Вы здесь

Интернет — зона риска или комфортных покупок?


По состоянию на 1 января этого года в торговом реестре Республики Беларусь было зарегистрировано 19 400 интернет-магазинов. За 2018 год их количество увеличилось на 20 процентов. Доля интернет-торговли в общем товарообороте составляет сейчас 3,4 процента. Учитывая общемировую тенденцию интенсивного развития торговли в сети, Всемирный день защиты прав потребителей было решено провести в Беларуси под девизом «Защита потребителя в эпоху умных технологий».


— Среди товаров, которые белорусы покупают через интернет-магазины, на первом месте — бытовая техника и электроника, на втором — автотовары, а на третьем — товары для красоты и здоровья, — рассказала на встрече с журналистами начальник управления защиты прав потребителей и контроля за рекламой Министерства антимонопольного регулирования и торговли Инна Гаврильчик. — Еще одна общемировая тенденция, характерная и для нашего рынка: все чаще покупатели для приобретения товаров через интернет используют собственные смартфоны.

По данным международных исследований, одной из глобальных проблем интернет-торговли является доверие к продавцу.

«Потребителю очень важно знать, кто продает ему товар, а если такой информации на сайте нет, то я бы категорически не советовала совершать там покупки, — подчеркивает Инна Гаврильчик. — Для потребителя важно, слышит ли его продавец, отвечает ли компетентно на все вопросы, которые его интересуют, звонят ли ему вовремя, готовы ли рассматривать претензии и жалобы. Проще говоря, покупатель хочет быть уверен в том, что его право на возврат денег за некачественный товар будет обеспечено продавцом. Должен заметить, что еще несколько лет назад потребители сомневались в том, что им удастся потом найти продавца, да и сами продавцы считали, что никто их не найдет и ответственности они не несут. Но благодаря изменениям, которые были внесены в законодательство, удалось виртуальный мир приблизить к реальному и обеспечить защиту прав потребителей».

Очень важным шагом стало создание Торгового реестра и обязательная регистрация в нем всех субъектов хозяйствования, работающих в интернете. Теперь, когда потребитель заинтересовался товаром в том или ином интернет-магазине, он может самостоятельно проверить, работает ли он на законных основаниях. Для этого достаточно зайти на сайт МАРТ, найти вкладку «Торговый реестр Республики Беларусь», зарегистрироваться и получить информацию, есть ли такой продавец в его базе.

На сайте интернет-магазина должно присутствовать название организации (продавца), юридический адрес, контактные телефоны, режим работы, полная информация о товаре, которая позволяет потребителям сделать осознанный выбор, цена на товар, гарантийный срок, условия оплаты, сроки, условия, а также стоимость доставки товара.

Инна Гаврильчик обратила внимание на важное обстоятельство: интернет-продавец обязан обеспечить возможность дистанционного перечисления средств. По закону «О защите прав потребителей» у покупателя должен быть выбор: он может рассчитываться в наличной или безналичной форме.

— И если продавец отказывается от получения денег по безналичному расчету (оплатой по банковской карточке), то я рекомендовала бы потребителю задуматься над тем, стоит ли иметь дело с таким продавцом, потому что это является признаком недобросовестного поведения, в том числе в отношении к покупателю, — предупреждает специалист. — И имейте в виду, что запрещается устанавливать различные цены и тарифы в зависимости от формы оплаты товара. К сожалению, некоторые продавцы пытаются ввести покупателей в заблуждение и говорят им, что при безналичной форме оплаты стоимость товара будет выше. Это нарушает действующее законодательство.

К тому же на сайте интернет-магазина должен в обязательном порядке размещаться образец документа, которые подтверждает факт приобретения товара: изображение или фото кассового чека. Посмотрите внимательно, какой субъект хозяйствования там написан, а при продаже вам товара посмотрите в свой чек: тот же ли субъект продал вам заказанный на сайте товар.

Сегодня на многих иностранных интернет-ресурсах активно рекламируются товары, реализация которых через интернет запрещена на территории нашей страны. «Никогда не покупайте лекарства и БАДы в интернете, — советует Инна Гаврильчик, — потому что никто не может гарантировать их безопасность. Приобретая такой товар, вы серьезно рискуете не только своими деньгами, но и здоровьем, и даже жизнью. Незаконным является и продажа товаров через социальные сети. Интернет-магазины могут рекламировать себя в социальных сетях, но в такой рекламе обязательно должна присутствовать ссылка на сайт интернет-магазина, который работает в национальном сегменте сети интернет. В последнее время участились жалобы на товары, приобретенные в социальных сетях. Но в этом случае продают не интернет-магазины, а физические лица. И на такие сделки не распространяется закон «О защите прав потребителей». Дело можно решить только в суде. Но чаще всего, после совершения сделки продавец перестает отвечать на звонки, наверное, внося телефон покупателя в черные списки».

Полезной для потребителей будет и следующая информация. Согласно рекламному законодательству распространение рекламы с помощью мобильной связи и электронной почты допускается только с согласия абонента или адресата на ее получение. Рекламная рассылка может происходить в «Вайбере», «Твиттере» и других мессенджерах. Случается, что покупатель соглашается на получение рекламы, а потом его решение меняется, или он просто забывает, что дал согласие, например при заполнении анкеты на бонусную карточку. «Имейте в виду: если рекламодатель говорит, что не может отключить конкретного потребителя от рассылки рекламы, он говорит неправду, — обращает внимание Инна Гаврильчик. — По первому требованию потребителя рекламодатель обязан отключить рекламную рассылку, причем в законодательстве не оговаривается, в какой форме должно быть озвучено такое требование. А это означает, что достаточно и телефонного звонка...»

Надежда НИКОЛАЕВА

Выбор редакции

Политика

Второй день ВНС: все подробности здесь

Второй день ВНС: все подробности здесь

В повестке дня — утверждение концепции нацбезопасности и военной доктрины.