Вы здесь

Кто выбирает обучение в главном педуниверситете страны?


«Престиж — это духовная категория, которая возвышает учителя в его собственных глазах. Притягательность педагогического труда пролегает прежде всего в сфере, связанной с пониманием учителями своей миссии в обществе, возможности творческого самовыражения в работе. Высокие эмоциональные нагрузки компенсируются признанием детьми, уважением со стороны их родителей, положительной оценкой коллег и высокой самооценкой собственной профессиональной деятельности. Учитель – ключевая фигура в обществе, поэтому всем, кто выбрал эту профессию, следует помнить, что именно от вашей работы, от того, как вы будете относиться к ней и к своим ученикам, зависит будущее нашей страны. В ваших классах будут сидеть будущие инженеры, космонавты, психологи, юристы, депутаты и изобретатели...» — написал в своем эссе «Престиж профессии педагога» выпускник профильного педкласса Слуцкой средней школы № 12 Артем ЧАБОТЬКО.


Артем ЧАБОТЬКО планирует продолжить педагогическую династию. Ректор БГПУ Александр Жук вручил памятные подарки первым выпускникам педклассов, которые пришли на собеседование.

Представитель династии

«Хороший учитель — справедливый, он выделяется высокой коммуникабельностью, обладает чувством эмпатии, умеет найти подход к каждому ученику с учетом его особенностей и нужд. Настоящий учитель — гибкий, мобильный, компетентный в вопросах педагогики и психологии, — рассуждает парень. — Он не боится экспериментировать, ищет новые формы и методы работы, открыты для инновационных технологий. Выбирая профессию учителя, вы должны знать, что всегда будете востребованы на рынке труда, поскольку учитель — категория вечная. Чтобы быть успешными в своей деятельности, вы должны любить свою работу, позитивно воспринимать людей, заниматься самообразованием, и тогда перед вами откроется полный спектр возможностей профессии «педагог».

Два последних года в школе Артем Чаботько «примерял» на себе профессию педагога — изучал факультатив «Введение в педагогическую профессию». Между прочим, парень является представителем педагогической династии. Его мать до выхода на пенсию преподавала химию в школе, отец сейчас преподает физкультуру. Преподавателями медуниверситета были бабушка и дедушка. Еще одна бабушка работала в сельской школе учительницей белорусского и немецкого языков. Прабабушка и прадедушка также посвятили школе свою жизнь: оба были историками. Артем также нацелился учиться на учителя истории и обществознания. В Белорусский государственный педагогический университет он пришел в рядах первых абитуриентов, буквально как только открылась дверь приемной комиссии. И одним из первых прошел собеседование для выпускников профильных педклассов.

Министр образования Андрей Иванец: «Высшее образование — эталон подготовки специалиста».

Мотивационная составляющая

— На собеседование приходят те выпускники педагогических классов, которые решили воспользоваться льготой, что прописано в правилах приема в вузы, — объясняет начальник Центра развития педагогического образования БГПУ, доктор педагогических наук Александра ПОЗНЯК. — Они могут без сдачи ЦТ претендовать на зачисление на 31 педагогическую специальность, усвоив содержание факультатива «Введение в педагогическую профессию» в объеме 140 часов, имеют характеристику — рекомендацию педсовета своей школы, оценку по профильным предметам не менее 8 баллов, а по остальным — от 7 до 10 баллов. На собеседование они приносят свое портфолио «Я — педагог» и тянут билет с двумя вопросами по содержанию факультатива. Подчеркну, что это именно собеседование, а не экзамен, и для нас очень важно увидеть у ребят, которые к нам поступают, мотивационную составляющую в выборе профессии педагога. Собеседование всегда очень сильно нас вдохновляет. Вы сами видите, с какими толстыми портфолио приходят выпускники педклассов. В них они накапливают все свои достижения. Портфолио помогает провести самодиагностику собственных педагогических способностей, отрефлексировать свою педагогическую деятельность. Когда интересуемся, чем особенно гордится абитуриент, часто слышим в ответ: «Своими первыми уроками», «Волонтерской деятельностью»... Мы сразу видим их лидерские задатки, творческие и спортивные способности, можем подсказать, как они могут развить свои таланты во время обучения в нашем университете, где могут найти себе применение.

Хочу также отметить, что факультатив, который изучают ученики педклассов, не демоверсия педагогики и психологии, которые они будут изучать уже в университете. Это прежде всего возможность проверить правильность своего выбора, убедиться в своих способностях и склонностях еще во время первых педагогических попыток, совершенных в школе. Нужно вовремя ставить перед собой вопросы: «Могу ли я? хочу ли я?» и честно на них отвечать, ведь педагогика — это призвание.

Учащиеся, приходящие на собеседование, как мы убеждаемся, имеют опыт взаимодействия, выделяются коммуникабельностью, уверенностью в себе, у них более развиты ораторские навыки, эмоциональный интеллект, способность работать в команде — так называемые soft skіlls, навыки ХХІ века, нужные в обыденной и профессиональной жизни.

Абсолютное большинство из них уже имеет опыт научно-исследовательской работы, является участниками соответствующих конференций разного уровня (от школьного до республиканского), что они подтверждают дипломами и удостоверениями, прилагающими к своим портфолио. У нас были случаи, когда студенты-практиканты приходили в школы, где есть педклассы, и их учащиеся помогали студентам в проведении уроков.

«Студенты-участники клуба «ПРОФиль+» организовали для абитуриентов «Зону «ПРОФильной» поддержки».

Интересуемся у Артема, сложно ли было пройти собеседование?

— Накануне я волновался, — признался парень, — но выяснилось, что здесь все очень лояльно относятся к абитуриентам, встречают нас с улыбкой. Мне, например, достались вопросы о престиже педагогической профессии и самых известных педагогах.

Артем, кстати, просто «образцовый абитуриент» для педуниверситета: имеет средний балл аттестата 9,5, был членом школьной команды «Что? Где? Когда?», председателем школьного волонтерского отряда. Увлекается современной поэзией, интересуется вопросами прав человека. Его любимые предметы — история Беларуси, всемирная история, обществоведение и география. Занимался волейболом, восточными единоборствами, посещал туристический кружок. Для учеников личность будущего педагога имеет очень важное значение. Чем больше он разносторонний, тем интереснее будет с ним детям.

Фундамент кадровой политики

В первый день проведения собеседования с выпускниками педклассов БГПУ посетил министр образования Андрей ИВАНЕЦ. Он рассказал журналистам, что Министерство образования проводит серьезную работу по повышению престижа высшего образования. В связи с этим в текущем году план приема уменьшился по сравнению с прошлым годом на 1,5 процента. «Это значительная цифра. В наши вузы должны приходить наиболее способные, мотивированные юноши и девушки, которые станут высококвалифицированными специалистами после окончания университета», — подчеркнул Андрей Иванец.

О принципиальном подходе к процессу обучения в вузе свидетельствует еще и тот факт, что за текущий учебный год за неуспеваемость было отчислено пять тысяч студентов. «Если мы сегодня не будем выстраивать четкую картину понимания того, что высшее образование — эталон подготовки специалиста, то и на внешнем рынке наше образование будет востребовано в меньшей степени, — поделился своими мыслями министр. — А привлечение в белорусские вузы иностранных граждан — очень актуальный вопрос. За последние три года их контингент вырос с 18 до 33 тысяч, иностранцы учатся у нас не только на первой ступени высшего образования, но и в магистратуре, и в аспирантуре. Это подтверждает, что наше образование — конкурентоспособно и котируется на международном образовательном рынке».

Пообщавшись с выпускниками педклассов, проходившими собеседование в БГПУ, Андрей Иванец констатировал, что уровень выпускников педагогических классов очень высок: это и медалисты, и те, у кого средний балл аттестата 9 и выше. А это значит, что молодые люди делают свой сознательный выбор, основанный на серьезной предварительной подготовке.

У выпускника средней школы № 2 из Столбцов Дмитрия Гришана, который собирается стать историком, министр образования поинтересовался его мнением о новой концепции исторического образования, в основу которой будет положена преемственность между школьной программой и Университетской. «Сегодня выпускники школ приходят в вузы, и не очень понятно, что они там изучают. Снова повторяют школьный курс истории? Мы хотели бы, чтобы история Беларуси преподавалась в контексте мировой истории. Это будет интегрированная дисциплина и часов на ее изучение будет вдвое больше. А в вузе с 1 сентября будет преподаваться «История белорусской государственности». Абитуриент ответил министру, что при таком подходе историю школьникам будет изучать и проще, и интереснее.

«Работа над совершенствованием деятельности педагогических классов — опора не только для нашего ведущего педагогического университета, но и для всех региональных вузов. Потому что подготовка педагогических кадров для регионов является важнейшим аспектом в реализации той стратегии, которая определена главой нашего государства: сильные регионы — сильная Беларусь», — резюмировал Андрей Иванец.

Педагоги нового поколения

— От нынешней приемной кампании мы ждем «качественного» абитуриента, — отметил в беседе с журналистом «Звязды» ректор БГПУ Александр Жук. — Деятельность педагогических классов во многом помогает решать данную проблему. С удовольствием констатирую, что в последние годы ситуация качественно улучшилась и по конкурсу, и по проходным. А в текущем году были сняты ограничения для целевой подготовки. Теперь делать заказ на целевую подготовку специалиста могут организации из всех населенных пунктов, без ограничений, в том числе из областных центров и столицы, для которой кадровая проблема с воспитателями дошкольных учреждений и учителями начальных классов стоит довольно остро. Поэтому считаем, что и проходные баллы, и конкурс могут возрасти.

Ежегодно треть выпускников педагогических классов (а это, замечу, высокомотивированные на педагогическую профессию молодые люди, получившие рекомендации педагогических советов) приходит в вуз на педагогические специальности. Сегодня каждый пятый студент дневной формы обучения в университете — выпускник профильного педкласса. Мы осознаем всю степень ответственности за создание в нашем университете соответствующей образовательной среды для подготовки педагогов нового поколения. А выпускники педклассов – особая категория студентов, с которыми нужно работать по-новому. Они уже имеют первый опыт педагогической деятельности, представление о специфике педагогической профессии, знания, навыки и компетенции, необходимые успешному педагогу.

Замечу, что выпускники педклассов демонстрируют при обучении в нашем университете хорошую успеваемость, они академически не менее успешны, чем медалисты, при этом (что очень важно для нас) социально активны. Практически все занимающиеся волонтерской работой под руководством тьюторов-старшекурсников, являются старостами групп, включаются в реализацию образовательных и социальных проектов, становятся участниками студенческих научно-исследовательских лабораторий. Они составляют костяк студенческих активов факультетов и институтов. По их инициативе в университете был создан клуб «ПРОфиль+».

В прошлом году «ПРОфильцы» решили поддержать выпускников педклассов, поступающих по собеседованию без экзаменов, и организовали для них «Зону «ПРОфильной» поддержки» — место, где абитуриенты могут пообщаться с волонтерами, проконсультироваться по поводу прохождения такой беседы и презентации своего портфолио. Это помогло им почувствовать себя более уверенными. В этом году они снова заступили на свою «вахту» — обеспечивают моральную и консультационную поддержку выпускникам педклассов, поступающих в наш университет. Рассказывают, как они сами проходили собеседование. Кстати, пообщаться с ними — одно удовольствие.

Надежда НИКОЛАЕВА

Фото автора

Выбор редакции

Калейдоскоп

Восточный гороскоп на следующую неделю

Восточный гороскоп на следующую неделю

На этой неделе Тельцы будут просто незаменимы везде, где их знают.