Вы здесь

Похороны Сталина, ошеломляющая вода и поэзия из прозы


В неигровой части Минского международного кинофестиваля разбегаются глаза – претендент на премию «Оскар» «Страна меда» из Северной Македонии, неожиданная история любви из Ирана «Дом для тебя» или нашумевшие «Свидетели Путина» Виталия Манского требуют не проходить мимо. Но из всей пестроты внеконкурсной программы документальных фильмов «Лістапада», где и лауреаты фестивалей, и удивительные формы, и кино о кино, мы выбрали три работы, которые посмотрели сами и хотим сделать на них особый акцент. Две картины очевидны, зато третья выступает как ценная фестивальная находка, хотя за ней и не стоят громкие имена создателей.


Редкий фильм Сергея Лозницы – режиссера, который родился в Беларуси, вырос в Украине, а сейчас демонстрирует свое кино на главных кинофестивалях мира, – не показывается в Минске. Из последнего – документальные «Процесс» и «День победы», перед ними – невыносимая «Кроткая», еще раньше – черно-белый «Аустерлиц». Разве что «Донбасс» пропустили, хотя он и принес автору награду «Лучший режиссер» в «Особом взгляде Каннского кинофестиваля».

В программу очередного «Лістапада» попала новая работа Сергея Лозницы «Государственные похороны», премьера которой только-только прошла в Венеции. Это монтажный, как бы беспристрастный, сделанный из километров хроники фильм о похоронах Иосифа Сталина. «Вождь народов» умер – громкоговорители печальным голосом рассказывают о болезни и смерти, произносят пафосные слова, собирают вокруг себя представителей разных наций. Города союзных республик готовятся к траурным мероприятиям, люди чередой идут мимо гроба и вытирают слезы, пропаганда все кричит о невыносимой потере Советского Союза – а на фоне серого цвета, как символы пролитой крови миллионов, алеют гвоздики.

«Государственные похороны», несмотря на свою математическую хронологичность и холодное музыкальное сопровождение, обещают самую сложную комбинацию чувств: сыграет наша трезвая осведомленность о ГУЛАГе, депортациях, репатриантах, голоде, холоде сталинской эпохи по которым, вы увидите, плачут сотни людей.

За живым классиком российского документального кино Виктором Косаковским числится технологический пассаж: как-то он решил создать первый фильм в формате 96 кадров в секунду и показать его на Венецианском кинофестивале. И создал – главным действующим лицом бессюжетной картины Аquаrеlа, или «Акварель», которая включена в секцию «Лістапада» «Артстрим», стала вода, и аттракцион оказался оправданным. Единственное что – проекторов, способных показывать кино с такими амбициями, на свете несколько, и даже на Венецианском кинофестивале работа демонстрировалась в формате все же 48 кадров в секунду, как бы со скидкой на неидеальные технологии.

Тем не менее большой экран и экстремальное качество изображения делают свое дело – вода, которая снималась на русском севере, в США, Венесуэле, Мексике, в различных проявлениях, с разным характером, непредсказуемая, ошеломляющая, чрезвычайная, оставляет на сердце рваные раны. Все начинается с автомобилей, которые на глазах зрителя проваливаются сквозь непрочный лед Байкала, что сопровождается какими-то действиями, работой МЧС, диалогами, то есть видимостью сюжета в традиционном понимании слова. Тем не менее сцены меняются, действия не видно, человеческих слов не слышно, но отлипнуть от экрана невозможно. Стихия оглушает: чувствуешь, насколько ты маленький и беззащитный. Кажется, что волна, которая падает на экране, сейчас захлестнет тебя – и все, до свидания. И пусть бы захлестнула, настолько она красива.

Наконец, не настолько очевидной, как произведения знаменитостей и претенденты на «Оскар», но все же настоятельной рекомендацией станет сотканная из прозы поэзия фильма «Четвертое королевство» Алекса Лоры и Адана Альяги. «Звязда» уже упоминала картину в контексте Краковского кинофестиваля, где лента получила «Серебряный рог» и приз FІРRЕSСІ  – между прочим, на «Лістападзе» фильм включен в раздел «Лауреаты фестивалей», где подразумеваются кинофестивали Испании, США и Польши.

Фильм снимался в Нью-Йорке в общине аутсайдеров, которые занимаются сортировкой мусора. «Четвертое королевство» стоит посмотреть уже только для того, чтобы увидеть, как горы отходов становятся частью пленительной композиции кадра. В общине – драматичные истории, неуклюжие движения, смешные сцены и, из общего, американская мечта, которая не сбылась.

Герои картины расскажут о своих несладких днях, наиграют мелодии, покажут себя в работе, а режиссеры монтажом, умелыми ракурсами, театральными вставками сделают из этого неприглядного мира и повседневности настоящую притчу, и даже поэзию. Документальные кадры превратились в многоуровневое концептуальное высказывание, полное как забавных, так и меланхоличных эпизодов, в котором желания отдельного человека перекрываются образом современного мира, где мусор способен закрыть небо для каждой из грез.

Показы документальных фильмов кинофестиваля «Лістапад» будут проходить в кинотеатре  Sіlvеr Sсrееn в Gаlіlео.

Ирена КОТЕЛОВИЧ

Выбор редакции

Экономика

Всемирная прачечная: евразийские барьеры на пути отмывания грязных денег

Всемирная прачечная: евразийские барьеры на пути отмывания грязных денег

Расширение сотрудничества ЕЭК и Евразийской группы по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма (ЕАГ) 10 июля обсудили министр по экономике и финансовой политике ЕЭК Тимур Жаксылыков и директор Росфинмониторинга, председатель ЕАГ Юрий Чиханчин.

Экономика

Как защищаться от риелторов, которые не хотят работать по закону

Как защищаться от риелторов, которые не хотят работать по закону

Лицензия агентства «Готовые решения» упразднена, «Империи недвижимости» — приостановлена, а «Твоей столице» выписано предписание.

Общество

«Я искал вас всю жизнь». История любви фронтовой медсестры

«Я искал вас всю жизнь». История любви фронтовой медсестры

В свои восемьдесят она была вполне элегантной женщиной.