Вы здесь

Узкий специалист или универсальный?


Одно из главных требований к специалисту будущего — наличие у него междисциплинарных навыков, ведь все открытия сейчас делаются на стыке наук. Профессионалы такого уровня более мобильны, они ориентируются в нескольких областях знаний, видят задачу с разных сторон и способны к решению глобальных проблем. Для Высшей школы подготовка конкурентоспособных выпускников с междисциплинарными знаниями и универсальными компетенциями — настоящий вызов. О том, как эту задачу решают в Белорусском государственном университете, мы беседуем с проректором вуза по учебной работе и образовательным инновациям Оксаной ЗДРОК:


— Время узкопфессиональных навыков и узких специалистов прошло. Сегодня к квалифицированному специалисту предъявляются требования глобального характера, которые выражаются в широкой интеграции гуманитарных, социальных и технологических качеств. Поэтому в БГУ внедряется так называемая Стратегия целостности образования, которая дополняет практико-ориентированный и компетентостный подход в подготовке специалистов.

На рынке труда сегодня действует теория І-специалиста и Т-специалиста. І-специалисты — эксперты в какой-то одной области. А категория «T» — это те работники, у которых есть глубокие знания в определенной области, но широкий круг компетенций позволяет им эффективно работать за их рамками и сотрудничать с другими специалистами в самых разных областях и дисциплинах.

Студент, обучающийся в вузе, должен получать целостное представление о мире и опыте целостной деятельности, а не только узкопрофессиональной. Такая мысль заложена в Стратегию целостности образования. А достигается эта задача налаживанием межфакультетских и межкафедральных связей. Факультетов у нас много, ведь БГУ-университет классического типа: есть и естественные, и гуманитарные, и технические специальности. Поэтому есть широкое поле для такой деятельности.

В общем для рынка труда сегодня свойственна быстрая изменчивость и нестабильность. Мы готовим специалиста на первой ступени высшего образования четыре года, а за это время и сама специальность, и знания, которые получает студент, могут потерять свою актуальность. Поэтому важно быть мобильными и уметь быстро адаптироваться. Турбулентное время требует новых подходов... Мы пытаемся уйти от узкопрофессиональной подготовки специалистов. Причем, на наш взгляд, важно учитывать не только социальный заказ на подготовку специалиста, но запросы студента в плане его саморазвития.

Каникулы — не только для отдыха

— И как на практике реализовываются межфакультетские связи?

— Одно из направлений — совместное преподавание учебных дисциплин. Например, экономический и юридический факультеты совместно читают «основы интеллектуальной собственности» и «Основы предпринимательской деятельности». То, что не мог сказать юрист, скажет экономист. Таким образом, друг друга дополняют. Перспективное направление взаимодействия — внедрение групповых учебных проектов, выполняемых студентами нескольких факультетов или специальностей совместно в рамках подготовки курсовых, дипломных и магистерских работ. С этой целью в ближайшее время кафедре должны разработать междисциплинарные темы для включения их в тематику дипломных работ и магистерских диссертаций. Но тематика для проекта может предлагаться не только кафедрами и структурными подразделениями БГУ. Это могут сделать и внешние заказчики, и сами студенты. Работа каждого участника (курсовая, дипломная или магистерская диссертация) будет частью общего проекта.

В следующем учебном году планируем внедрить такую форму работы, как «Неделя межфакультетского взаимодействия». Все знают о проекте для абитуриентов «Стать студентом на неделю». Так вот, мы собираемся предложить нашим студентам также в течение недели посещать занятия, научные мероприятия, лаборатории, музеи на других факультетах, чтобы познакомиться с их образовательно-научным потенциалом и завязать полезные знакомства, чтобы объединиться в команду для выполнения группового проекта.

Очень эффективными мы считаем проведение летних и зимних онлайн-университетов, участниками которых стали уже более 500 студентов. Во время каникул всем желающим (в том числе и студентам других вузов) предлагается прослушать бесплатно курсы, которые могут заинтересовать и быть полезными для представителей самых разных специальностей. Так, летом 2020 года студенческой молодежи были предложены 18 дисциплин, а зимой текущего года — 13. Среди них — «Web-программирование», «Итальянский язык для начинающих», «Технология электронного обучения», «Перевод в научной деятельности», «Увлекательная фотожурналистика», «Выпуск учебной газеты», «История великих археологических открытий», «Нумизматика», «Речевое развитие личности», «Трудовое право», «Криминология», «Основы предпринимательства и бизнеса», «Цифровая безопасность» и другие. Курсы читаются высококвалифицированными отечественными и зарубежными специалистами онлайн с использованием образовательного портала БГУ.

Генетика — для математика

— Знаю, что у ваших студентов есть также возможность изучать дополнительные дисциплины на других факультетах. Интересно, что они выбирают?

— Эта уникальная форма работы внедрена пока только в БГУ. Цель проекта по формированию индивидуальной образовательной траектории — расширение у студентов профессиональных компетенций.

Воспользоваться возможностью изучать дополнительно дисциплины по выбору могут студенты любого курса, а также магистранты всех факультетов БГУ без исключения. Обучение по дополнительным дисциплинам не ограничивается учебным курсом. Это значит, что первокурсник при желании может избрать дисциплины, изучаемые, например, на четвертом году подготовки. Выбирать дополнительные дисциплины можно как на своем факультете, так и на другом. Исключение составляют только иностранные языки и англоязычные курсы — их дополнительно нельзя выбрать.

За два года возможностью дополнительного обучения заинтересовались 44 студента из десяти факультетов и Института теологии БГУ. В первый год они выбрали дополнительно 31 дисциплину, а на второй — 32. много это или мало? Мы не форсируем ситуацию, потому что изучать дополнительные дисциплины можно только в свободное от основного расписания время, а расписания на факультетах часто совпадают. Поэтому рекомендуем преподавателям обеспечить преподавание дисциплин, которые заинтересовали студентов, через образовательный портал университета дистанционно.

Чаще всего студенты выбирают дополнительные дисциплины на своем факультете только на других специальностях. Но есть и очень интересные примеры. Так, студент факультета международных отношений за два учебных года прослушал дополнительно восемь дисциплин. Студент факультета прикладной математики и информатики изучал курс «Генетика " на биологическом факультете. А студент Института теологии святых Мефодия и Кирилла БГУ заинтересовался ІT-дисциплиной на ФПМИ. Студентка журфака изучала на экономическом факультете «Теневую экономику». Еще один студент факультета журналистики изучал на юрфаке «Гражданский процесс». В общем, как показала практика, особенно востребованы у студентов дисциплины на факультете международных отношений.

Дополнительные дисциплины изучаются на платной основе, но размер платы совсем незначительный — приблизительно 34 рубля за курс, все зависит от объема часов. Есть возможность не просто прослушать курс, но и пройти аттестацию. По результатам положительной аттестации выбранные курсы вносятся в дополнение к диплому. Это повышает «ценность» выпускника в глазах будущего нанимателя, так как свидетельствует, что молодой человек умеет учиться, стремится к саморазвитию и обладает важными компетенциями.

К новому учебному году на сайтах всех факультетов должен появиться перечень дисциплин, которые могут заинтересовать студентов с других факультетов, чтобы молодежи было проще ориентироваться. К тому же мы сегодня делаем ставку и на институт тьюторства. Что подразумевается? В БГУ каждый факультет имеет перечень уникальных образовательных и научных предложений, у нас действует ряд молодежных организаций, творческих коллективов и спортивных секций. И студентам довольно сложно сориентироваться в разнообразии услуг. А тьюторы с учетом персональных запросов студента смогут оказать ему консультационную и информационную поддержку. При планировании научной работы междисциплинарной направленности — подберут наиболее перспективные варианты сотрудничества с другими факультетами, сориентируют в вопросах прохождения практики, поступления в магистратуру, в том числе на других факультетах, в выборе дополнительных дисциплин для обучения. По сути, тьюторы будут выступать посредником между студентом и Университетом. Подготовка таких специалистов организована у нас в университете в рамках программы повышения квалификации «Тьюторское сопровождение учащихся в учреждениях высшего образования».

Междисциплинарные специальности

— Оксана Николаевна, в российских вузах создаются очень интересные междисциплинарные программы и специальности: «Цифровая криминалистика», «Научная коммуникация», «Управление развитием городской среды» и другие. БГУ как флагман отечественной высшей школы отслеживает эти тенденции?

—  В текущем году у нас также открываются две абсолютно новые специальности, которые находятся на стыке различных дисциплин: «Регионоведение» на историческом факультете и «Экономическая безопасность» — на экономическом. Подготовка специалистов такого профиля в белорусских вузах ранее не велась.

Междисциплинарная специальность «Экономическая безопасность» интегрировала лучшие отечественные программы по экономике, праву и информационным технологиям в сфере безопасности. Будущие специалисты будут учиться оценивать и предотвращать возможные угрозы и убытки для предприятий, мониторить факторы, влияющие на их экономическую безопасность, прогнозировать и управлять экономическими рисками. Выпускники смогут свободно ориентироваться в административном, хозяйственном, финансовом и таможенном праве.

На междисциплинарность и фундаментальную подготовку по гуманитарным, экономическим, политическим, географическим и юридическим наукам ориентирована и специальность «Регионоведение». Ее открытие было обусловлено востребованностью отечественных организаций и компаний в сотрудниках, обладающих комплексными знаниями о политических, экономических, социальных, экологических, конфессиональных, этнических и культурных особенностях определенного региона. Студенты будут осваивать на повышенном уровне два иностранных языка, один из которых — язык страны изучаемого региона. Предусмотрено несколько специализаций: «Западная Европа и Северная Америка», «Центральная и Восточная Европа», «Ближний Восток и Африка», «Азиатско-Тихоокеанский регион» и «Латинская Америка».

Хочу заметить, что открытие новой специальности на первой ступени высшего образования — дело не одного дня. Чтобы открыть две вышеуказанные, мы начали подготовку полтора года назад. А вот в магистратуре, где срок обучения составляет год или два, открыть новую междисциплинарную специальность попроще. Например, в магистратуре у нас есть интересная специальность «Образовательные технологии в физической культуре и спорте». Над наполнением ее содержания работали кафедра педагогики и проблем образования и кафедра физического воспитания и спорта. Результатом усилий факультета журналистики и экономического факультета стала специальность «Управление медиапроектами». Экономический факультет и факультет философии и социальных технологий объединились и открыли специальность «HR-Analіtіcs» и так далее. Сейчас мы работаем над открытием еще нескольких междисциплинарных специальностей на первой ступени. Надеемся, что успеем к приемной кампании 2022 года.

— А какие еще перспективные направления для развития у своих выпускников актуальных компетенций вы видите?

— Один из них — привлечение внешних консультантов при написании дипломных работ и магистерских диссертаций, когда работа имеет междисциплинарный характер. Это могут быть консультанты из другой кафедры, факультета, наших структурных подразделений или потенциальные наниматели, например, работники СМИ или дипломатической и консульской службы. Эффективной мы считаем и организацию практики студентов на других наших факультетах и в структурных подразделениях БГУ — в управлении воспитательной работы, международной деятельности, редакционно-издательской деятельности, Музее истории БГУ и других.

Мы прекрасно понимаем, что требования работодателей к компетенциям выпускников возрастают. Заказчики кадров просят нас сформировать у студентов так называемые soft-skііls — это креативность, инициативность, гибкость и адаптивность, ответственность за принятие решений, эмоциональный интеллект, навыки командной работы, эффективной коммуникации, способности к самоорганизации, саморефлексии и саморазвитию. Так что работаем в этом направлении. Но формирование универсальных компетенций — задача не только системы образования, а сфера ответственности каждого.

Надежда НИКОЛАЕВА

Фото пресс-службы БГУ

Выбор редакции

Политика

Второй день ВНС: все подробности здесь

Второй день ВНС: все подробности здесь

В повестке дня — утверждение концепции нацбезопасности и военной доктрины.