Вы здесь

Как в Минске выявляют пункты нелегальной продажи краснокнижников


Черемша, или медвежий лук, — растение краснокнижное, и торговать им категорически запрещено. Однако каждый год находятся люди, которые этого не знают или только делают такой вид. Вместе со специалистами Минприроды мы отправились в рейд, чтобы напомнить нелегальным торговцам, сколько действительно стоит пучок черемши.


На выходе из метро «Каменная Горка» нелегальная торговля «цветет» круглый год, а весной ассортимент пополняется еще и редкими растениями. Черемша находится в Красной книге с 1962 года, но массовый сбор ее не прекращается. И постепенно растение исчезает в некоторых регионах. Каждый год Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды пытается донести до людей, почему рвать медвежий лук нельзя и какую альтернативу можно найти (например, вырастить самому). Однако пока ситуация не сильно меняется.

— Рейды мы проводим около трех лет, но практика показывает, что люди торговали, торгуют и, наверное, будут продолжать торговать. Причем одни и те же, — отметил начальник отдела оперативного контроля по Партизанскому, Первомайскому, Фрунзенскому районам г. Минска Минского городского комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды Дмитрий Александрович. — В прошлом году только у одного человека были необходимые документы для продажи, остальные торгуют нелегально. Штрафы, конечно, предусмотрены большие, но выписать их могут тогда, когда поймают в лесу «за руку». А торговцев, к сожалению, может штрафовать только местная администрация и только за незаконную торговлю.

В этот момент к нам подходят представители администрации Фрунзенского района и милиции. Вперед отправляются те, кого торговцы еще не знают. Однако как только из-за машин являются люди в форме, стихийный рынок мгновенно исчезает.

Заместитель начальника управления аналитической работы, науки и информации Минприроды Татьяна Евдасева призывает торговцев не продавать черемши.

Женщину, которая продает черемшу в переходе, задерживают. На коробках у нее еще лежат лук и редис.

— Я редиску продаю. Что, редиску нельзя? Куда мне собираться, я же только вчера там была, — быстро говорит женщина, пока какой-то мужчина забирает у нее коробки и относит в машину.

Торговку направляют в микроавтобус, чтобы отвезти в администрацию района для установления личности и составления протокола.

— Вы знаете, что черемша находится на грани исчезновения и продавать ее нельзя? — спрашивают представители Минприроды.

— Таких, как я, миллион, — отвечает женщина. — Мне нужно детей кормить! И что мне делать? Дояркой за 150 рублей работать? Отсюда никуда не пойду, но черемшу продавать не буду.

Позже выясняется, что на Ольгу (так представилась женщина) вчера уже был составлен протокол, но штраф она не согласилась оплачивать на месте. Поэтому, скорее всего, придется решать дело через суд.

— Вот вчера бабушка успела сбежать, а я — нет. Ну давайте, везите меня уже, — говорит напоследок Ольга.

Через несколько минут нас зовут спуститься в переход, где подмечен еще один нелегал. Девушка стоит с накрытыми коробками и утверждает, что все свое, домашнее.

— Покажите, пожалуйста, документы от сельсовета, — просит заместитель начальника управления аналитической работы, науки и информации Минприроды Татьяна Евдасева. — Вы же знаете, что черемша занесена в Красную книгу?

— Черемша со своего огорода, а документы нам выдают после того, как картофель вырастет, — совсем неправдоподобно врет девушка.

— А куда ваш напарник сбежал, вы же не одна стояли? — спрашивают представители милиции.

— Какой напарник? Я одна! Вы видите, что я что-то продаю? Я просто стою, еще даже не распаковывала — уже сердито отвечает торговка.

— О том, что здесь синдикат, мы говорить не можем. Они говорят, что или алкоголики принесли, или нашли где-нибудь, или сами вырастили, — отметил Дмитрий Александрович. — Продают черемшу, в основном, пенсионеры, а воевать с ними смысла нет. Поэтому мы и призываем людей не покупать краснокнижников в переходах.

Кстати

Минприроды предупреждает, что в соответствии с Законом Республики Беларусь «О растительном мире» запрещаются самовольные изъятие и пересадки дикорастущих растений, относящихся к видам, включенным в Красную книгу, из среды их роста, их незаконный оборот, а также удаление и совершение иных действий, которые могут привести к их гибели, сокращению численности или нарушению среды их роста.

За нарушение этих требований виновные лица привлекаются к ответственности в соответствии со статьей 15.8 Кодекса об административных правонарушениях и наказываются штрафными санкциями в размере от двадцати до пятидесяти базовых величин.

По данным Госинспекции охраны животного и растительного мира, в прошлом году было составлено 36 протоколов по статье 15.8 за незаконное изъятие краснокнижных растений, преимущественно черемши.

Екатерина ТИТОВА

Фото Анны ЗАНКОВИЧ

Выбор редакции

Политика

Второй день ВНС: все подробности здесь

Второй день ВНС: все подробности здесь

В повестке дня — утверждение концепции нацбезопасности и военной доктрины.