Вы здесь

Как учились партизанские дети?


Дети народных мстителей во время Великой Отечественной посещали учебные занятия во многих семейных партизанских лагерях. Как вспоминал выдающийся организатор партизанского движения в Беларуси Кирилл Трофимович Мазуров в книге «Незабываемое», «... несмотря на трудности, создание школ в лесах шло полным ходом. Первыми подхватили призыв об организации обучения детей в партизанских зонах (в селах и лесных лагерях) комсомольцы Полесской области. Почин позже распространился в Минской, Пинской и других областях. Создание в тылу врага советских школ служило не только объединению и воспитанию детей, но и вселяло веру людей в неизбежное изгнание гитлеровцев». Известный поэт-фронтовик Анатолий Велюгин в стихотворении «Партизанская школа» правдиво описал те события:


Партизанская школа смоделирована в Музее истории Великой Отечественной войны.

Сухім пергаментам — бяросты скрутак.

Мурашкі-літары... На сэрцы смутак:

Пісаць вучылася

палеская дзятва,

Як вылі «юнкерсы»

па сорак сутак,

Гарэлі воблакі, і дрэвы, і трава.

Только в Брестской области на 1 мая 1944 года такими образом обучалось 490 детей. Все лесные школы были начальными, только с первыми четырьмя классами обучения. Они, как правило, располагались в землянках, зданиях, построенных из лозы и других подручных материалов. В их организации принимал участие партизанский актив, учителя, родители, сами дети. Строили лесные школы в невероятно тяжелых условиях: не было учебников, тетрадей, писчей бумаги, наглядных пособий, нормальных приспособленных помещений для занятий. В Белорусском государственном музее истории Великой Отечественной войны как одна из самых ценных реликвий военной поры хранится письмо от 22 ноября 1942 года секретаря ЦК комсомола Кирилла Мазурова первому секретарю Центрального Комитета комсомола Беларуси Михаилу Зимянину о работе лесных школ. Описывается, как по причине отсутствия письменных принадлежностей «комсомольцы отряда Николая Розова ходили по этим вопросам в разные деревни и собрали 150 карандашей, несколько учебников, несколько десятков тетрадей. В Октябрьском районе 14:09 провели конференцию учителей, 15:09 — родительское собрание. 16 сентября школы приступили к работе. Количество детей, обучающихся в них, — 271 человек. Карпилавская школа — 47 детей, Рудобельская — 10, Рудницкая — 20, Старо-Дубровская — 26, Ново-Дубровская — 52 ».

Помогли, как всегда, народная смекалка и мудрость партизан. Так, при изготовлении письменных принадлежностей партизаны из коры дуба вырезали для первоклассников буквы для азбуки, из веток делали классные счетчики. Народные умельцы нашли способ изготовления чернил: делали отвар из дубовых желудей, бросали туда ржавый гвоздь или кусок железа. Эта смесь отстаивалась, и получались чернила. Часто учебные пособия доставались у местного населения, а также через связных и разведчиков в населенных пунктах. Классных досок не было, вместо этого учащиеся писали выстроганными палочками на земле и песке. Нередко для подсчета использовали гильзы патронов. Из-за отсутствия учебников и тетрадей, ручек и карандашей дети писали на полях газет и упаковочной бумаге, обратной стороне немецких листовок, а иногда и просто палочками на бересте или на песке. Партизаны оснастили приспособленные помещения для занятий, делали парты. Из-за отсутствия учебников и программ педагоги-партизаны обучали детей по политической литературе, которая была в отрядах. Часто учителя использовали в работе с детьми приказы Верховного Главнокомандующего, тексты из газет, брошюр или листовок-сводок Совинформбюро.

Стенгазета, которую выпускали пионеры школы партизанского отряда имени А. Жданова.

В некоторых бригадах даже существовали пионерские организации. Из воспоминаний бывшей ученицы школы № 2 при партизанском отряде имени М. И. Калинина Т. К. Кот, которая после войны стала работать учительницей в школах Брестской области: «Командование отряда позволило нам сшить из парашютного полотна пионерскую форму. Мы сделали себе также пионерские галстуки. Особенно тщательно и внимательно вышивали всем коллективом пионерское знамя. Вскоре в торжественной обстановке были приняты в пионеры еще 28 детей. После этого выбрали штаб пионерской дружины». В музее хранятся стенные газеты «Наша учеба» и «Пионер» пионерских организаций партизанских бригад Брестской области. В них — жизнь юных пионеров, учеба и общественная работа. Кроме обучения детей письму, чтению и арифметике, учителя проводили с ними большую воспитательную работу, прививали им трудовые навыки. В свободное время маскировали лагеря, занимались благоустройством, собирали ягоды, грибы, заготавливали дрова.

Наибольшее распространение лесные школы получили в Брестской и Барановичской областях. Здесь при партизанских отрядах и соединениях работало около двадцати партизанских школ. Точно известно, что первая лесная школа на Брестчине была организована осенью 1943 г. при отряде имени М. И. Калинина, где в трех классах обучалось 50 детей младших классов. При семейном лагере отряда имени А. А. Жданова начальным обучением было охвачено 38 детей. Одним из отрядов в брестских лесах командовал лейтенант Евгений Георгиевич Макаревич — инициатор создания лесной школы, где обучалось 98 детей. После его гибели в июне 1943 отряд бригады имени Я. М. Свердлова был назван именем командира.

В Белорусском государственном музее истории Великой Отечественной войны хранится отчет о воспитательной работе среди детей школьного возраста 4-го семейного лагеря этого отряда за июнь 1944 года. В отчете говорится, что «в семейном лагере школу посещают 46 детей, из них 1-го класса — 24, 2-го класса — 13, 3-го класса — 9 человек. На уроках изучаются следующие предметы: русский язык, арифметика, пение. Дети выучили наизусть стихи «Взвилась ракета боевая», «Ведут народы бой», «Наша славная земля». Во внеурочное время проведены беседы «О действиях партизан», «О помощи населения партизанам», «О героических действиях партизанки Тани». По физкультуре в 2 и 3 классах изучены темы «Построение в шеренгу и колонну», «Повороты на месте и в движении», «Выход из строя». Кроме того, с детьми проведены занятия по бегу на короткие дистанции, прыжках в длину, подтягивания на турнике, отработаны упражнения по гранатокиданию, изучению устройства винтовки, тренировке с макетами стрелкового оружия. С гордостью организатор воспитательной работы сообщает в отчете, что в лесной школе систематически работали кружки художественной самодеятельности и детских работ. «Ребята ухаживали за школьным огородом, занимались сбором лекарственных трав: за сезон собрали цветов ландыша — 0,5 кг, листьев папоротника — 6 кг, цветов ромашки — 1 кг, корней валерианы — 4 кг, липовых цветов — 1,5 кг" .

Урок в лесной школе ведет командир.

В школьной тетрадке, расположенной в «Партизанском лагере» музея, подробно передан отчет учительницы Полины Ясновской об учебно-воспитательной работе лесной школы отряда имени А. А. Жданова бригады имени Я. М. Свердлова с 12 мая до 12 июля 1944 года. Отряд действовал в Дрогичинском районе Брестской области. Здесь обучением было охвачено 58 детей: 23 мальчика и 35 девочек младшего школьного возраста. Как видно из отчета, учебный день здесь состоял из четырех уроков по 45 минут каждый. Перерывы между уроками следующие: малые перерывы по 10 минут, большой перерыв 30 минут. Занятия проводились в школе в две смены. Успевали учащиеся хорошо. В конце учебного года были проведены итоговые занятия и экзамены в присутствии командира партизанского отряда, комиссара, секретаря комсомольской организации и учительницы из другого отряда. По окончании школы учащимся выдавались специальные удостоверения. Одно такое хранится в Белорусском государственном музее истории Великой Отечественной войны. Оно выдано по итогам 1943/44 учебного года Елене Данилкович, учащиеся 3 класса лесной школы отряда имени М. И. Калинина (в музее хранится и фото ученицы). Свидетельство подписано комиссаром отряда Ф. А. Беляевым и завучем школы учительницей П. В. Ивановской. Занятия в лесных школах вели учителя, которые жили в местах дислокации народных мстителей, или приглашены ими из других населенных пунктов, иногда к работе с детьми привлекали бывших студентов, старшеклассников из числа партизан.

Это  были самоотверженные люди, безумно любящие свое дело, которых объединяло одно — воспитать достойную смену, настоящих граждан родного Отечества.

Николай ШЕВЧЕНКО

Выбор редакции

Культура

Группа Іrdorath: Наш посыл — быть настоящими и свободными

Группа Іrdorath: Наш посыл — быть настоящими и свободными

Пример истории, когда талант сам пробивает себе место под солнцем.

Политика

Топ-5 достижений Беларуси в международных отношениях

Топ-5 достижений Беларуси в международных отношениях

Это не начало книги-антиутопии о будущем нашей планеты.

Общество

Приемная кампания: к чему готовиться?

Приемная кампания: к чему готовиться?

Сделан первый шаг к объединению экзаменов.

Экономика

Можно ли торговать в подземных переходах?

Можно ли торговать в подземных переходах?

Было время, когда люди, которые торговали в переходах, «ставили» на выходе из перехода человека, который предупреждал о приближении милиционеров.