Вы здесь

Шанс для деревни. Узнали, насколько проще будет на местах решать земельные вопросы


Новый Кодекс о земле ждали. Особенно на периферии. Именно здесь чаще всего возникали вопросы, начиная от регистрации участков, заканчивая спорами вокруг стихийных построек и передачи земли в наследство. Закон разрабатывался не один год, досконально изучался на местах. В этом году он был принят в первом чтении, но перед тем, чтобы поставить точку, разработчики во главе с председателем Палаты представителей Национального собрания Владимиром Андрейченко приехали в Белыничи и еще раз с руководителями исполнительной и представительной власти, начиная от базового звена, шлифовали нормы. Ведь большинство земельных вопросов по новому законодательству будет решаться на местах.

И вот новая редакция Кодекса о земле принята обеими палатами парламента и подписана Президентом. Мы поинтересовались у представителей местной власти, насколько важны принятые в земельном законодательстве изменения в их работе.


Порядка станет больше

Председатель Яновского сельсовета, что на Краснопольщине, Наталья Лагутина вспомнила наиболее распространенную для их «Чернобыльской» зоны сложность. На загрязненные территории, как у них, спрос был и так не велик, но предыдущий закон запрещал узаконить имущество на территории Яновского сельсовета даже жителям Краснополья. Доходило до абсурда: человек покупал дом, а потом не мог переписать его на свое имя. Чтобы легализовать недвижимость на территории сельсовета, нужно было иметь регистрацию.

Об аналогичных проблемах рассказывает и председатель Глусского райсовета Вячеслав Асташевич

— В советское время семьям выделялось и 40 «соток», и 50, а когда размеры ограничили до 25, наследники стали отказываться от лишних «соток», — говорит собеседница. — Право на всю землю можно было получить только при регистрации в сельском доме. Только кто ради этого рискнул бы выписаться из городской квартиры? Поэтому народ преимущественно отказывался от сверхнормативного наследия. Новый закон дает возможность без волокиты решить этот вопрос.

Насколько изменения актуальны для деревни, даже не стоит обсуждать. Сегодня, к сожалению, сохраняется печальная для небольших населенных пунктов тенденция. Сельское население с каждым годом сокращается, а сами деревни уменьшаются в размерах. Например, на территории Глусского района Гослесфонда в прошлом году было передано 425 гектаров земли, в этом — уже 195.

— Желающих получить сельскую прописку сегодня мало, — вздыхает Вячеслав Асташевич. — И мы только заинтересованы в том, чтобы процедура оформления земли была для желающих переехать в деревню граждан проще. Новый закон этому способствует. Теперь размеры земельных участков, которые можно взять в свое пользование, увеличились до гектара. И это прекрасно. Такой подход позволит вовлечь в гражданский оборот земли, которые пока не используются, а также ликвидировать чересполосицу между земельными участками — одним словом, навести порядок на земле.

Более четкой станет и процедура рассмотрения земельных вопросов. При прежнем законодательстве этим должен был заниматься сельисполком. Но сложности возникали еще на первом этапе. Комиссия должна состоять из специалистов различных структурных подразделений, а в сельисполкоме — всего лишь председатель и управляющий делами.

— Согласно новому кодексу, земельные споры будут рассматриваться районной комиссией, и это только на пользу всем, — уточняет Вячеслав Асташевич. — Меньше будет обращений в различные государственные органы. Изменения помогут усовершенствовать земельные отношения и устранить проблемы землепользователей, которые не могли решиться длительное время.

Садоводческие товарищества ждут

В районах надеются, что новый Кодекс о земле создаст более привлекательные условия и для таких образований, как садоводческие товарищества. Во время одного из выездных приемов граждан в Осиповичах спикер верхней палаты белорусского парламента Наталья Кочанова подробно расспрашивала заявителя — председателя садоводческого товарищества, который пришел на прием с наболевшим вопросом. Потом в беседе с журналистами она пояснила, что в последнее время все больше людей затрагивает тему бесхозных земельных участков, в том числе в садоводческих товариществах. «У сегодняшней молодежи нет той заинтересованности в работе на земле, которая была у их родителей, — подчеркнула она. — И нельзя допускать, чтобы эти земли приходили в запустение. Нужно искать новые подходы, чтобы урегулировать вопрос».

Несколько лет назад в редакцию нашей газеты обратился человек, который пожаловался, что ему отказали в приобретении участка в садоводческом товариществе. Последний не соответствовал установленным параметрам, и чтобы не нарушить закон, нужно было внести изменения в генплан. А это было недешево. Мужчине предложили расходы взять на себя. Участок при этом получался золотой. И соискатель возмутился. Сейчас таких проблем даже не должно возникать. Новым Кодексом предусмотрено изменение границ в рамках садовых товариществ без внесения изменений в проект.

— Действительно, по садоводческим товариществам, которые были созданы в 1990-е годы, существовали определенные проблемы. И корректировка закона помогла их решить, — отмечает начальник отдела землеустройства Осиповичского райисполкома Наталья Пулинович. — Как правило, в таких обществах существует плотная застройка, а размеры единичных пустых участков уже не соответствуют генпланам 1990-х годов. Чтобы человек мог получить тот участок, садоводческое товарищество должно было обратиться в проектную организацию с целью изменить размеры земельного участка. Только после внесения изменений гражданину разрешалось оформить землю на себя. В ином случае ему отказывали. Новый закон позволяет менять границы земельных участков без внесения изменений в проект. Можно даже дополнительно
взять 15 «соток», независимо от наличия других участков и их площади.

Вообще земельного «голода» при новом законодательстве точно не прогнозируется.

— Сегодня на обслуживание жилого дома предусмотрено не 25 «соток», как это было раньше, а целый гектар, — подчеркивает Наталья Пулинович. — Еще один плюс в том, что желающим приобрести участок для ведения личного подсобного хозяйства сейчас не обязательно регистрироваться в сельсовете. Для этих целей можно получить до 4 гектаров земли, даже если в пользовании уже есть участок. Причем независимо от его площади и целевого назначения.

Хотите — стройтесь

Для деревни самовольная постройка — дело обычное. Земля вдохновляет на занятия стихийным творчеством. Захотел, построил сарай, захотел — баню. Вспоминаю, как в одном из районов на прием пришел человек и пожаловался, что не может зарегистрировать баню. Она в него на метр не вписалась в размеры участка. Ответ был не в пользу гражданина. Постройку пришлось снести. Хотя бывало по-разному. В Осиповичах упомянули историю со счастливым финалом. Однако путь решения был непростым.

— Райисполком рассматривал вопрос о магазине, который при строительстве вышел за пределы разрешенной площади земельного участка, — рассказывает Наталья Пулинович. — Поскольку она не нарушала архитектурных, санитарных и других норм, было принято решение о ее соблюдении. На основании этого решения райисполком ходатайствовал перед облисполкомом, а тот, в свою очередь, готовил пакет документов на имя Президента. И только после разрешения вышестоящей инстанции магазин легализовали.

Теперь такие вопросы можно будет решать на местном уровне. Председатель Глусского райсовета Вячеслав Асташевич надеется, что новый закон пойдет деревне на пользу.

— Судите сами, — аргументирует он. — Во-первых, увеличиваются размеры земельных участков, во-вторых, есть возможность получить дополнительный участок для строительства и обслуживания жилого дома без разработки проекта, в-третьих, сельсоветы получили возможность организовывать пастбища для домашнего скота на землях сельхозназначения. Все это будет способствовать развитию личного подсобного хозяйства в деревне и привлекать сюда людей.

Земля наследования

Специалисты, работающие с земельным законодательством, считают, что плюсов в нем стало гораздо больше. Можно будет, например, поменять целевое назначение участка, который дан для ведения личного подсобного хозяйства. Вместо, условно говоря, сарая можно построить, например, жилой дом. Раньше такое делать не разрешалось.

Если участок брался под дом, а на нем построили магазин, его тоже можно сегодня узаконить. Но с этим придется подождать. Еще не разработан механизм, который потом пропишут в локальных документах.

Кстати, для тех, кто унаследовал участок более 25 «соток» и хочет легализовать остальную территорию, есть два варианта. Если земля нужна для ведения личного подсобного хозяйства, регистрация обойдется в определенную сумму. Но в этом случае земля перейдет в пожизненную собственность и сможет передаваться по наследству. Независимо от того, будет там что-то построено или нет. А вот если у человека на землю больших планов нет, ему она нужна исключительно для овощеводства, то и платить ничего не надо. Земля берется во временное пользование до 10 лет, но при желании можно продлить срок временного пользования или отказаться от участка.

Самовольные постройки можно узаконить

Президент Беларуси Александр Лукашенко подписал Указ № 253 «Об упрощенном порядке приемки в эксплуатацию объектов строительства», сообщили в пресс-службе главы государства.

Документом предоставлено право местным исполнительным и распорядительным органам принимать в эксплуатацию одноквартирные жилые дома и нежилые постройки, возведенные гражданами без разрешений и проектной документации (за исключением расположенных в Минске). При этом такие постройки не будут признаваться самовольными.

Указ вступает в действие с 1 сентября 2022 года и имеет временный характер (до 1 января 2025 года). Документ позволит узаконить самовольные постройки, возведенные гражданами на земельных участках, полученных ими до 1 сентября 2022 года.

Нелли ЗИГУЛЯ

Выбор редакции

Молодежь

Алина Чижик: Музыка должна воспитывать

Алина Чижик: Музыка должна воспитывать

Финалистка проекта «Академия талантов» на ОНТ — о творчестве и жизни.

Калейдоскоп

Восточный гороскоп на следующую неделю

Восточный гороскоп на следующую неделю

На этой неделе Тельцы будут просто незаменимы везде, где их знают.