Вы здесь

Новые сельчане. В ожидании своего медку, или Как мы завели... пчел


Четыре года назад, когда мы только переехали жить в деревню, зареклись, что, не дай бог, не будем никогда заводить домашнее животное. Ведь, имея хозяйство, проблематично отъехать куда-то даже на день, не говоря уже о неделе. Но живность почему-то так и прилипла к нам...


Пчеловод-новичок переставляет местами рамки по совету своего сенсея Леонида.

То соседский конь придет на клевер, то куры пожалуют, чтобы покопаться в клумбе, я уже не говорю о многих котах и собаках. А в прошлом году у нас под строительным вагончиком наседка умудрилась совсем незаметно вывести семь изрядных желтеньких комочков. Так соседи, которые сбежались посмотреть на нашу находку, то ли всерьез, то ли смехом предлагали забрать цыплят себе. Мол, вырастите и будете всегда со своими яйцами. Куры же не корова, им можно насыпать зерна да налить водички и спокойно оставить на пару дней. Главное — загончик сделать, и все. Но мы не поддались на уговоры и отдали малышей хозяевам.

Прошлым летом по наводке соседей поехали к местным фермерам за помидорами и огурцами и увидели на одном из деревенских ограждений надпись «Продам мед». «О, а у нас как раз медовые запасы заканчиваются, давай зайдем», — предложила я. Так мы совершенно случайно впервые в жизни попробовали васильковый мед. Хозяин, хоть и был занят, но показал нам свою пасеку, даже позволил нашему малышу заглянуть в улей и посмотреть на пчелок. «Знакомая может отдать мне просто так два дедовых Улья в хорошем состоянии. Как вы думаете, насколько реально вот так с нуля заняться пчеловодством?»- решил посоветоваться с пчеловодом мой муж. На что наш новый знакомый улыбнулся и сказал, как отрезал: «Для начала нужно хотя бы какую книжку прочитать». Прошел год, за многими делами, которых в деревне пруд пруди, муж так и не нашел времени, чтобы дочитать до конца даже одну книжку по пчеловодству, хотя и взял в библиотеке несколько штук. Но, как говорится, судьбу, чтобы и хотел, не минуешь. В начале этого лета он совершенно случайно свел моего мужа с другим пчеловодом. Виктор не стал отговаривать, наоборот, поддержал, причем не только словом, но и подарил рой, который поймал сам, а потом и еще один улей. Мол, «Ничего не бойся, всему научишься в процессе. По крайней мере, я так делал».

После садика наш Симон теперь первым делом бежит наблюдать за пчелками.

После разговора с Виктором у мужа выросли крылья. Он так вдохновился, что в тот же день поехал в другой район к знакомым за обещанными ульями. Правда, он немного опоздал, из двух домиков остался только один. Второй, пока Влад думал, уже отдали соседу по даче.

Вместе с деревянным желтеньким ульем муж привез домой много вощеных рамок, дымарь и изрядную стопку журналов и книг по пчеловодству. Именно по ним осваивал пчелиное мастерство бывший хозяин улья. Что интересно, у него была аллергия на мед, но он все равно занимался пчелами, так как очень любил это дело. Кстати, те ульи дедушка смастерил сам. Так совпало, что он, как и мой муж, многое по дому делал собственными руками, даже мебель. А еще также, как и мы, стремился употреблять натуральную пищу, поэтому заботился, чтобы и овощи, и мед были свои. 15 лет назад пчеловод-самоучка ушел в мир иной, и все это время его устройства лежали без обихода на даче. Его детям и внукам уже давно хотелось освободить место, но, признались, выбросить рука не поднималась. Хотелось отдать этот клад не абы кому, а человеку, который бы точно проникся пчелами, чтобы дедово дело жило.

Все это пчеловодческое снаряжение нам досталось абсолютно бесплатно.

Вскоре после того, как муж установил за домом свой первый пчелиный домик, они с Виктором в сумерках заселили туда отловленный рой. Прежде всего Владу посоветовали обзавестись костюмом пчеловода. Именно его я и подарила мужу на десятую годовщину нашего знакомства. Выбирать обновку поехали вместе в специализированный магазин, в котором, кстати, очень приятно пахнет медом. И вышли оттуда не только с льняным «скафандром», но и с желтой коробочкой, в которой ползала обозначенная красной меткой пчелиная королева породы Карателя с частью своей свиты. Это сенсей (с японского языка — учитель) мужа, у которого мы недавно купили рой, приезжал к нам и, заглянув в отловленный улей, посоветовал заменить матку, ведь она старая. Считаю, мужу очень повезло встретить на своем пути Леонида. Это человек, который большую часть своей жизни посвятил пчелам, охотно делится тем, что знает, с новичком. Ему можно в любое время позвонить и спросить советы.

Наш першы пчаліны дамок. І котка Ліска, якая таксама прыйшла пазнаёміцца з новымі суседзямі.

Короче, как видите, все складывается само собой. На нашем пути встречаются люди, готовые поделиться не только опытом, но и отдать пчелиные девайсы. Вот и недавно муж привез из соседней деревни медогонку 1955 года изготовления, роевню, второй дымарь, воскотопилку. Валерию — 69, после смерти папы-пчеловода он занимался пчелами два года. У него было 11 ульев. Но так случилось, что осы одним махом уничтожили все его пчелиные семьи... И мужчина забросил это дело. В результате все отцовские пчеловодческие устройства более 20 лет пылились у него на даче. Именно поэтому он обрадовался возможности подарить им новую жизнь. И просто так отдал нам свои сокровища, включая многокорпусные ульи, которые хранились у его пасеки под крышей. У мужа пока нет больших амбиций, говорит, что не планирует заниматься пчеловодством ради денег. Просто хочется, как и владельцу нашего первого улья, обеспечивать натуральным медом свою семью, друзей и односельчан. Поэтому мечтает со временем расширить посеку до пяти-семи ульев.

Крепим пчелиную ловушку на деревенскую липу. На ней, говорил сосед, пару лет назад уже висел рой.

Поэтому, чтобы завести пчел, поспособствовало еще и то, что мы несколько месяцев назад решили попробовать отказаться от сахара. Даже в выпечку в качестве альтернативы начали добавлять мед. Много «желтого золота» у нас идет на консервацию облепихи, калины и черноплодной рябины. А еще недавно открыли для себя пергу, которая вкуснее любой конфеты. Мы купили ее у пчеловода Геннадия на ярмарке в узде. Кстати, если не знали, почитайте, сколько разнообразных витаминов, лечебных компонентов и микроэлементов она содержит. Кроме того, приобрели у пчеловода и баночку пчелиного подмора — думаем сделать из него целебную мазь. Оказывается, погибших пчел (летом они живут не более 35-40 дней) можно не выбрасывать, а использовать как для лечения различных заболеваний, так и просто для повышения иммунитета.

Забирая медогонку, муж пообещал Валерию, что обязательно угостит его своим первым медом. Сейчас же тот покупает мед у женщины из Узды. Муж сразу же посмотрел на меня, мол, «видишь, даже женщины занимаются пчелами, смотришь, со временем купим и тебе защитный костюм и будешь мне помогать. Грех не заняться пчелами, если у твоей матери даже девичья фамилия Бортник». Кстати, мама рассказывала, что в младенчестве они с братом ели меда вволю, так как ее дедушка держал пасеку. В моем детстве тоже в сезон на столе водился мед в сотах, так как в соседстве жил ветврач, ульи которого располагались как раз за нашим огородом. Помню, любила макать огурцы в жидкий мед, этим летом открыла такое лакомство для Симона. А еще сейчас мы всей семьей смотрим документальные фильмы про пчел, учимся различать матку и трутней, пользоваться дымарем... И мечтаем попробовать в текущем сезоне своего медку. По крайней мере, Леонид, когда осматривал рамки, сказал, что пчелки его уже довольно много наносили. Сейчас муж под руководством сенсея подкармливает работниц специальным сиропом, защищает их от ос и клещей — ставит специальные ловушки, утепляет ульи старым ватным одеялом на зиму. Я же, когда вижу, как светятся его глаза от счастья, когда он возвращается от своих новых двух семей, понимаю, что люди, которые хотели отдать ульи в надежные руки, не прогадали. История их предков, подсказывает мне интуиция, будет иметь продолжение. Ведь доброе дело всегда продолжается...

Надежда ДРИНДРОЖИК

Фото автора

Выбор редакции

Политика

Второй день ВНС: все подробности здесь

Второй день ВНС: все подробности здесь

В повестке дня — утверждение концепции нацбезопасности и военной доктрины.