Вы здесь

Молодой режиссер Кирилл Халецкий: Все, что касается кино, интересно зрителю


Если к 100-летию белорусского кино остается совсем недолго, то о чем должна позаботиться студия, чтобы праздник прошел на подъеме? Чтобы юбилей отметить достойно, лучшее, что может порадовать и киномастеров — и кинозрителей, — это перспектива, надежда, будущее. Творческое продолжение. А что у нас?

А у нас на киностудии «Беларусьфильм» идут съемки фильма «Киношники», что в каком-то смысле символично: лента о том, как снимают кино. Главный герой — молодой режиссер, карьера которого только начинается. Нафантазировать можно было бы здесь много чего, но нам обещают приоткрыть завесу тайн кинопроизводства, как это бывает на самом деле в жизни. И в частности с молодыми режиссерами. Потому что рассказать такую историю решил молодой режиссер Кирилл Халецкий, для которого фильм «Киношники» должен стать дебютом в полнометражном игровом кино — все испытал на себе и собственный опыт использовал как основу для создания сценария.


На самом деле опыт работы в качестве режиссера у Кирилла Халецкого уже был — молодой человек даже принимал участие в кинофестивалях со своими работами. Но одно дело — короткий метр и за свои деньги, а совсем другое — полнометражная лента и с государственным финансированием. Выход на другой уровень. Да и степень ответственности совсем другая, хоть и дебют. Кроме того, интрига также более напряженная: от молодежи всегда ждут удивления, Особого взгляда на вещи, какого-то творческого прорыва. Поэтому даже на кинофестивалях дебютантов отмечают отдельно. Об ожиданиях от будущего фильма для себя и для других, о впечатлениях от работы на съемочной площадке шла наша речь с молодым режиссером.

— Это ваш первый дебютный полнометражный фильм. Как получили право на такую работу?

— Наверное, здесь сработало несколько факторов. Потому что до этого я уже снял два фильма — самостоятельно, за собственные средства. Но в мире кино не принято такие фильмы вообще брать в расчет. Для режиссера все начинается с полнометражных картин. Короткометражное кино — в большей степени фестивальная история, а полнометражное больше направлено на зрителя. Есть, правда, фестивальное полнометражное кино. Но я свои первые фильмы снял еще до прихода на «Беларусьфильм», когда учился в Академии искусств, благодаря чему был отмечен президентскими стипендиями. Это значит, что уже был на виду, на хорошем счету. Тем более что участвовал в кинофестивале «Лістапад» в 2021 году. Сыграл свою роль и тот фактор, что одним из приоритетов политики в области культуры в Беларуси стало внимание и поддержка молодых творческих людей. На киностудию и раньше распределялись студенты Академии искусств, но долго не задерживались. Не всем удается здесь освоиться.

Поэтому специально для привлечения и закрепления новых кадров Министерством культуры нашей страны было создано структурное подразделение «Беларусьфильма» — студия молодежного кино «Смолка», куда я получил распределение как кинорежиссер после окончания Академии искусств.

Что значит в наших реалиях быть кинорежиссером? То есть быть режиссером преимущественно документальных фильмов. То есть квалификация якобы не позволяет снимать полнометражное кино. Поэтому я работал в должности кинорежиссера и снял рекламный проморолик для Минского Киновидеопроката. Они связались с нашей студией, заказали ролик о кинотеатрах Минской области. Мы его сделали — им очень понравилась эта работа, и его показывали перед сеансами в кинотеатрах. Впоследствии бывший генеральный директор киностудии Владимир Михайлович Карачевский попросил меня сделать документальный фильм к юбилею белорусского союза кинематографистов. Я тогда ничего не знал о деятельности БСК и практически открывал эту тему для себя. Мы познакомились с членами Союза кинематографистов, среди которых были люди очень уважаемые и возрастные, для некоторых эти снимки стали, к сожалению, последними. Работа была сделана в сжатые сроки, закончили очень быстро, но результат оказался очень удачный. Хорошее отношение ко мне на студии продолжало укрепляться. И вот появилась идея дебютного полнометражного фильма — отличный шанс реализоваться как режиссеру, хотя я работал только полгода. Но еще до прихода на «Беларусьфильм» мы оговаривали, что у меня будет такая возможность — это меня очень подкупило. Замечательно, если в 22 года можешь сделать собственный полнометражный фильм! Но это практически нереально — если учитывать опыт России, где фильмов снимают гораздо больше, чем у нас. Как правило, в этом возрасте там можно разве что попасть ассистентом режиссера на площадку. А тех, кто желает снять свой полнометражный фильм, много — там довольно высокая конкуренция. А вот в Беларуси это как раз может быть вполне реально, даже при том, что это государственная Национальная киностудия, в которой определенные требования и к темам, и к авторам. Но в то же время у нее есть запрос на что-то молодежное, новое, экспериментальное.

— Но ведь вам нужно было пройти через конкурс?

— Это был конкурс сценариев, организованный Министерством культуры. На то, чтобы снять дебютный фильм, претендовали несколько режиссеров, несколько сценариев, несколько студий. Министерство культуры дало мне эту возможность.

Сотрудники студии переживали: что же особенного я здесь сделаю? А я переживал за то, чтобы руками сотрудников киностудии не сделать того, что им не понравится, но при этом суметь реализоваться самому. Вначале мне казалось, что это чрезвычайно сложная задача. Поэтому мы очень долго спорили, о чем свидетельствует окончательный сценарий, — он переписывался 12 раз! Так случилось, потому что всегда хочется сделать как лучше, особенно когда снимаешь комедию — а юмор должен быть меткий и хороший, тем более, что мы рассказываем о той среде, к которой причастны сами. Но если шутим о том, что знаем изнутри, то важно, чтобы и обычный зритель это мог почувствовать, чтобы втягивался в сюжет. В течение долгих споров мы в итоге пришли к компромиссу. Это был непростой этап, но важный: меня стали лучше слышать и понимать, и я начал больше анализировать и понимать.

В течение съемочного процесса, который уже завершается, все увидели, что молодые кинематографисты способны хорошо работать: у нас была большая выработка за день. На хороший лад, дебютант должен снимать от 1 до 2 минут в день, чтобы можно было спокойно подумать, поработать с актерами... А мы снимали и по восемь-десять минут в день. На самом деле этот процесс очень затягивает. Когда случалось изменение, что мы снимали четыре минуты — для нас было как отдых. Но при этом и получалось хорошо, как на мой взгляд.

— Фильм «Киношники» посвящен среде, которую вы знаете изнутри. Как совместить его со зрителем, который не так хорошо разбирается в кино?

— Когда мы обсуждали, о чем снять первый фильм, я предлагал более экспериментальные идеи, но к ним на киностудии отнеслись с осторожностью. Работа начиналась сложно, нужно было предложить что-то более простое (и многие из тех споров, что у нас происходили, отражены в фильме в шутливой форме). Поэтому было принято решение сделать комедию о том, как снимают кино. Сама идея фильма «Киношники», которую я предложил просто для разгона, возникла и развивалась благодаря нашему сотрудничеству со сценаристом из Москвы Константином Бакуниным. Он уже работал с российскими кинематографистами, сейчас по его сценариям снимают сериалы на ТНТ. Мы с ним в контакте были все время работы над фильмом: если вдруг возникал какой-то вопрос, я мог к нему обратиться, мы обсуждали варианты, решали, как сделать лучше.

Идея в том, чтобы показать ту сторону существования киноиндустрии, которая для зрителя всегда остается «за кадром». Но именно это самое интересное. Всегда после заметных премьер людям интересно посмотреть «Фильм о фильме», как шел съемочный процесс, как работали актеры. Да и мне самому это интересно. Мне нравится, что здесь мы соединяем то, что понятно зрителю, и то, что кажется веселым самим киношником — если они будут смотреть фильм, то увидят знакомые ситуации (я их не придумал, у меня такое тоже происходит). Даже мелочам я уделяю должное внимание. Например, в одной из сцен наш главный герой работает в архиве кинопленки. Художники сделали соответствующую декорацию. Прихожу, сажусь на место героя и понимаю, что мне якобы чего-то не хватает. Приглашаю специалистов, сотрудница архива осматривает площадку и подсказывает: это должно лежать здесь, а то — там. Все существенно, все имеет значение, ведь мы хотим показать, как это бывает в реальности. Все должно быть правдиво. Само название «киношники» очень емкое, в нем заложено все, что относится к миру кино. А все, что касается людей кино, уже интересно зрителю. Недавно вышел фильм «Клипмейкер» о 90-х годах, о молодежи, которая стояла у истоков производства у нас первых клипов. Лента прошла с успехом. А у «Киношников» есть интересный подтекст: так себя могут называть только деятели кино. Есть творческие люди, которые напрямую не связаны с кино, — это деятели искусства. Но «Киношники» — вполне конкретная и особенная среда.

— Как подбирали команду, которая бы осуществляла задачи с полным пониманием того, что вы хотите? Или свое слово сказала студия?

— Студия предлагала вариант. Но я хотел, чтобы команда тоже была молода, чтобы был общий взгляд — современный, актуальный. Важнейшим, наверное, был выбор оператора. Ведь зрители видят фильм его глазами. Даже не то, как режиссер придумал, а то, как оператор снял. Я очень долго думал, с кем мог бы работать. Киностудия предлагала своих операторов, но мы были бы из разных возрастных категорий, сложнее было бы понимать друг друга. Наш оператор нашелся в каком-то смысле случайно. Но это та случайность, которая случилась как по заказу. В феврале у нас на студии обсуждалась возможность контактов со знаменитым Всероссийским государственным институтом кинематографии, чтобы его студенты могли проходить практику на «Беларусьфильме». Оказалось, что сын Юрия Козиятко, известной медиаперсоне из Беларуси, — мой ровесник, как раз заканчивал Всероссийский государственный институт кинематографии (ВГИК). Принцип, по которому я живу: «Случайности не случайны». Я понимаю, что наша встреча и сотрудничество просто должно было состояться. Созвонились, и я сразу же почувствовал, что буду с ним работать. А когда познакомились, оказалось, что он нам подходит и как человек, и как оператор, и как профессионал — я оценил его во время работы. С февраля мы с Владимиром Козиятко в контакте. Летом он закончил ВГИК с красным дипломом, и началась наша совместная работа. Он довольно сдержанный, что мне особенно нравится, — не принимает поспешных решений. Мы абсолютно спокойно можем что-то обсуждать, наиболее существенно то, что касается тайминга. Потому что в кино все очень точно, все определено, переработки нежелательны. И нам было важно вкладываться в отведенное время. Вообще, во время съемок нужно уметь слышать друг друга. Ему может быть нужен операторский дубль, я могу попросить актерский — всегда есть возможность прийти к компромиссу. Поэтому работать было довольно комфортно. Кроме Владимира в нашей съемочной группе есть еще специалисты, у которых дебют в полнометражном кино. У нас много молодежи в команде. Например, звукорежиссер Анастасия Панасевич, выпускница Белорусской академии искусств. Музыкальное оформление фильма также осуществляют молодые ребята, что для меня было принципиально: фильм должен запомниться еще и музыкой.

Есть у нас и опытные кинематографисты, люди с богатым профессиональным багажом, что очень ценно. Мне нравится, как работает наш художник-постановщик Игорь Хруцкий, у которого за плечами участие в съемках многих картин. Очень инициативный человек, его предложения во многом мы поддержали. Нравится, что представители разных поколений работали слаженно. Получилось, что более опытные лица у нас отвечали за административные вопросы (куда же без них?) и более глобальные, что определяли визуальный образ фильма. А все, что касается творчества и полета мысли и фантазии, — это зона ответственности молодежи.

Молодежь и опыт, на мой взгляд, могут сосуществовать органично, если все заинтересованы в хорошем результате и работают на него. А может ли быть результат другой, если дело касается общей для нас темы и дела — кино?.. Это придает и вдохновенность, и особый дух картине, которую мы создаем хоть и о своем, но для всех, кто любит кино.

Лариса ТИМОШИК 

Фото прислано автором

Выбор редакции

Политика

Второй день ВНС: все подробности здесь

Второй день ВНС: все подробности здесь

В повестке дня — утверждение концепции нацбезопасности и военной доктрины.