Вы здесь

В Большом театре большая балетная премьера — «Анна Каренина»


14 и 15 ноября в Минске была представлена новая постановка молодого хореографа Ольги Костель — балет «Анна Каренина». Несмотря на далеко не дешевые билеты (до 140 рублей), премьерные показы в Большом театре Беларуси прошли с аншлагом.


Историю, рассказанную Львом Толстым, переводили на язык танца уже не раз. Одна из самых известных постановок «Анны Карениной» — балет 1972 года на музыку Родиона Щедрина, в котором главную партию исполнила знаменитая Майя Плисецкая. Также «Каренину» ставили в Новосибирске и Ташкенте, Вильнюсе, Одессе, Свердловске, Таллинне, Санкт-Петербурге, Москве. А кроме России и СССР — в Германии, Австралии, США, Канаде… Поэтому, признается художественный руководитель Большого театра Беларуси Валентин Елизарьев, у него, естественно, были серьезные сомнения, стоит ли вообще создавать еще один балет, который неизбежно будут сравнивать с прошлыми: «Но Ольга сказала: у меня будет женский взгляд, и я понял, что идея стоит внимания».

В чем заключается женский подход, концепция, которую балетмейстер с отечественным и европейским образованием Ольга Костель вынашивала около трех лет? «Что я закладывала в спектакль? Прежде всего, меня волновал вопрос искренности, подлинности чувств — тогда и сейчас, конфликт живого человека и механистического общества, толпы. Конечно, я подняла и конфликт между ролями матери и любовницы, то, что Анна не смогла их в себе совместить, — поэтому у нас появилась роль сына Сережи, причем это не силуэт на заднем плане, а полноценный персонаж, — говорит Ольга, которая, кстати, является и автором либретто. — Мы, сегодняшние, на самом деле недалеко ушли от героев Толстого и живем также сложно, как они, вместо настоящих вещей нам постоянно подсовывают эрзац, латекс и говорят, что это и есть счастье…»

Чтобы раскрыть задумку наиболее полно, балетмейстер-постановщик подобрала музыку из трех последних симфоний и отдельных частей симфонических произведений Петра Чайковского, еще плотнее связывая двух классиков эпохой и страстями человеческими. При этом, подчеркивает дирижер-постановщик Андрей Галанов, на сцене — не иллюстрация произведения Толстого музыкой Чайковского или наоборот. Это авторское, новое и нетривиальное прочтение классики.

«Анна Каренина» стала последней работой главного художника театра Александра Костюченко, который ушел из жизни несколько месяцев назад. Его сценография — неотъемлемая часть спектакля, и в каждом из элементов железной дороги, вокзала, зеркал, чемоданов — свой смысл и подсказка, которая позволяет глубже понимать историю, героев и их стремления. Получился балет, в котором все чувства — на виду, драма — на разрыв, метафоры — на смакование, так что многие театральные завсегдатаи (будем честными, женщины-завсегдатаи) во время спектакля не сдерживают слез. А зрители-мужчины, кажется, всю дорогу до и после спектакля пытаются понять: Анна — жертва или позорная предательница, она хорошая или плохая? «Я ее не осуждаю и могу понять, но я сама — я надеюсь на это — сделала бы иначе, — размышляет ведущий мастер сцены Людмила Уланцева, одна из Карениных, которых увидела белорусская публика. — На мой взгляд, преобладать должен все же разум, а та «химия», которая существует между мужчиной и женщиной, должна вдохновлять, окрылять, а не разрушать твою жизнь и жизни других людей…» До чего довела «химия» и чувственные адажио Вронского и Каренину, которая не может разорваться между сыном и любимым, все хорошо помнят. Но в новом балете финал эффектный: и поезд не поезд, и после точки над «i» остается многоточие… В следующий раз «Анну Каренину» в Большом театре дадут в феврале 2020 года — не пропустите.

Виктория ТЕЛЕШУК

Фото Анны ЗАНКОВИЧ

Название в газете: Ган­на Ка­рэ­ні­на на пу­ан­тах

Выбор редакции

Культура

Глеб Отчик: С предложениями приходит только 5% художников, а остальные 95% говорят «Дай»

Глеб Отчик: С предложениями приходит только 5% художников, а остальные 95% говорят «Дай»

Уже месяц Союз художников, в который входит более тысячи членов, действует под руководством нового председателя.

Общество

Можно ли воспитывать ребенка в социальных сетях?

Можно ли воспитывать ребенка в социальных сетях?

Онлайн-жизнь подростков все чаще становится причиной семейных конфликтов.

Общество

Как проходило Крещение в Минске

Как проходило Крещение в Минске

В день православного праздника Богоявления десятки тысяч верующих пришли на территорию столичного храма в честь Всех Святых, чтобы набрать освященной воды и окунуться в воду.

Спорт

Молодой батутист Иван Литвинович: Я сломал челюсть своим же коленом

Молодой батутист Иван Литвинович: Я сломал челюсть своим же коленом

Как парень из Вилейки обыгрывает знаменитых китайцев.