Вы здесь

Выставка живописи, графики и скульптуры «В тишине перед рассветом»


Как огонек в темноте: искусство 40-х и начала 50-х годов прошлого века представлено на выставке в Национальном художественном музее Беларуси


В самые короткие июньские дни Национальный художественный музей Беларуси напоминает о драме, которую переживала наша страна более 80 лет назад. Выставка живописи, графики и скульптуры «В тишине перед рассветом» возвращает в те времена, когда люди проходили через жестокие испытания в военное время. В экспозицию вошли произведения живописи, графики и скульптуры, хранящиеся в фондах музея, но не военного времени, а более широкого периода — начиная от еще мирного 1940 года до первых лет после победы, когда наша земля переживала период восстановления. И белорусские художники были свидетелями этому, изображали, что видели и чувствовали. И во что верили — поэтому произведения несут надежду, которая живила и вдохновляла. Эти и другие страницы существования искусства в сложное для Беларуси время постарались подчеркнуть кураторы выставки — Екатерина Каленкевич, ведущий научный сотрудник отдела белорусского искусства XX — начала XXI веков, и Светлана Кот, заведующий отделом белорусского искусства XX — начала XXI в. Национальный художественный музей. 

Несмотря на то, какое было это время (по нашим нынешним знаниям и мыслям), через выставку проходит мысль, что Беларусь, как птица Феникс, способна восставать из пепла, восстанавливаться и снова наполняться жизнью. Поэтому здесь нет тьмы, а есть победа духа и красоты от искусства. И это понятно: выставка приурочена ко Дню Независимости Республики Беларусь.

Умение радоваться жизни, даже в войну, давало людям силы. Художники это видели, а некоторые и чувствовали сами. Делали наброски, стараясь не только передать точность времени и событий, сохранить образы людей, которые готовы были воевать и жертвовать собой ради победы или вдохновлять ее (как артисты, выезжавшие на концерты к фронтовикам). Художники в то время были не только свидетелями событий, многие из белорусских творцов были на фронте или в партизанских отрядах и лично приближали Победу.

Например, народный художник Беларуси Павел Масленников прошел всю войну, воевал на Западном и Северо-Западном фронтах, участвовал в битве под Москвой, а после возвращения даже возглавлял главное учебное заведение Беларуси в области искусства. Но не все вернулись. Например, Лев Зевин, уроженец Витебска и ученик Юделя Пэна и Марка Шагала, который очень активно участвовал в московских выставках перед войной, через пару недель после начала войны ушел на фронт, а в декабре 1941-го пропал без вести. Талант, который погубила война... Были личности, которые свои творческие способности на то, чтобы документировать реальности, либо вообще вели свою борьбу — так искусство становилось оружием. Народный художник БССР Иван Ахремчик, в частности, в Великую Отечественную войну имел отношение к изданию «Раздавим фашистскую гадину». Участник Первой мировой Николай Дучиц до войны считался одним из законодателей пейзажного жанра в белорусском искусстве, а после Второй мировой изображал разруху, которую оставила война в его любимом Минске и в местечках поблизости. В оккупированном Минске жил и Валентин Волков, автор едва ли не самой знаменитой послевоенной картины «Минск 3 июля 1944 года», изобразив настроение, с которым жители белорусской столицы выходили на улицу, приветствуя освободителей. Работа над этой большой картиной заняла несколько лет. А в это время Беларусь возвращалась к мирной жизни и постепенно менялась. У художников появляется лиризм и экспрессия, способная вызвать сильные эмоции. Например, народный художник БССР Виталий Цвирко, который войну пережил в эвакуации, якобы вложил все свои размышления о судьбе Родины в свои живописные работы, которые просто дышат жизнью. И Май Данциг, вернувшись из эвакуации в 1944-м своими глазами мог понимать степень разрушения — тем большим было его желание показать город во всем его мощном восстановлении, которое мы знаем по его произведению «Мой город древний, молодой»: художник «сурового стиля» показал Минск сильным и современным, в котором идет строительство. И в этом тоже есть определенная поэтика, что вызывает восхищение до сих пор — в этом могут убедиться зрители, которые посетят Национальный художественный до 23 июля.

На самом деле выставка показательна вдохновением, подобным огоньку в темноте, энергией, которая присуща человеку и заставляет его отвоевывать, возвращать свое и созидать. И даже цветами: жизнеутверждающее искусство делает свое дело в любое время. Не зря же отдельную часть выставки занимают произведения послевоенного периода: Беларусь оказалась способной пережить жестокое время оккупации и войны, выжила. И укрепляется ради будущего. 

Лариса ТИМОШИК

Выбор редакции

Политика

Второй день ВНС: все подробности здесь

Второй день ВНС: все подробности здесь

В повестке дня — утверждение концепции нацбезопасности и военной доктрины.