Вы здесь

В Арт-гостиной «Высокае мѣста» необычная выставка — «Крылья вдохновения»


Арт-гостиная «Высокае мѣста» — из тех галерей, которые не очень громко о себе заявляют, однако всегда находят, чем удивить взыскательного зрителя. Выставочное пространство привлекает прежде всего разнообразием видов и направлений искусства. Среди проектов, которые размещались в стенах арт-гостиной в последнее время, — коллективная выставка керамической скульптуры «TERRA COTTA» (в рамках V триеннале декоративного искусства «Декарт-22»), персональная выставка графики «Между Сциллой и Харибдой» Юрия Яковенко, персональная экспозиция живописи «Чериковские пейзажи» Александра Матвеенко. Сейчас зрителей ждут на выставку войлока и графики Карины Волковой и Анны Столяровой «Крылья вдохновения», которая будет работать до 2 июля.


Карина Волкова «Деревенские травы», 2020 г.

Сразу же хочется обратить внимание на название выставки. Словосочетание «Крылья вдохновения», как кажется, давно перешло в разряд нежелательных, негласно запрещенных для использования не только в наименованиях произведений, но тем более в названиях выставочных проектов. Это хоть совсем небольшая, но ложка дегтя в бочке меда, которая, конечно, не способна испортить впечатление от знакомства с выставкой, но в силах отпугнуть зрителя, не знакомого с художниками, демонстрирующими свои произведения.

С другой стороны, отразить в словосочетании или коротком предложении устремления двух авторов, тематическую область или идейную направленность их произведений сложно, но возможно. Кстати, Карина Волкова и Анна Столярова дали подсказки: названия многих работ довольно благозвучны и направляют к мысли о поэтических попытках авторов, а иногда художницы напрямую обращаются к литературе, например, в так называемых «арт-хокку». Чем не повод вдохновиться? И тут озарение: а если на названии выставочного проекта настаивали сами авторы? Для «ЛіМа» дала объяснение одна из участниц Карина Волкова: «Название рождалось коллективно год назад, и изначально оно звучало на белорусском языке — «Крылья вдохновения». Мы, коллеги и подруги, работаем с одним и тем же материалом, но в разном исполнении, и тогда, на наш взгляд, название объединяло нас. В проекте изначально должно было участвовать четыре человека, но по жизненным обстоятельствам остались мы вдвоем. Пришлось менять концепцию, причем очень быстро. Поэтому мало внимания уделили названию. Это, кстати, для меня очень непростая часть работы — название произведений или выставок».

Коллективная работа «Образы», 2016 г.

В экспозиции «Крылья вдохновения» представлено более 60 картин из войлока и графических работ двух художниц, но, что касается количества, существенное преимущество на стороне Карины Волковой, художницы-дизайнера по текстилю. Многие ее работы созданы с использованием войлока. Это вид непроданного и нетканого текстиля из натуральной шерсти, а валяние войлока — одна из древнейших техник создания шерстяных изделий. Искусство это требует сконцентрированности, неспешности, углубленности в материал.

Как отмечает Карина Волкова, творчество для нее — и медитация, и эксперимент, а главное — возможность трансформировать внутренний, нематериальный, мир в физический, своеобразная психотерапия: побыть наедине с собой, почувствовать настоящую свободу. Таким образом, натуральный текстиль превращается в надежного помощника. Все же графика, которой Карина Волкова тоже занимается, более молчаливый и лаконичный вид изобразительного искусства. «Знаю точно, что есть люди, которые даже не представляют, что из войлока можно создавать картины или арт-объекты, их это удивляет. Понимаю, что есть те, кто скептически к нему относится из-за прошлого опыта. Но на самом деле войлок — очень многогранный материал, пластичный, с ним можно экспериментировать, хотя он очень трудоемкий. А еще экологичный и теплый, с большой и богатой историей. Масса способов его применения! Иногда спрашиваю себя, почему каждый раз возвращаюсь к этому материалу. Наверное, он напоминает что-то из детства, когда бабушка учила вязать. Неосознанно, тактильно в меня встроилась любовь к шерсти и натуральным материалам, наполненным живой энергией. Полагаю, гостя выставки заинтересует, как минимум, другое прочтение материала, его странность», — отмечает художница.

Анна Столярова «Зимняя песня», 2022 г.

В каждой работе — отражение личной реальности, для кого-то очень чужой. Однако сомнения, неуверенность и преодоление страхов, успех, радость и любовь, о которых размышляет Карина Волкова, — могут ли они оставить равнодушным? Естественно, в таком случае искусство становится путем исследования себя, развития способностей и возможностей автора. Однако и зритель не останется в стороне — интимность, глубоко личные переживания выявляют искреннего художника и тем самым восхищают человека, который с ним опосредованно знакомится.

Карина Волкова вдохновляется природой. Между тем в экспозиции почти отсутствуют традиционные для европейского искусства пейзажи, стереотипные натюрморты или анималистические сюжеты. Здесь очевидно влияние Востока, где только намек на ветку дерева рождает множество ассоциаций и трактовок. Так, многие произведения художницы можно отнести к минималистичной и цветовой абстракции, однако большинство — это все же полуреалистичные композиции, где угадывается предмет. Как правило, главным источником творчества для автора является растительность — деревья или трава. Естественно, это не констатация факта, а стремление передать состояние, настроение. Об этом говорит прежде всего серия «Состояние природы», весьма примечательная своими колористическими решениями и неуловимым поиском композиции, который, кажется, продолжается на глазах наблюдателя.

Иногда художница наблюдает за окрестностями словно с ограниченным чем-то пространством, например, из окошка или из-за двери (нельзя не упомянуть красноречивые «Двери», 2020): влияет на такое ощущение прежде всего выбранная в качестве ключевой композиция (а для нее характерны скромность, лаконичность, отсутствие контекста), однако дело здесь и в мироощущении Творца. Абстрагированность от окрестностей, обособленность, почти полное отсутствие людей в сюжетах, сконцентрированность на чем-то недолговечном, хрупком и беззащитном, что есть в природе. Это особый мир, который ощущением искренней радости напоминает детство, хотя, казалось бы, прямых отсылок совсем немного.

Работ Анны Столяровой в экспозиции гораздо меньше только по одной причине — она создает картины относительно недавно. Раньше работала с войлоком, но делала одежду, аксессуары. «Материал знаю и участие в проекте рассмотрела как новую интересную возможность. А из-за того, что учусь рисовать, произошло совмещение целей — создать произведение с помощью визуальных изображений и в войлоке, таком необычном, нестандартном, но все же знакомом материале», — рассказывает Анна Столярова, для которой сегодня главное — поиск смыслов и получение удовольствия от процесса и результата.

Карина Волкова «Капли», 2016 г.

Конечно, материал — лишь средство творца. Но если рассуждать о степени мастерства, очевидна зависимость от продолжительности работы с определенным материалом. «Думаю, войлок однозначно интересный. Он привлекает естественностью, поражает фактурами. С ним приятно работать, потому что материалы натуральные: шерсть, шелк, вискоза. К шерсти подходят любые натуральные волокна. Это даже тактильно приятно», — отмечает Анна Столярова.

Работы художницы довольно насыщенные, наполненные яркими цветами. Встречаются и черно-белые композиции, что также направляет на мысль об интересных отношениях автора с цветом. Бесспорно, с помощью цвета любой художник стремится передать настроение, состояние, а также отношение к истории, которую желает рассказать. История — наиболее точное определение, характеризующее творчество Анны Столяровой. Наличие сюжета, тонкий психологизм, стройная композиция обычно обуславливают дружелюбное отношение зрителя к автору. Искренний диалог без обиняков, хотя и не напрямую.

Между тем, в отличие от коллеги, Анна Столярова в своих произведениях очень неравнодушна к людям. Вопрос в том, это размышления об окружающем мире или это просто способ самоанализа? «Взгляд на мир субъективен, поэтому в любой истории есть тот, кто смотрит и интерпретирует. Мои работы транслируют мой взгляд на жизнь, однозначно рассказывают обо мне». Таким образом, художница предлагает зрителю свои поиски смыслов, описанные с помощью визуальных образов. Ее смысл жизни — это поиск смысла.

Евгения ШИТЬКО

Фото автора

Выбор редакции

Политика

Второй день ВНС: все подробности здесь

Второй день ВНС: все подробности здесь

В повестке дня — утверждение концепции нацбезопасности и военной доктрины.