Вы здесь

В Брестской области первыми внедрили практику выездных приемов госрегистраторов


Кто владеет недвижимым имуществом или участком земли, знает, как важно иметь соответствующие документы на свою собственность. Сейчас при приобретении, строительстве, реконструкции объекта документы оформляются одновременно с этим. А вот раньше было не так. Особенно часто проблемы с документами возникают в сельской местности в первую очередь, когда наступает время вступить в права наследника, продать, подарить дом, участок. Тогда люди сразу обращаются в органы государственной регистрации и земельного кадастра. Бывает, что ходить туда приходится не раз и не два. А если ты живешь не в городе, это становится проблемой.


Опробовали в Высоком

— Новую форму работы мы начинали внедрять восемь лет назад, — рассказывает директор Пружанского филиала РУП «Брестское агентство по государственной регистрации и земельному кадастру» Александр ПОПКОВ. — Тогда структура предприятия немного отличалась. Мы в качестве бюро входили в Березовский филиал, одним из подразделений было также Каменецкое бюро. Каменецкий район большой, и, скажем, город Высокое находится почти в полусотне километров от райцентра. Некоторым жителям деревень Высоковской зоны удобнее было добираться в Каменец через Брест, а это круг — почти в сто километров. Конечно, люди писали жалобы в самые разные инстанции. Однажды мы вместе с тогдашним председателем Каменецкого райисполкома Андреем Писариком рассматривали те жалобы и размышляли, какой выход можно найти из ситуации. Именно Андрей Николаевич предложил оказывать услуги по регистрации на месте, в высоком.

Организационно это оказалось не так просто. Регистратор имеет дело с конфиденциальной информацией граждан, сразу же встал вопрос защиты этой информации. Пришлось поработать программистам, создать специальные программы по защите электронной базы и способов пользования информацией. Со временем были приобретены компьютеры, многофункциональные устройства для печати, 3G-модемы, были обеспечены удаленный доступ в нашу базу данных и защита канала связи. И регистратор начал принимать граждан раз в месяц в городе Высокое. Высоковский горисполком посодействовал с помещением для работы — его отвели в здании горсовета.

Специалист вел прием как по предварительной записи, так и по живой очереди. Предварительная запись позволяет регистратору подготовить необходимый пакет документов еще до выезда, а это существенно сокращает время обслуживания клиента. Доступ же к ресурсам локальной сети предприятия, ко всем программам и документам позволил осуществлять все регистрационные действия в отношении объектов недвижимости, выдавать свидетельства о регистрации сделок, справки и иную информацию, давать квалифицированные консультации по вопросам регистрации недвижимого имущества. При необходимости сотрудник связывается по скайпу с работниками архива бюро либо филиала для просмотра дополнительных архивных документов.

— Одним словом, мы отработали пробный вариант на Высоком и убедились, что выбрали правильное направление, — отмечает Александр Попков.

Пример для подражания

Тогда Пружанское бюро взялось за работу в своем районе. Там, как и в Каменецком, есть бывшие райцентры, значительно отдаленные от города. Скажем, Ружаны расположены на расстоянии 45 километров от Пружан, до Шерешево более 20 километров. Жителям этих поселков нужно было тратить целый рабочий день, чтобы только приехать и подать документы. Значительную помощь в организации оказал тогдашний председатель Пружанского районного Совета депутатов Виктор Макаревич. В Ружанском и Шерешовском исполкомах были отведены рабочие места для регистраторов. Постепенно наладили сотрудничество с государственными нотариальными службами, теперь они обязательно выезжают совместно и ведут приемы граждан. И уже за первый год работы на Пружанщине было проведено 117 приемов, на каждый из них приходило по 15–20 жителей близлежащих населенных пунктов. Людям стало удобно, постепенно работа пришла в систему. Скажем, за прошлый год регистраторы Пружанского филиала провели 84 выездных приема, в ходе которых принято 917 заявлений на регистрацию, инвентаризацию и проверку технических характеристик.

Опыт первых лет работы был замечен. В Пружаны приехали руководители и специалисты Государственного комитета по имуществу Республики Беларусь, Национального кадастрового агентства, Банка развития РБ, который позже поспособствовал развитию этой формы обслуживания. И было принято однозначное решение по перениманию опыта в стране. А представители банка назвали программу «Клиентский подход», что означает — идти к клиенту, а не ждать его у себя в офисе.

— Мы не только принимаем своих посетителей, скажем, в Ружанах, — уточняет Александр Иванович. — На следующей неделе работник сам выезжает в Зеленевичи к инвалиду, чтобы оформить сделку. Деревня Зеленевичи находится приблизительно в 15 километрах от Ружан. Планируем приобрести отдельную машину, для того чтобы она работала как передвижной пункт регистрации.

Людям стало удобнее

— Пружаны были пионерами в этом деле, — отмечает директор Брестского агентства по государственной регистрации и земельному кадастру Василий ХОЛОДЦОВ. — После них стали успешно внедрять выездные приемы другие филиалы как в области, так и в стране. Сейчас наши регистраторы по графику работают в Телеханах Ивацевичского района, в Домачево Брестского района. В Белоозерске Березовского района сначала устроили выездной прием, сейчас там работает стационарный пункт. Конечно, это дает свои результаты. Людям стало удобнее, они привыкли к такой практике, им нужна наша услуга на месте. О последнем свидетельствует и такой факт. Мы хотели на следующей неделе отменить выездной прием в Домачево в связи с эпидемической ситуацией. Думали, посетители сами не придут. Но позвонил председатель сельского совета и сказал, что граждане активно записываются. Значит, прием состоится.

На местах мы работаем с местными органами власти. Без их поддержки у нас просто не получилось бы организовать работу на должном уровне

Уже несколько лет в Домачево приемы ведет сотрудник Брестского агентства Дмитрий Астапович. Дмитрий Николаевич отметил, что на прием приходят люди из двух самых отдаленных сельсоветов — Домачевского и Томашовского:

— Приходится не только регистрировать и выдавать документы, но и давать консультации деревенским людям. Многие жилые дома, возведенные в первой половине или середине прошлого века, не имеют никаких документов. А если желание вступить в наследство выражают внуки либо правнуки бывших хозяев, трудно бывает доказать их права. Гражданам приходится обращаться в суд, искать хоть какие зацепки в архивных данных. К сожалению, в былые времена оформлению недвижимости не уделяли нужного внимания, как и документам по земельным участкам. С последними еще больше проблем, если нет документов на границы участков. И все это приходится делать, наверстывать упущенное. Так что регистрация — дело серьезное, ее нужно проводить вовремя.

Светлана ЯСКЕВИЧ

Название в газете: Iдзём да клiента!

Выбор редакции

Политика

Второй день ВНС: все подробности здесь

Второй день ВНС: все подробности здесь

В повестке дня — утверждение концепции нацбезопасности и военной доктрины.