Вы здесь

Какие нарушения допускают владельцы лодок?


Осень — время, когда на реках и озерах страны понемногу утихает активность. Лодки, катера и другие плавательные средства отправляются на хранение до весны. Поэтому можно уже сейчас подводить итоги их сезонной эксплуатации. А заодно — и ответить на вопросы тех, кто планирует приобрести себе что-то для путешествия по рекам и озерам на следующий год. Обо всем этом «Звязде» рассказал начальник Государственной инспекции по маломерным судам МЧС Михаил Чешун.


Фото носит иллюстративный характер

«Не борта, а одни дыры»

— В стране сейчас насчитывается более 350 тысяч судов, которые нам поднадзорны. Более 150 тысяч из них —те, которые подлежат государственной регистрации и техосмотру.

Здесь следует обратиться к цифрам. Маломерное судно в нашей стране считается таким, исходя из того, что его длина не превышает 20 метров и оно может взять одновременно на борт не более 12 человек. Почти все такие транспортные средства необходимо регистрировать. Единственное исключение — когда лодка на веслах и имеет грузоподъемность до 225 килограммов. Каких-либо вопросов с регистрацией лодок, выпущенных за рубежом, нет. Главное — чтобы ее хозяин имел полный пакет документов. Потому что даже при покупке-продаже лодки техосмотр начинается снова.

Проходить через эту процедуру маломерные суда должны по-разному. Если речь идет об обычной гребных лодках, то первые 10 лет после приобретения привозить к инспекторам ее нужно раз в пять лет. Для устройств с мотором установлен более жесткий срок — раз в три года. Лодка, которая разменяла десять лет, должна обследоваться ежегодно. Все остальное — парусные лодки, гидроциклы, катары — надо проверять раз в два года. Рубеж в 10 лет определяющий и здесь — после этого контроль становится ежегодным.

— При правильном хранении и эксплуатации 10 лет для судна — не возраст, — утверждает собеседник. — До сих пор у наших людей есть плавучие транспортные средства, которые были выпущены еще в СССР. У нас есть в собственности судно «Амур-2М», которое находится в строю вообще с 1972 года. Моторная лодка с двигателем мощностью в 90 лошадиных сил еще вполне пригодна к эксплуатации. Но мы не раз сталкивались со странными случаями. Купил человек, скажем, моторную лодку. Он ее у нас зарегистрировал, через три года привез на технический осмотр, а мы разрешение дать не можем. Например, осенью хозяин не просушил лодку, а сразу ее свернул. Было даже, что к нам кто-то пришел с лодкой, где борта хорошо погрызли крысы. Как говорил почтальон Печкин, «одни дырки» ...

«Самое главное нарушение —​ отсутствие спасательных жилетов»

В этом году с маломерными судами произошло 12 аварийных случаев. Говоря иначе — они перевернулись в воде вместе с водителем и пассажирами при их наличии. Погибло же семь человек.

— Почему-то не все люди осознают, что только застегнутый спасательный жилет может гарантировать безопасность. За время существования Государственной инспекции не было ни одного случая, когда бы хоть одного утонувшего извлекли в такой жилетке, — говорит Михаил Чешун. — Сейчас штраф за ее отсутствие составляет до трех базовых величин. Может, надо усиливать ответственность ... А самое страшное — когда наши инспекторы останавливают судно, а там даже дети без спасательных жилетов. Была же шесть лет назад трагедия на озере Белом в Житковичском районе, когда утонуло сразу пять человек, среди которых трое детей.

Но менее резонансные случаи помнятся уже не так. Например, в 2016 году дачник попросил у соседа покататься на обычной деревянной гребной лодке. По двору бегали дети владельца плавательного средства. Дачник предложил покатать и их. И вот лодка отошла метров на 20 от берега — и из-за ветерка у семилетнего мальчика слетает бейсболка. Все, кто находился в лодке, собрались на одном борту, чтобы ее достать. Лодка, естественно, перевернулись, и все молниеносно оказались в воде. Мальчик успевает схватиться за лодку. Девочка же начала тонуть. Мужчина ее поймал, но до берега доплыть не смогли. Так их после спасатели и достали вместе...

Оказавшись за бортом судна, нужно быть физически подготовленным, чтобы залезть обратно без спасательного жилета, — говорит Михаил Чешун. — Даже нужно знать, как правильно взлазить в лодку из воды. Делать это с борта — грубое нарушение, потому что судно опрокинется повторно. Особенно если человек находится в нетрезвом состоянии. Был у нас случай, когда девушка с ребенком каталась на гидроцикле. Какой-то мужчина сидел в одноместной лодочке посреди реки. И вот плывет гидроцикл, а мужчина встал и замахнулся бутылкой водки прямо на водителя гидроцикла. Та неожиданно сделала резкий поворот. Пошла волна, затем удар. Так после водолазы и достали того мужчину — с бутылкой в ​​руке ... И совсем парадоксальная история случилась как-то на Соже. С одного берега на другой водитель моторной лодки перевозил компанию, которая отдыхала на берегу. Сам он был трезв. По дороге возникла паника. Судно перевернулось и водитель погиб, поскольку он был без жилета. Самое интересное, что пьяные пассажиры все спаслись, хотя на них тоже никакой страховки не было. Они просто успели зацепиться за лодку и не отпускали ее, пока не подоспела помощь.

Переоборудование на свой страх и риск

Кто не хочет прокатиться на моторной лодке по акватории, как говорится, «с ветерком»? Правда, на моторную лодку большой мощности требования во время техосмотра больше, да и стоит она значительно дороже своей более слабой разновидности. Хитрые «изобретатели» начинают мухлевать. Они вынимают старый двигатель и тайком меняют его на новый. Все бы ничего, но корпус лодки при ускорении на такие нагрузки не рассчитан. И он ломается на части. Водитель и пассажиры оказываются в воде, ну а дальше все зависит от того, есть ли на них те самые спасательные жилеты. За такую ​​самодеятельность инспекторы наложат штраф до девяти базовых. Не говоря уже о том, что придется потратиться на новую лодку.

— Еще владельцы маломерных судов любят их тюнинговать. В этом ничего плохого нет, пока не начинается самовольная смена конструкции судна. Например, какой-то бачок пуст. Он выполняет функцию устойчивости судна. Хозяин же думает, что этот бачок просто так занимает место. Происходит дополнительная нагрузка на борт. А в результате судно переворачивается и быстро тонет. Несколько лет назад мы столкнулись с этим на Заславском водохранилище.

Валерьян ШКЛЕННИК

Выбор редакции

Общество

Российские журналисты изучали опыт Беларуси по преодолению последствий аварии на ЧАЭС

Российские журналисты изучали опыт Беларуси по преодолению последствий аварии на ЧАЭС

Они побывали на нескольких предприятиях, в музеях и в радиационно-экологическом заповеднике.

Экономика

Как в Витебске делают подъемные механизмы

Как в Витебске делают подъемные механизмы

Корреспондент «СЕ» побывал на предприятии в Витебске, где изготавливают подъемное и специальное оборудование.

Общество

В Минске прошел финал IV Республиканский конкурс «Семья года»

В Минске прошел финал IV Республиканский конкурс «Семья года»

Самые активные и позитивные многодетные семьи со всех областей страны собрались в столичном Дворце культуры профсоюзов.