Вы здесь

Андрей Дмитрук: Шаг за шагом учусь быть руководителем


«Мне кажется, что счастливое детство — один из самых больших успехов в жизни человека, — говорит заведующий Минским детским садом № 252 Андрей Дмитрук. — Детство — это уникальное время, когда осчастливить тебя могут мыльные пузыри, сделанные из шампуня в ванной. Это время, когда для того, чтобы построить дом, тебе достаточно двух стульев и одеяла, а деньги легко может заменить собранные в парке листья. Это чудесная пора, когда родители молоды и полны сил, а для счастья тебе достаточно любимого мороженого. Мир кажется необъятным, цветным, а до звезд можно дотянуться рукой. Согласитесь, став взрослыми людьми, каждый из нас не раз вспоминал свое детство с доброй, щемящей улыбкой и благодарностью, мечтал хоть на день вернуться в это незабываемое время...»


Через десять дней мы всей страной будем подводить итоги уходящего года и встречать Новый. Для нашего героя «Плеяды молодых» 2023 год, безусловно, запомнится победой в Республиканском фестивале «Педагогический дебют». Фестиваль проводился в стране впервые, но имеет все шансы стать традиционным. В центре внимания оказались молодые учителя, воспитатели дошкольных учреждений, молодые директора школ и молодые заведующие учреждений дошкольного образования. Участники должны были соответствовать нескольким критериям: возраст — до 31 года и стаж работы в должности — не более пяти лет, независимо от квалификационной категории.

Капитан корабля

Обращаясь к конкурсантам, заместитель министра образования Александр Кадлубай констатировал: «Молодость — это одновременно и преимущество, и недостаток, потому что она быстро проходит. Так цените ее, не бойтесь проявлять новаторство, смелость, потому что у вас пока отсутствует закостенелость педагогического мышления, присущая более старшим вашим коллегам».

На фестивале «Педагогический дебют» вместе с коллегами

— Принять участие в фестивале мне предложили в управлении образования Октябрьского района Минска. Мой общий стаж в профессии — десять лет. Но заведующим детским садом я работаю только два года. Некоторое время был заместителем заведующего в детском саду № 327. Конкурс растянулся на целых девять месяцев, — рассказывает Андрей Дмитрук. — Сначала проходили районные, областные и Минский городской этап, который приравнивается к областному. Затем был заочный республиканский этап, в ходе которого заведующие учреждений дошкольного образования писали эссе и методическую разработку заседания педагогического совета. Я посвятил эссе своей матери.

В сентябре состоялся очный заключительный этап, который проходил в Академии последипломного образования. Первым испытанием стала Визитная карточка на тему «Я и моя команда». Моей задачей было красиво преподнести наш Сокол. Поселок Сокол создавался для авиаторов, а сейчас это один из микрорайонов Минска, он активно строится, сюда охотно едут жить многодетные минчане, но вместе с тем он расположен на расстоянии 20 километров от столицы. Микрорайон необычный: ты долго едешь по шоссе, уезжаешь с нее, лес вроде бы расступается, и ты оказываешься в экологически чистом оазисе. Признаюсь, что когда мне поступило предложение возглавить детский садик в Соколе, в ближайшую свободную субботу (это было летом), я приехал сюда, походил вокруг садика, который был закрыт, подышал воздухом и почувствовал: это мое! Решил, что мне здесь будет комфортно! С одной стороны, тихо, уютно, а с другой — есть все удобства столицы. Развитая инфраструктура, хорошее транспортное сообщение, школа, поликлиника, храм.

В своей визитной карточке я вышел в костюме авиатора, сел в настоящее кресло пилота, поприветствовал всех «пассажиров» на борту, пригласил вместе совершить захватывающее путешествие, пообещал, что конечной точкой нашего маршрута будет курорт «Ласточкино гнездо» (это название нашего садика): «Прошу пристегнуть ремни, наш полет пройдет в дружеской атмосфере. Лайнер набрал нужную высоту. Наши уютные апартаменты находятся в экологически чистом микрорайоне белорусской столицы. История курорта „Ласточкино гнездо“ берет отсчет с далекого 1986 года. Но после модернизации, проведенной в 2015 году, он получил вторую жизнь, став современным учреждением, которое каждый день посещает 220 воспитанников в возрасте от двух до семи лет. И мы с уверенностью можем сказать, что соответствуем всем мировым стандартам в категории „детский сад“ и так далее».

Выбор сделан...

Сказать, что мужчина в системе дошкольного образования — редкость, не сказать ничего. Их можно пересчитать по пальцам. Это традиционно женская сфера, еще больше женская, чем школьное образование. И об этом невольно думаешь, наблюдая за мужчиной-руководителем в детском саду...

— Педагогику нельзя разделять на мужскую и женскую. Главное в педагогике — это уровень профессионализма, — отвечает нам Андрей Дмитрук.

Свой путь в профессию он начинал с Солигорского государственного педагогического колледжа.

— Я сам родом из Полесья, из Дрогичинского района. Окончил сельскую школу. В моем детстве мобильники у детей были редкостью, и интернета особо не было, зато мы часто играли в школу. Делили роли между собой: я учитель, ты ученик. В результате и я, и мои двоюродные сестры оказались в педагогическом колледже. Я выбрал специальность «Дошкольное образование». Учителя были очень сильные. Вся теория, что преподавалась, немедленно подкреплялась практикой. Один день в неделю мы обязательно проводили в детском саду, и все, чему нас учили в колледже, применяли на практике.

После окончания колледжа молодой специалист попал по распределению в Минск, восемь лет работал воспитателем в детском саду. И сразу поступил на заочную форму обучения на исторический факультет Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка. Признается, что история с самого детства его увлекала, и в школьной программе именно этот предмет был его любимым. Интересуемся у нашего героя: выбирая преподавание истории, он, наверное, планировал со временем уйти в школу? 

— Попробовать себя в роли учителя истории было моей мечтой с детства, — признается Андрей Александрович. — Возможно, если бы не было в моей жизни колледжа, а потом работы в детском саду, и я сразу пошел бы на истфак, то моя профессиональная жизнь сложилась бы иначе.

Но даже когда я работал воспитателем, дети называли меня учителем. Мы с моей напарницей Еленой Константиновной Дегтяревой набирали старшую группу, готовили детей к школе. Выстраивались очереди из родителей, которые хотели отдать ребенка именно к нам.

В дошкольном возрасте очень важно развитие мелкой моторики, от которой зависит наша память и развитие психических процессов. Я приносил стопку журналов, и дети ножницами вырезали из них рисунки, потом мы делали вместе с аппликаций коллажи.

Личная формула успеха

Кстати, после окончания учебы на истфаке наш герой пошел в магистратуру БГПУ на специальность «Менеджмент в образовании», но систему дошкольного образования, где ему все родное и знакомое, не оставил...

Спрашиваем у него: «Что для вас интереснее: быть на „передовой“, работать непосредственно с детьми или все-таки нести ответственность сразу за всех и заниматься управленческими задачами?»

— А я открыл для себя педагогику еще и как сферу реализации управленческой деятельности. Шаг за шагом с большим интересом учусь быть руководителем учреждения дошкольного образования и вывожу свою личную формулу успеха. Иногда приходится решать задачи со «звездочкой», умножать многолетний опыт моих коллег на собственное креативное мышление и новые методы работы и искать правильный ответ. Причем его нельзя сверить с решебником или списать у соседа по парте... Родители научили меня искать и находить выход, даже в самой казалось бы безвыходной ситуации, — подчеркивает Андрей Дмитрук. — Этого принципа я придерживаюсь и в своей управленческой деятельности. Не секрет, что успех руководителя в первую очередь зависит от его команды. Меня очень хорошо приняли в нынешнем коллективе. И педколлектив, и технический коллектив укомплектованы у нас на все сто процентов. В садике преимущественно работают те, у кого есть педагогический и собственный семейный опыт, но при этом они еще довольно молодые, в среднем им по 35-45 лет. Все живут в Соколе. А здесь, как в большой деревне, все друг друга знают. Кухня также укомплектована людьми, которые готовят с любовью, как дома, потому что в садик ходят их внуки...

В учреждении функционирует 12 групп, три из них — ясельные, есть специальная группа для детей с тяжелыми нарушениями речи и группа интегрированного обучения и воспитания.

Готовясь к фестивалю «Педагогический дебют», Андрей Дмитрук вывел для себя формулу успеха. Для этого использовал образ игрушечной пирамиды, которую так любят дети.

«Первое кольцо пирамиды — это основа, которая задает тон и направление развития, — объясняет он. — Оно должно быть прочным и надежным. Это руководитель, который одновременно является менеджером, психологом, юристом, экономистом, методистом, делопроизводителем, хозяйственником и т.д. следующее кольцо — надежная опора руководителя — его заместители. Благодаря им в детском саду выстраивается опытная образовательная, методическая и хозяйственная работа. Педагоги — ключевая часть пирамиды. Они изо дня в день отдают тепло своих сердец детям, закладывают основу их характера, развивают их способности, являются для них и учителями, и вторыми мамами. Незаменимые их спутники — помощники воспитателя, которые создают в группе порядок и уют, заботятся о малышах, готовы прийти на помощь в любой ситуации. Важная часть пирамиды — повара, которые умеют готовить вкусно, по-домашнему. Не самый заметный, но важный сотрудник — это сторож. А как же обойтись без золотых рук рабочих по обслуживанию, которые и мостик смастерят, и электрику отремонтируют, без уборщиков помещений и территории?! И, конечно же, на вершине пирамиды находятся воспитанники, которые радуют педагогов своими успехами и достижениями...»

Открытые, искренние, трогательные...

В своем мастер-классе в финале на тему «Моя формула успеха» Андрей Дмитрук сравнил детство с букетом наших родных белорусских цветов — ярких, разноцветных, которые пахнут солнцем и любовью.

— Букет, где каждый цветок — это важная часть чего-то дорогого, личного, часть моей души, — объясняет он. — Например, василек — настоящее воплощение белорусской земли. Для меня василек — это символ нашей истории и памяти о ней. Символ испытаний, которые выдержал наш народ. Выдержал и не сломался. История с самого детства увлекала меня. Мне нравилось слушать наши прекрасные белорусские песни, которые пели на моем родном Полесье.

Я изучал белорусские обряды, пословицы, любил, когда мать в детстве читала мне народные сказки и легенды. Ведь у них столько мудрости, опыта, накопленного не одним поколением предков.

Став руководителем дошкольного учреждения, я большое внимание уделяю формированию самосознания наших маленьких белорусов. Человек, который не знает своей истории, не имеет будущего. Поэтому важными задачами своего коллектива считаю формирование у детей интереса к своей истории. Большое внимание мы уделяем таким праздникам, как День белорусской письменности, Купалье, Коляды, праздник урожая.

В нашем детском саду даже есть собственный мини-музей «Крестьянская избушка», который помогает нашим воспитанникам изучать быт и традиции белорусского народа. И я считаю это очень важным.

В моем букете нашлось место тюльпанам — символу 9 Мая (ведь именно этот цветок мы дарим ветеранам, несем к обелискам), ландышам, ромашкам, пионам, розам и подснежникам. За каждым цветком стоят определенные смыслы. Подснежники очень похожи на наших детей — они открытые, искренние, трогательные. Для них мы живем и работаем. Детей надо прежде всего любить. И это главное правило коллектива нашего учреждения, высочайшая наша ценность. Ребенок — это личность, которую нужно уважать, неповторимая индивидуальность, которую нужно развивать.

Возвращаясь к вашему вопросу, что интереснее — работа с детьми или управленческие задачи, — скажу так: мне очень важно не терять непосредственного контакта с малышами, разговаривать с ними, слушать их, участвовать в мероприятиях и утренниках. Дети очень искренние и открытые. Они тебе доверяют, и ты не имеешь права не оправдать их доверия.

В общем, умение выслушать, неважно, кто это — коллега, пришедший за советом, или ребенок, который доверяет тебе какую-то свою тайну, — очень важное качество руководителя. Как и умение мотивировать окружающих, ответственность, аналитические способности, коммуникабельность.

В своей деятельности я очень ценю доверие между мной и коллективом, стараюсь не только терпеливо выслушать собеседника, но и найти правильное решение проблемы, с которой он пришел ко мне.

Мой каждый день расписан: прихожу в садик, одеваю халат, иду на кухню. Там я контролирую организацию питания наших воспитанников. Потом иду по группам, слежу за образовательным процессом, смотрю, сколько детей пришло, интересуюсь их состоянием здоровья. Этот ритуал очень важен. У детей я обычно спрашиваю, как прошли выходные, а воспитатели рассказывают, что планируют проходить сегодня на занятиях.

На своем месте

В эти дни в садике проходят новогодние праздники. «Дети верят в чудеса, в Деда Мороза, пишут ему письма», — говорит наш собеседник.

Интересуемся, а взрослый Андрей Александрович верит в чудеса? И есть ли в его семье какие-то новогодние традиции?

— Конечно, верю. И желание под бой курантов загадываю. В нашей семье было принято собираться на Рождество у бабушки. В священный вечер накануне праздника стол застилался сеном. Сверху клали скатерть. Еда была постная. Бабушка варила очень вкусный кисель. А мы с сестрами с 6 на 7 января шли колядовать, пели рождественские песни, а потом хвастались угощениями, которые насобирали. Я вообще все детство посещал воскресную школу при православном храме. Если батюшка нам что-то поручал, мы никогда не могли ему отказать. И если кому-то была нужна наша помощь, обязательно шли и помогали. Считаю этот аспект духовного воспитания очень важным. Мы разбирали библейские истории, искали мораль тех или иных поступков... На Пасху мы с моей младшей сестрой обязательно собираемся у родителей. Это тоже наша семейная традиция...

«Представьте, что у вас появилась возможность вернуться в то время, когда вы делали свой профессиональный выбор. Что вы могли бы себе сказать? Может, есть ребята, которые не решаются разрушить стереотип о женской профессии, а ваш пример станет для них серьезным аргументом...»

— За десять лет своего профессионального пути я ни разу не пожалел о своем выборе. Мир педагогики — очень интересный, ответственный и многогранный. Ну кто сделает наших детей счастливыми, если не мы? Это же так важно — участвовать в их взрослении и развитии. Именно это желание и привело меня в педагогику, — уверенно ответил наш собеседник. — Я благодарен году, который принес мне победу в профессиональном конкурсе, благодарен ему за то, что познакомился с множеством выдающихся людей и настоящих профессионалов, ведь за моей победой стояла мощная команда — коллектив садика, педагоги Октябрьского района столицы, Минского городского института развития образования. Конкурс дал ценный опыт, умение держаться на публике. И, главное, уверенность в том, что я — на своем месте. Если ребенок утром с охотой идет в детский садик — в этом заслуга всего нашего коллектива...

Надежда НИКОЛАЕВА 

Фото Елизаветы ГОЛОД


Проект создан при финансовой поддержке в соответствии с Указом Президента № 131 от 31 марта 2022 года.

Выбор редакции

Политика

Второй день ВНС: все подробности здесь

Второй день ВНС: все подробности здесь

В повестке дня — утверждение концепции нацбезопасности и военной доктрины.