Вы здесь

Валентин Елизарьев: Я не выбирал себе профессию в жизни


Что ни год, то есть повод говорить о народном артисте Беларуси и СССР. Хореографа Валентина Елизарьева. В прошлом году в Национальном академическом Большом театре Беларуси отмечали его 75-летие. А в этом году ровно 50 лет с того момента, как он служит театру Беларуси. Большой театр. Страны, которая стала для него домом. Для которой он фактически создал бренд под названием «белорусский балет», и сейчас работает на него как художественный руководитель Большого театра Беларуси.


Министр культуры Республики Беларусь Анатолий Маркевич от имени правительства страны поздравил юбиляра: 

— Я задумываюсь: а что чувствовал 26-летний Валентин Елизарьев, недавний выпускник Ленинградской консерватории, когда ему предложили возглавить белорусский балет? Радость, предостережение? Возможно, легкий страх перед тем, как зайти на высокий Олимп творчества? Наверное, всего понемногу. Но думаю, что даже в самых амбициозных мыслях и планах вы вряд ли могли предусмотреть, что именно в этом месте вы совершите настоящую культурную революцию в белорусском балете. Ваши дерзкие мысли рождают уникальные постановки: «Сотворение мира», «Спартак», «Тиль Уленшпигель», «Ромео и Джульетта», «Лебединое озеро», «Щелкунчик», «Спящая красавица». Именно эти балеты — открытия позволили Валентину Елизарьеву вместе с Большим театром Беларуси завоевать мировую славу. Эти балеты и сегодня являются украшением Большого театра. Они не подвластны времени. Как и не подвластное времени настоящее искусство. Время только добавляет им блеска. Вы признанный и самый титулованный балетмейстер не только в Беларуси, но и далеко за ее пределами. Человек, у которого много различных наград, почетных званий разного достоинства. Но самая главная награда — это любовь зрителя, тех людей, кто вас всегда приветствует стоя, аплодисментами. И так будет всегда.

— 50 лет посвящено искусству Беларуси, музыкальному театру — оперному, балетному, — говорит Валентин Елизарьев. — Я не выбирал себе профессию в жизни. С ранних лет я знал, что нравится. Родители мне во всем помогали. Все шло естественно: занимался в детской самодеятельности, потом поступил в Бакинское хореографическое училище. Потом перевелся в Ленинградское хореографическое училище (сейчас это академия имени Агриппины Вагановой). Окончил Ленинградскую консерваторию и по распределению оказался на этой благословенной земле. Я увидел труппу на гастролях в Киеве, тогда она была уже уставшая, гастроли кончались. Потом приехал в Минск, мне показали театр. Вышел на сцену... И когда увидел эту грандиозную раздетую сцену, мощную, красивую, то сказал себе: «Я здесь обязательно должен поставить спектакль или два...». Так и произошло. А потом полюбил труппу, полюбил людей, с которыми работал. Ставил спектакли... Наверное, я любимец судьбы. Потому что всю жизнь занимаюсь своим любимым делом. Так редко у людей бывает. 

Многие легендарные балеты. Поставленные мастером в разные годы, давно ушли со сцены, но память о них сохраняется, даже передается через поколения рассказ о том, как это было красиво и неожиданно. По-новому и мощно. Может это чувствует и сам хореограф, потому что после его возвращения в театр, начал восстанавливать свои лучшие балеты. Не скрывает, что есть мысли восстановить балет «Тиль Уленшпигель» композитора Евгения Глебова и историю о Рогнеде (балет «Страсти» Андрея Мдивани) — самый удостоенный и очень трогательный: женщины плакали после этого спектакля... 

— Многие десятилетия мои спектакли живут в театре. Пользуются успехом, — отмечает художественный руководитель Большого театра Беларуси Елизарьев. — Знаете: есть финансовый успех у театра — спектакль держат, а если нет, то снимают. Они приносят театру приличные доходы. И публика любит мои спектакли. Поэтому жаловаться не на что.

И о чем-то совершенно новом Елизарьев тоже думает. До сих пор он ни разу не обращался за «Золушкой». К сказкам обращался, и не раз — это особый материал. Но «Золушку» Сергея Прокофьева будет ставить впервые в жизни. В марте-апреле эта премьера должна состояться в нашем театре. Мастер признается, что очень любит сказки. Но их сложно поставить, чтобы было интересно и взрослым, и детям. «Надеюсь, что у меня хватит мастерства и профессионализма сделать хороший спектакль», — отмечает Валентин Николаевич и признается: «спектакли как дети. И каждый новорожденный спектакль проходит много этапов, включая мучительных, когда кажется, что все разваливается. Но в последнюю неделю все как-то выстраивается, собирается, и все получается...»

— Силы дает внутренняя обеспокоенность и профессиональный интерес к тому, чем я занимаюсь всю жизнь, — говорит Валентин Николаевич. — Силы дает семья — прекрасные дети, внуки. Вдохновение дают артисты, особенно балерины. Я восхищаюсь женщинами, женскими образами — и в литературе, и в искусстве. Практически каждый свой спектакль я посвящаю женщине, которая исполняет главную роль. Я уже не молодой человек. Но я люблю артистов, люблю театр. Важно, чтобы физических сил хватило на долго. 

Весь октябрь в Национальном академическом театре Беларуси посвящен художественному руководителю, народному артисту Беларуси и СССР Валентину Николаевичу Елизарьеву: 12 вечеров, 9 балетов в его постановке. Для интереса в них пригласили солистов из разных театров мира. Все приглашенные солисты приезжают с поздравлениями от своих театров: балетное сообщество было и остается единым, на это не влияет ни время, ни границы, как отмечает Елизарьев: 

— Мы все должны любить друг друга. Не ссориться. Быть конструктивными. Наверное, любовь друг к другу и продолжит нашу жизнь, чтобы в нем было как можно меньше конфликтов, чтобы среди людей было взаимопонимание. Ведь жизнь человека — самое ценное, что есть, на этой земле.

Лариса ТИМОШИК 

Фото Елизаветы ГОЛОД

Выбор редакции

Политика

Второй день ВНС: все подробности здесь

Второй день ВНС: все подробности здесь

В повестке дня — утверждение концепции нацбезопасности и военной доктрины.