Вы здесь

Жить в любви. Разговор со священником не о религии


Не секрет, что профессия, особенно если она — еще и дело жизни родителей, накладывает отпечаток на уклад семьи, воспитание и формирование мировоззрения детей. Конечно, все семьи разные. Но семьи военных, наверняка, будут иметь общие черты, как и семьи врачей, педагогов или, например, психологов. А каков уклад в семье православного священника? Об этом накануне Рождества и Нового года (которые в нашей традиции считаются семейными праздниками) мы решили спросить у настоятеля прихода храма Спиридона Тримифунтского в Минске, священника Александра Пальчевского.​


— Не только семья священника, но и любая христианская семья важнейшей целью видит духовное становление и развитие всех ее участников. Согласно Евангелию, «ищите прежде Царства Небесного, все остальное приложится вам». Таким образом, в идеале, должна выстраиваться иерархия ценностей в христианской семье. Разумеется, очень важны и другие аспекты — воспитание и образование детей, совместное преодоление трудностей, достижение материального благосостояния. Но христианская семья — это еще и духовная составляющая. И так, по идее, должно быть в каждой семье.

— Каждая семья — закрытый мир, потому и возникают стереотипы: жесткая дисциплина в семье военного, постоянный анализ поведения ближних в семье психолога... Есть «мифы» и о семье священника. Например, о том, что в ней бытует домострой, а женщина должна заниматься только домом и не может строить карьеру...

— Давайте начнем с этого аспекта в жизни самого священника. В некоторых странах священнослужители помимо их дела жизни — служения Богу и ближним — имеют дополнительную профессию. В нашей стране дополнительная профессия у священников — тоже есть такие примеры. Но не все профессии священнослужитель может принимать. Например, священник не может быть профессиональным спортсменом: большой спорт — это ведь тоже дело жизни и требует слишком много времени и сил. Не может священник иметь личный бизнес или работать в банковской сфере. Не может проливать кровь — например, быть военным или врачом. Хотя что касается хирургии, в истории были исключения. Так, один из святых, Лука Крымский, был военным хирургом, по его учебнику до сих пор учатся студенты-медики. Ближе к концу жизни он принял сан, получив на это особое разрешение от руководства церкви. Но это, повторюсь, исключение. Разумеется, священник не может быть барменом. Не может работать в любой сфере шоу-бизнеса, включая и театр. А вот водителем, например, он быть может. Или, допустим, специалистом в сфере IT.

Что касается матушки, принципы выбора профессии для нее те же, только ограничения менее строгие. Многие матушки работают, строят карьеру и материально независимы от супруга. В современном мире реже можно встретить жену священника, которая не работает. Моя матушка, например, по образованию философ, закончила БГУ и преподавала философию, а сейчас увлеклась медициной и получила образование, связанное с особенностями ухода за новорожденными. 

— От чего зависит заработок священника?

— Каждый священник имеет зарплату, которую ему платит приход, где он служит. Зависит она от тех пожертвований, которые приходят в храм. Заработная плата священника складывается из богослужений, которые он совершает, а также треб, когда его приглашают, допустим, освятить квартиру, совершить крещение и так далее. Иными словами, священник полностью зависит от своего прихода. Есть приходы крупные, есть маленькие, сельские приходы. Там многие священнослужители обеспечивают семью личным трудом — например, ведут хозяйство. Или осваивают дополнительную профессию. Приход священник не выбирает — отправляется туда, куда его назначат. Как и у всех, у священника есть два выходных в неделю и отпуск раз в году.

Священником надо быть всегда

— Обращение «матушка» к женам священников применяется и сегодня?

— Да, такое обращение принято. 

— Если вернуться к стереотипам о том, «чего нельзя жене священника» — то такие составляющие современной жизни женщины, как косметика, или, скажем, фитнес для них возможны?

— Что касается косметики, то никаких ограничений тут нет. Иное дело, что и в этой сфере есть крайние проявления. Но женщина, выбирающая для себя жизненный путь матушки, вряд ли сама захочет делать вызывающий макияж, едва ли будет увлекаться пластической хирургией или татуировками. Апостол Павел говорит: «Все мне позволительно, но не все полезно». Ведь, согласитесь, нередко в юности человек делает тату или пирсинг, а потом сожалеет об этом, став взрослым. К телу надо относиться, как к храму своей души — и поэтому важно спросить себя, прежде чем, например, идти в тату салон: готов ли я в таком вот, «украшенном» теле предстать перед Создателем? 

Исходя из концепции тела как храма души, физическая культура — только приветствуется. Иное дело, что йога, например, может быть связана с определенной философией или мировоззрением, практиками, которые могут идти вразрез с христианством. Так что вряд ли матушку это может заинтересовать. А вот посещение тренажерного зала или бассейна — это хорошо и правильно. Я сам занимаюсь футболом, хожу в тренажерный зал. Господь дал нам наше тело как вместилище Духа Святого, и важно поддерживать его здоровым. 

Еще порой интересуются, можно ли священнику и его семье пользоваться соцсетями, интернетом. Как вы уже поняли, ответ — да. Священники используют эти инструменты в том числе для достижения целей, которые стоят перед Церковью. И священники, и их жены часто ведут блоги. Это возможность рассказать о своих взглядах на те или иные вопросы.

— То есть, сняв церковное облачение и переодевшись в «светскую одежду», священник становится обычным современным человеком?

— Это непростой вопрос, и он был таковым во все времена. Ведь часто бывает даже в среде верующих христиан: в храме, в контексте богослужения, христианин демонстрирует один образ мышления, а выйдя из храма — другой. Думаю, это недопустимо, особенно для священника.

Независимо от того, где он находится, чем занимается, в облачении он или нет, он должен всегда и во всем оставаться христианином. Поэтому священнослужителей и призывают в любом месте бывать в облачении. У нас в Беларуси это не так выражено, а вот в Греции или Грузии, например, священника можно встретить в облачении повсюду — и в торговом центре, и на рынке... И это дисциплинирует, ведь только своим видом священник проповедует христианство, а значит, несет особую ответственность за каждое слово или поступок. Христианином надо быть везде и всегда. Священником — тем более.

Любовь — это жертвенность

— С чего начинается день в семье священника? С молитвы?

— С молитвы, молитвой же и завершается. Конечно, дети растут, у детей в школе могут быть разные смены, и начинать и завершать день всей семьей удается не всегда. Но праздники и воскресные дни мы стараемся провести вместе. И обязательно бывать вместе в храме, на богослужении. 

— Уклад жизни в вашей семье — скорее патриархальный, или супруги — равноправные партнеры в принятии решений?

— Те представления, которые порой возникают о православной семье, ее излишней строгости и патриархальности, не соответствуют реальности. Разумеется, отношения в нашей семье равноправные.

— Как выбрать спутника жизни раз и навсегда? Светский человек знает: не сойдемся характерами — всегда можно разбежаться. У священника такой возможности нет...

— Трудности в поиске «своего» человека возникают у каждого. Когда я познакомился со своей будущей женой, она была совершенно не религиозна. Но я и сам к вере пришел осознанно, будучи уже достаточно взрослым. И я рад, что моя супруга тоже прошла этот путь. 

— Будучи холостым, священник не может быть рукоположен, принять приход?

— В лоне Церкви есть три пути, предоставляющие свободу выбора. Есть белое духовенство — в этом случае действительно человек принимает сан после вступления в брак. Есть монашествующее духовенство, когда сан принимает монах. И есть практика целибата, когда священник не имеет семьи, но не является монахом (хотя это довольно редкие случаи). Так что все зависит от личного выбора. Есть люди, которым нравится одиночество. Мне, например, еще в студенчестве оно давалось сложно. Так что создавать семью или нет — этот выбор, скажем так, с «карьерой» никак не связан. Главное, чтобы человек испытывал душевный комфорт, тогда будет польза и для дела, и для людей, которые тебя окружают.

— Как сохранить крепкую семью после многих лет брака?

— Мы в браке 13 лет, и я не чувствую за собой права раздавать советы. Могу лишь сказать, что в христианской традиции любовь — это всегда жертвенность. Если любовь эгоистична, брак рано или поздно даст трещину. Но если у обоих супругов есть изначальная установка на взаимоуважение, на то, чтобы уступать тем, кого мы любим, первым делать шаг навстречу в любом конфликте, у вас есть шанс выстроить крепкие, здоровые и счастливые отношения.

Воспитывая детей, начните с себя

— Дети в вашей семье имеют право голоса? Могут отказаться идти в воскресение на службу в храм?

— Могут, и мы их не заставляем. Но в нашей семье воскресное посещение храма — такая же данность, как, например, необходимость чистить зубы по утрам. Подросток, конечно, может теоретически отказаться чистить зубы. Но ведь этим он нанесет вред в первую очередь себе, и наши дети это понимают.

— Делятся ли ваши дети с вами, как с родителями, своими проблемами?

— Не всегда. Но, на мой взгляд, очень важно оставлять ребенку личное пространство. В этом вопросе родителям необходимо соблюдать баланс, особенно по мере взросления детей. Когда наши дети были младше, то приходили ко мне на исповедь. Сейчас такое тоже иногда случается, хотя порой на исповедь они приходят к другим священникам. Это вопрос доверия, а доверять ребенка не заставишь — доверие надо заслуживать снова и снова. И мы с женой очень стараемся это делать. Воспитание детей — это непрерывный процесс, как и выстраивание отношений между супругами. Это долгий путь, личное развитие, и без жертвенности, ограничения своих интересов тут не обойтись. Знаете, часто в храм приходят люди, которые сожалеют, что в свое время не дали детям любовь и заботу. И теперь любви и заботы они не получают от своих выросших детей. Так что все просто (хотя на практике — очень непросто): вкладывать максимум внимания, любви, времени в своих детей. И тогда все это вам обязательно вернется. Но тут есть важный нюанс. Крайние степени попечения, эгоистичной родительской любви могут нанести вред. В этом случае ребенок, вырастая, не имеет самостоятельности, не может ориентироваться в жизни. Так что воспитание детей требует от родителей в первую очередь самовоспитания. 

А что касается уважения к родителям, по моему глубокому убеждению, оно воспитывается только личным примером. Как вы относитесь к бабушкам и дедушкам — к своим родителям и родителям супруги (супруга), так ваши дети, подрастая, начнут относиться и к вам самим. 

— Расскажите о ваших семейных традициях.

— Большая часть традиций связана с храмом — мы стараемся, чтобы дети приобщались к традициям Церкви, причем не только ко внешним ритуалам, но и к пониманию их сути. Но помимо этого у нас есть традиция проводить воскресный день вместе, наполнять его радостными и яркими событиями. Бывать на природе, выезжать за город, путешествовать по Беларуси. Близится Рождество, и с ним, как и вообще с зимними православными праздниками, в нашей семье тоже связаны традиции. Например, Рождественское ночное богослужение — в нем принимают участие и наши дети. 

— А Новый год в вашей семье — праздник?

— Конечно, и во многих семьях священников его не отрицают. Я считаю, не нужно отбирать у детей этот праздник. Новый год выпадает на период Рождественского поста, и это отражается на нашем праздничном меню. Но никакой проблемы тут нет. Сегодня выбор продуктов в магазинах огромен, не сложно сделать рыбный стол, купить постный майонез. Оливье и мясной нарезки на нашем новогоднем столе нету, но есть рыбные блюда, овощные салаты, фрукты, выпечка.

Через священника действует Бог

— Отец Александр, а как вы выбрали для себя именно эту жизненную дорогу — стать священником?

— Я понял, что хочу быть священником, в 15 лет. Семья моя, как я уже говорил, была неверующей, хотя, как и многие, мы время от времени заходили в храм — поставить свечку, освятить куличи на Пасху. И вот, заходя в храм, я стал больше внимания обращать на то, что там происходит. У меня появились вопросы, и я стал читать Евангелие и другую духовную литературу. И духовный мир стал открываться для меня. А в целом, для каждого священника ключевым моментом в принятии этого решения всегда является личный опыт переживания Бога, Его присутствия в твоей жизни. Так было и со мной.

— Священство, это, безусловно, духовный путь. Но также это ежедневная работа с людьми. Бывает ли у священников «профессиональное выгорание»?

— Современный мир таков, что порой любому человеку трудно вынести психологическую нагрузку. Но нам в этом плане легче: священник не совершает некие действия от себя — через него в храме (и даже за его пределами) действует Бог. В принципе, как через каждого христианина, который старается жить согласно Евангельским заповедям. Поэтому и важно регулярно бывать в храме — не для соблюдения церковных традиций, а для формирования своего духовного мира, связи с Богом, изменения своего отношения к себе, окружающим. Божья сила не имеет границ, и Он готов делиться ею с каждым. 

Александра АНЦЕЛЕВИЧ

Выбор редакции

Политика

Второй день ВНС: все подробности здесь

Второй день ВНС: все подробности здесь

В повестке дня — утверждение концепции нацбезопасности и военной доктрины.