» ещё работает?

– Да, этот вариант уместен во все времена (смеётся). Ну а если речь идёт о деловых конференциях, то правильно будет подойти, представиться и спросить, как зовут человека. Дальше можно поинтересоваться, откуда он приехал, чем занимается. Отмечу, что если вы постоянно развиваетесь: читаете книги, смотрите фильмы, посещаете какие-то выставки или культурные мероприятия в вашем городе, то у вас всегда найдутся темы для общения. 

К сожалению, сегодня часто можно встретить информационный снобизм: мол, «я не смотрю телевизор и не интересуюсь новостями». Но, согласитесь, источники информации бывают абсолютно разными. Не надо ориентироваться на плохие образцы – смотрите каналы о культуре, музыке, путешествиях. Не надо смотреть и читать всё подряд, выбирайте качественную прессу. В таком случае вам всегда будет о чём поговорить.

– Какой вопрос чаще всего задают люди специалисту по этикету?

– Как это ни удивительно – вопрос «Как понравиться людям?». Ответ на него чрезвычайно простой и сложный одновременно: в первую очередь – не вы должны нравиться людям, а люди должны нравиться вам! Если вы искренне поинтересуетесь настроением другого человека, внимательно отнесётесь к его просьбе, поблагодарите его за приятное общение, то ваш собеседник наверняка также почувствует к вам симпатию. В этом и есть искусство этикета – оставить о себе хорошее впечатление.

Как пережить публичное выступление?

Лайфхак от Оксаны Зарецкой

Во время публичного выступления лучше оставить руки свободными. Не стоит держать в руках какие-либо предметы, бумаги или папку. Объясню почему. Когда во время выступления вы прижимаете к себе папку, то внутренне вы отгораживаетесь от публики и зажимаетесь ещё больше. Освободите руки, отпустите себя, и это поможет вам раскрепоститься. Ну и, конечно, не стоит читать выступление с листа, опустив глаза и забыв о слушателях. Образец отличных публичных выступлений – Стив Джобс. Пересмотрите видео с его участием, обратите внимание, как он общается с публикой, и попробуйте это повторить. Ещё один маленький секрет: если вы очень волнуетесь, выберите в зале самого приятого вам человека и обращайтесь конкретно к нему. Так вам будет легче. Ну а главное – будьте искренними и не забывайте улыбаться!

Екатерина АПАРИНА

Фото из архива Оксаны ЗАРЕЦКОЙ

 

 

 

 

 

Выбар рэдакцыі

Энергетыка

Беларусь у лідарах па энергаэфектыўнасці

Беларусь у лідарах па энергаэфектыўнасці

А сярод краін ЕАЭС — на першым месцы.