Вы здесь

Молодая многодетная семья рассказывает о том, с какими проблемами столкнулась при строительстве жилья


Жилищный вопрос считается одним из самых острых в нашей стране. О поддержке многодетных семей говорят так много, и появляется ощущение, словно квартиры получают только многодетные. Но если быть объективным, то в 2019 году организациями всех форм собственности построено 46,9 тысячи новых квартир, и только чуть более 10,3 тысячи для многодетных семей. На самом деле, не так уж и много, но это большая поддержка. И хотя по сути многодетные составляют около пяти процентов от всех семей с детьми, именно в их адрес иногда звучат обидные слова: мол, «рожают ради квартир» или «получили квартиру на халяву». Семья Савичевых воспитывает четырех детей: восьмилетнюю Анну, шестилетнего Сашу, четырехлетнего Алексея и двухлетнего Артема. В январе они переехали в две новенькие квартиры: однокомнатную и двухкомнатную на одной лестничной площадке. Молодая семья пригласила журналистов к себе в гости, рассказала о том, с какими проблемами столкнулась при строительстве жилья и как все-таки стали счастливыми новоселами.


Заходим с фотографом в новенький дом, у которого еще специфический запах новостройки. В домофон не звоню, потому что его пока нет. Но есть код, который Юля прислала мне, чтобы беспрепятственно добраться до ее жилья. Дверь открывает ребенок. Молодая красивая женщина строго смотрит на малышей, которые без ее разрешения впустили гостей, но быстро женское лицо смягчается, мать уже обнимает провинившегося мальчика. Проходим в комнату с одним небольшим диваном и маленькой кроваткой.

— Многие считают, что государство раздает квартиры бесплатно и таким образом приучает многодетных к иждивенчеству, — начинает Юля. — Но это не так. Государство помогает многодетным приобретать жилье, а не дарит квартиры. Мы с мужем много работаем, чтобы выплачивать долг по кредиту. Каждый месяц мы возвращаем в банк около 550 рублей. И это не первый наш кредит...

Юля познакомилась с будущим мужем после первой своей крупной покупки — машины. Молодая девушка только получила водительские права и приобрела старенькое авто в кредит. В тот же день поехала на своей машине на Минское море, где и встретила его.

Поженились в 2010 году и стали жить у родителей Юли в трехкомнатной квартире. Здесь нужно отметить, что Юлины родители в молодую семью со своими советами не лезли, чтобы не напугать молодых и вынудить их уехать на съемное жилье.

«Мы, конечно, сразу стали на очередь как молодая семья, но понимали, что ждать придется долго. Я забеременела, и у нас с мужем, естественно, возникло желание жить отдельно от родителей. Хотелось иметь свой собственный угол — и мы решились. Это была настоящая операция по добыванию денег. Продали машины, заняли у друзей определенную сумму, чтобы купить хоть однокомнатную квартиру. Но денег все равно не хватало. Решили взять кредит».

Казалось, мечта сбылась: есть однокомнатная квартира, но молодые не смогли себе позволить в нее переехать — просто не хватало зарплаты и на скромную жизнь, и на оплату кредита. На семейном совете решили сдавать купленную квартиру, чтобы немножко рассчитаться с кредитом.

«Сначала было очень тяжело финансово, — говорит Юля. — Только через два года удалось переехать в собственное жилье. Мы были счастливы! Через пять лет после приобретения квартиры полностью рассчитались с кредитом. Мне приходилось работать в декретном отпуске, но иначе было не вырваться».

После рождения третьего ребенка Алексея семья стала считаться многодетной и, естественно, пошла становиться на очередь, которую называют «льготной».

«Помню, нам сказали в исполкоме: мол, не надейтесь получить жилье быстро — таких, как вы, много, поэтому предложений в следующие два года не ждите... Но мы не падали духом — два года не такой уж большой срок».

Не все так просто

Самым главным для Юли было не проспать сад.

«Дождь, снег, извержение вулкана, да все что угодно — но главное — отвести малышей в сад. В однокомнатной квартире очень непросто организовать порядок. Когда дома находились все дети, я практически ничего не могла сделать по хозяйству».

Сначала в комнате по периметру стояли кровати для детей, диван для взрослых и другая мебель. Но с рождением четвертого малыша родители поняли, что надо больше поработать над организацией пространства. Так был заказана красивая трехъярусная кроватка, «как в детском саду».

Пока дети были маленькими, Юле казалось, что места в квартире достаточно. Но чем дольше они жили в однокомнатной квартире, тем чаще приходило осознание, что детям и взрослым в одной комнате тесно. А больше всего молодая мама боялась сломанного лифта.

«Мы жили на восьмом этаже. Помню, испортился лифт, а мне с малышом в поликлинику надо. Хорошо, что другие дети были в садике. Сама беременная, едва дотянула коляску до первого этажа. Позвонила в ЖЭС, оставила заявку и ушла в поликлинику. Возвращаюсь — не работает лифт. Думаю, я, пока спускалась, чуть не родила, а тут — подняться. Люди на работе, никто не поможет. Снова звоню в ЖЭС, спрашиваю у них, сколько придется ждать. А они мне в ответ: мол, а чего вы ходите неизвестно где? Видите, лифт не работает — не выходите из дома, а продукты в следующий раз покупайте с запасом. Я так разозлилась, что сказала: если через 20 минут лифт не будет работать, вызываю МЧС себе в помощь. В результате в течение получаса проблема была решена».

Периодически семья смотрела на сайте исполкома, как движется очередь на жилье. Казалось, что очень медленно. Но в один прекрасный весенний день из исполкома позвонили и сказали готовить документы.

«Звонок был настолько неожиданным, что я растерялась и некоторое время не могла ничего делать. Помню, сидела на диване и пыталась осознать, что это происходит здесь и сейчас».

Савичевы «полетели» в исполком с документами. Но там их ждало разочарование. «Нам предложили трехкомнатную квартиру без отделки в районе, очень далеком от квартиры моей мамы, которая нам сильно помогала. К тому же, мы понимали, что ремонт не потянем. Муж все время на работе, я — с четырьмя детьми... Да и где деньги на это взять?»

Семья написала отказ от квартиры и новое заявление на квартиру с отделкой. После этого снова оказались в конце очереди на жилье.

Спустя четыре года

Через девять месяцев после первой попытки построить Савичевым позвонили снова.

«Мы радовались, но уже не было столько эмоций. По идее, нам должны были прокредитовать 120 метров — на каждого члена семьи по 20 метров, но поскольку мы своими силами построили однушку, то у нас количество ее метров отминусовали. Поэтому в итоге нам кредитовали 88 метров, и соответственно, на каждый метр государство выделяло чуть больше 700 рублей. А стоимость метра составляла более тысячи».

Разницу нужно было компенсировать собственными средствами. Семья обратилась в банк, чтобы взять кредит на необходимую сумму — 46 тысяч рублей. Но оказалось, что они, по подсчетам банка, неплатежеспособны. «Мы очень волновались. Получилось, что если разделить наш совокупный доход на всех членов семьи, мы недотягиваем до кредита».

Юля с мужем решили снова переехать к родителям, чтобы включить в совокупный доход средства от сдачи своей однушки. Не хватало совсем чуть-чуть. Тогда Юля вышла на работу на четверть ставки, и наконец суммы дохода стало хватать. Банк их прокредитовал.

«Когда услышали о положительном решении, моментально все проблемы забыли, чувствовали только радость и надежду, что все наладится».

Через четыре года семья наконец построилась. В январе Савичевы переехали в две новенькие квартиры с отделкой. Вот они, собственные 100 метров на одной площадке! Да, конечно, молодым хочется поскорее купить мебель и кухню, но не все сразу, нужно выплачивать кредит и на что-то жить. Юля уверена, что через некоторое время у них все будет, ведь главное — есть крыша над головой.

«На самом деле, помощь государства в строительстве жилья очень существенная. Я знаю, что люди десятилетиями стоят на очереди, чтобы иметь возможность построиться. Нам же пришлось ждать всего четыре года. Приобрести жилье на вторичном рынке для нас вообще было бы невозможно», — говорит она.

В новенькой квартире кажется, что слышно эхо. Комнаты пока почти пустые, зато на подоконнике гордо сидит мейн-кун — кошка. Дети повели гостей через коридор в ванную комнату, чтобы показать новых членов семьи — двух котят, которые сидели за трубами, но даже в такой большой квартире от детей им не скрыться.

Наталья ТАЛИВИНСКАЯ

Фото Татьяны ТКАЧЕВОЙ

Название в газете: «Усё ў нас будзе!»

Выбор редакции

Политика

Второй день ВНС: все подробности здесь

Второй день ВНС: все подробности здесь

В повестке дня — утверждение концепции нацбезопасности и военной доктрины.