Вы здесь

Роман Заслонов: Для меня важен белорусский зритель


Около месяца назад в рамках Венецианской биеннале начал действовать белорусский национальный выставочный павильон. За это время, отмечают кураторы, интерактивный видеопроект «Стол» Романа Заслонова смог поразить публику международной выставки.


Наталья Шарангович, Роман Заслонов, Сергей Талыбов во время пресс-конференции.

Беларусь в четвертый раз демонстрирует проекты отечественных художников в Венеции, но на этот раз авторы продумали каждую деталь и абстрагировались от привычной модели представления страны, использовав видео-арт вместо живописи, скульптуры или арт-инсталляции. Мы уже рассказывали, что представляет собой проект «Стол», который вызвал много споров еще во время утверждения на конкурсной основе: звучало мнение, что невозможно художнику, который живет преимущественно во Франции, представлять Беларусь в Венеции. Кто-то не понял идеи. Но были и сторонники мнения, что фамилия Заслонов - своеобразный бренд не только в нашей стране, но и за ее пределами.

Автор проекта Роман Заслонов и режиссер-постановщик видео-арта Сергей Талыбов вернулись из Венеции в Минск и рассказали, с чего все начиналось.

30 минут

- Идея проекта, представленного на Венецианской биеннале, родилась еще несколько лет назад, - объясняет Роман Заслонов. - Опорой было именно видео. Мы подготовили небольшой фильм продолжительностью в 30 минут, в котором заняты двадцать шесть артистов. Я всегда занимался станковой живописью, стилистика, в которой работаю, довольно традиционна. Поэтому многим было удивительно узнать, что я работаю в другом жанре, а тем более в жанре видео-арта. Но иногда случайные звуки, неожиданные события подталкивают творцов к какому-то проекту. В данном случае видео засвидетельствовало однажды услышанный на студенческой практике прогноз погоды и застольные беседы со старыми друзьями. Я понял, что эти истории могут существовать совместно. Поскольку в кино я всегда присутствовал как зритель и относился к нему как потребитель, то сначала не знал, как реализовать замысел технически. Знакомство с Виктором Лобковичем и Сергеем Талыбовым навело на мысль, что именно они могут помочь. Я рассказал им о проекте, и они загорелись, заинтересовались настолько, что процесс пошел быстро. Тогда я даже испугался: встречаешься с людьми, произносишь слово «стол», которое стало личным, близким тебе, и вдруг оно становится таким же дорогим для тех, кто принял твою мысль. Идея моя, но без людей, обладающих техническими навыками, проект вряд ли получился бы масштабным. Возможно, мне бы удалось снять этот фильм «с колена» фотоаппаратом, и это было бы совсем другое произведение. Проект был полностью готов в начале 2016 года. Была очень долгая и сложная работа по обработке видеоматериала, фильм монтировался, мы искали наилучшее композиционное решение, работали с графикой. И в это время я узнал, что объявлен конкурс, решил попробовать.

Однако реализация проекта в Венеции вызвала сложности. Сначала кураторы искали павильон, который бы четко отразил идею проекта, но не всегда нравилось местоположение. В результате от первоначального замысла решили отказаться, так как павильон, в котором размещен белорусский проект, находится недалеко (пять минут ходьбы до Садов Джардини и Арсенала), это практически центральная часть Венеции, где ежедневно бывают туристы из разных стран мира.

По песочным часам

- Согласно первичному замыслу, зал, который должен был предшествовать помещению для просмотра, был коридором, который настраивает зрителя на видео, однако не раскрывает его замысел, - отметил Роман Заслонов. - В коридоре должны были стоять масштабные столы, которые опирались на стены, а человек, который проходил мимо их, готовился бы к инсталляции и только потом попадал в наш венецианский «зрительный» зал. Попав в несколько другие условия от ожидаемых, мы поняли, что в нашем павильоне это сделать будет невозможно, поэтому пересмотрели концепцию: получилось, что зритель сразу же попадает в основную траекторию зала. И поскольку второй зал еще меньше по масштабу, чем основной, там была сделана совершенно новая инсталляция, которая воспринимается из зрительного зала в проеме двери. В помещении очень мало света, поэтому любые яркие цвета привлекают внимание. Из другого помещения видны большие песочные часы, в которых вместо песчинок я использовал маленькие столики. Этот арт-объект призван захватить время, показать, как может замирать жизнь за нашим белорусским столом. Использовав столики вместо песка, мы продолжили основную тему проекта, показали, как стол связывает не только человека с человеком или какими-то мыслями, а связывает нас с собственной жизнью. Стол может быть даже импровизированным, но все равно объединяет.

В таких проектах всегда интересное мнение гостей. Положительно высказывались не только посетители, но и международное жюри, которое отметило оригинальность идеи и реализации. В этом году впервые во время участия Беларуси в Венецианской биеннале помимо собственно работы павильона в Садах Джардини (в течение семи месяцев) состоятся встречи художника Романа Заслонова с галеристами, искусствоведами, любителями искусства, где куратор будет подробно рассказывать о проекте «Стол». Встреча была предложена самой дирекцией биеннале. Это та возможность, о которой мечтали предыдущие участники выставки с белорусской стороны: не только показать, но и сказать, пообщаться, донести мысль до публики.

Около 30 эпизодов

- В основном помещении нашего павильона могут находиться одновременно до двадцати пяти человек, - подчеркнул Роман Заслонов. - Были моменты, когда в павильон все не помещались. Национальный дух белорусов гости почувствовали, много об этом думали. Но нашей целью было не акцентировать внимание на национальности, а сплотить различных зрителей в рамках одного пространства. И получилось. То есть, кем бы вы ни были - белорусом или американцем, вы все равно погружаетесь в общее действие, которое пронизано нотками белорусской души. Да, были моменты, когда люди заглядывали в зал на три секунды и убегали подальше. К такому нужно быть готовым, если не создаешь масштабных арт-объектов, инсталляций. Но были люди, которые, не отрываясь, смотрели фильм тридцать минут, а были и те, кто оставался смотреть фильм второй и даже третий раз: хотели считать информацию, понять смысл того, что видят.

Любое командное дело предполагает умение слушать друг друга, быть одним целым в момент творчества. Роману Заслонову повезло. Его коллеги «по цеху» Виктор Лобкович и Сергей Талыбов увлеклись авторской идеей и поддержали. Не смущались, что в жанре видео-арта Роман новичок, ибо знали: мастер - человек идеи, фантазии. Интерес нельзя назвать корыстным, так как мыслей о Венецианской биеннале сначала не было.

- Меня очень заинтересовал формат работы, который предложил Роман, - рассказал режиссер-постановщик Сергей Талыбов. - Я интересовался творчеством художника раньше и знал, что видео-арт для него - новое занятие. Мы не делали стандартное кино с завершенным сюжетом и актерскими заученными текстами. Была важна свобода реализации. Сейчас сложно рассказать, о чем это кино. Но каждый зритель для себя найдет знакомые эпизоды, полутона, познавательные оттенки и мотивы. Кто-то улыбнется, кто-то не поймет: в этом и есть особенность проекта «Стол». В кино все по-другому: надо разжевать каждое слово, каждый фрагмент складывать в сюжет, даже прятать идеи, чтобы они всплывали в подсознании. А здесь ситуация иная: присутствует поле для свободы. Технически реализовывать проект было очень интересно, потому что в фильме около тридцати эпизодов за бесконечным длинным столом. В кино такой формат новый, и, возможно, за него больше никто не возьмется: здесь слишком много интеллектуального и мало движения. Но Роман - творец харизматичный и целенаправленный: с нами или без нас проект был бы реализован.

На годы

Белорусские артисты с удовольствием откликнулись на идею сняться в проекте. У них не было конкретных задач, им не писали сценарий. На снимках режиссер создавал актерам условия, в которые они должны были углубиться, чтобы спроектировать предложенную ситуацию на себя. Текст рождался от восприятия. Кураторы посчитали, что такой формат работы даст успешный результат. Съемочный процесс занял два дня.

Но в Беларуси фильм не планируют показывать до начала следующего года. Такое решение было принято в связи с тем, что представить проект «Стол» на родине будет значительно сложнее: под него необходимо адаптировать помещение. Но интерес есть, тем более что фото белорусского павильона сложно найти даже на интернет-площадках.

- Пока проект в Венеции, мы решили не показывать фильм в Беларуси, - подчеркнул Роман Заслонов. - Отечественным зрителям будет приятно увидеть его на отдельном показе. Но то, что в начале будущего года мы продемонстрируем в Национальном центре современных искусств, не будет точной копией павильона в Венеции. Часто произведениями искусства являются готовые вещи. Если они не показаны в достойном обрамлении, могут потерять смысл, идею, концепцию. Зрители, которые видели видео-арт в венецианских реалиях, знают, насколько там это выглядит гармонично. Если проект просто транспортировать в Беларусь, будет неинтересно. Поэтому, несмотря на то, что проект выставлен на мировой выставочной площадке, мы продолжаем работу над ним. Для меня белорусский зритель очень важен. И мне не все равно, как он воспримет наш фильм. Не хочу делать отчет или отписку, поэтому это будет уже отдельный проект, основным элементом которого по-прежнему останется видео, но контекст помещения, в котором будем представлять фильм белорусам, кардинально изменится.

Виктория АСКЕРА

Напечатано в газете "Літаратура і мастацтва"

Выбор редакции

Политика

Второй день ВНС: все подробности здесь

Второй день ВНС: все подробности здесь

В повестке дня — утверждение концепции нацбезопасности и военной доктрины.