Вы здесь

Активная оценка: новая философия


«Мне кажется, что все время я работала в школе, а рядом находились двери с вывеской «Так можно обучать!» Иногда они были закрыты, иногда мне везло приоткрыть их, заглянуть, удивиться, но потом они снова закрывались. Активная оценка помогла открыть их полностью. И мне кажется, что я уже стою на пороге. Еще готовлюсь, но уже готова войти». Это признание одной из учительниц минских школ, выпускницы нынешнего дистанционного курса «Стратегии активной оценки». За семь лет через курс, который организует Общество белорусской школы, прошло уже более 500 человек.

А вот еще одно признание от учительницы из Шарковщины: «Если бы не активная оценка... я не открыла бы для себя своих учеников. Иногда непослушных, слишком резвых, но таких, которые учились вместе со мной: вырабатывали критерии оценки, писали комментарии. Я вижу изменения в их обучении и отношениях между собой. Этому их научила работа с самооценкой и взаимооценкой. Исчезает страх, переживание, что чего-то не знаешь, возрастает доверие».


Активная оценка (АО) — именно так называют в Беларуси технологию Fоrmаtivе Аssеssmеnt (динамическое или формирующее оценивание), которая стала в мировом образовании мейнстримом. Сторонники активной оценки называют ее новой образовательной философией. Она состоит из важных элементов, которые помогают сделать процесс обучения более направленным на личность каждого ученика, подсказывает, в каком направлении ему двигаться дальше, мотивирует и заставляет брать на себя ответственность за свои знания, но принципиально избегает конкуренции. Это интерактивная технология, основанная на постоянной обратной связи. Почему философия? Потому что требует от педагога принять новую роль и отказаться от стереотипов, сложившихся в традиционной образовательной модели.

Между прочим, в этом году исполняется десять лет, как активная оценка благодаря группе учителей-энтузиастов пришла в нашу страну. Какой путь был пройден за это время и что изменилось в отношении к активной оценке со стороны руководителей системы образования, учебных заведений и педагогов? Обо всем этом рассуждали на фестивале педагогических идей «Стратегии активной оценки для эффективного обучения: лучшие образовательные практики», который прошел в стенах Академии последипломного образования (АПО).

Не для оценки, а для обучения

— Готовность к переменам, ответственность, творчество, самостоятельность в принятии решений — очень важные качества для современного педагога, — подчеркивает начальник Центра профессионального развития и инновационного образования АПО Елена Радевич. — И надо честно ответить себе на вопрос: а готов ли я к переменам в профессиональной деятельности, особенно если придется быть в своем окружении «белой вороной»? Потому что любые перемены — это выход из зоны комфорта: приходится менять свои педагогические привычки, подходы и методы работы...

Десять лет назад небольшая группа учителей и преподавателей из различных учреждений образования в летнее время собралась вместе на семинарах по оценочной деятельности, которые организовало Товарищество белорусской школы. И вдруг педагоги нашли ответы на вопросы, которые волновали их многие годы: как повысить успеваемость учащихся, как их мотивировать и сделать ответственными за собственное обучение... С 2012 года в АПО была разработана и реализуется программа учебных курсов «Активная оценка как новая стратегия обучения». В 2013-2015 годах был успешно реализован инновационный проект по внедрению модели активной оценки на базе 11 учреждений образования. АО начала внедряться в систему повышения квалификации педагогов различных категорий. Идея распространялась все шире и шире, как круги на воде. Наши педагоги проходили сложный путь от понимания некоторых элементов активной оценки до принятия философии, более глубинных процессов, которые стоят за этой технологией.

В педагогической мастерской Эллы Якубовской и Елены Ананчиковой.

— Средства активной оценки предназначены, в первую очередь, не для оценивания, не для контроля, не для выставления оценок, а для обучения, — подчеркивает профессор кафедры педагогики и менеджмента образования АПО Николай Запрудский.

Интересные результаты были получены в ходе анкетирования учителей. Им предложили ответить на вопрос: «Чем обусловлены ваши успехи в применении АО?» Более 59% сообщили о поддержке учеников. 55% опрошенных констатировали, что им было легко отказаться от стереотипов. Половина респондентов сказали, что чувствуют поддержку коллег из других учреждений образования (через специальный сайт «Активная оценка» http://aacenka.by). А вот поддержкой со стороны коллег в своей школе смогли похвастаться только 15,5% активных оценщиков. 59% педагогов, внедряющих активную оценку на своих уроках, констатируют, что со стороны учеников повысилась ответственность за результаты обучения.

— Благодаря АО я достигла тех целей, которые являются ключевыми в моей педагогической деятельности: обучение стало для детей интересным, мотивированным (они понимают, что ответственность за результаты работы лежит на них, а не на учителе), качественным (ученики более ссерьезно подходят к освоению материала), взаимным (дети учатся вместе, и соперничество полностью искоренено), самоотверженным (раньше они не хотели оставаться после уроков, доучивать и дорабатывать, а сейчас, наоборот, знают, что имеют ограниченный срок на исправление работ, и пользуются каждой свободной минутклй), результативным (каждый видит результат своей работы, стремится к лучшим результатам). Применение АО повлияло на личность каждого ученика (появились такие качества, как самостоятельность, критичность, серьезность, ответственность, желание помогать слабым и другие), привело к формированию новых навыков и умений (самоанализ и самооценка, взаимоанализ и взаимооценка, сотрудничество и др.), — констатирует учительница истории Дукорской средней школы Пуховичского района Вероника Гуторова.

Даешь обратную связь! 

Николай Запрудский: «Старайтесь сделать активную оценку принадлежностью всей школы».

— С каждым годом к движению педагогов, которые пожелали пересмотреть свои методы обучения, присоединяются все новые энтузиасты. Происходит настоящая цепная реакция, — подчеркивает Николай Запрудский. — Многие защищали свой опыт применения активной оценки на квалификационных экзаменах на высшую категорию и категорию «учитель-методист», демонстрировали работу по технологии АО на республиканском конкурсе профессионального мастерства «Учитель года». Было написано 6 книг, вышло около 100 статей в педагогической прессе, создан канал АО на YouTube. Молва про нашу активную оценку распространилась и за пределы страны. К нам в академию, чтобы усвоить технологию АО, приезжают руководители школ и учителя из России. Знакомились с активной оценкой в ​​академии и педагоги из Европы (в рамках программы «Песталотти»). Белорусские активные оценщики проводили мастер-классы в России и в Украине. Технология активной оценки очень значительна и эффективная, чтобы игнорировать ее и безучастно наблюдать, как по ней работают учителя в более успешных странах и школах...

— Всем советую обратиться к книге австралийского профессора Джона Хэтти «Видное обучение». Это самое масштабное в мире исследование в области доказательной педагогики, которое содержит ответы на критически важные вопросы современного образования, — говорит заместитель председателя Общества белорусской школы Тамара Мацкевич. — Первая книга вышла в 2009 году. Проанализировав за 15 лет результаты более чем 50 000 исследований во всем мире с суммарным охватом более 86 миллионов школьников, Джон Хэтти разработал своеобразный «барометр», который показывает влияние конкретных факторов на обучение. Чем выше значение показателя, тем большее влияние на качество обучения оказывает эта причина.

Выяснилось, например, что в наименьшей степени на качество влияют домашние задания, индивидуализация обучения, количество учеников в классе, разделение на группы по способностям и повторное обучение (оставление ученика на второй год). А наиболее высоко Джон Хэтии оценивает существование обратной связи между учителем и учеником (только развернутая обратная связь существенно коррелирует с высокими достижениями), ну и, конечно, учительские ожидания. Педагог должен верить, что все дети могут учиться и развиваться, что учебные результаты любого из них могут измениться к лучшему, так как не являются раз и навсегда заданной величиной. В последнем исследовании 2018 года Хэтти добавил новые факторы влияния. Наиболее высокий коэффициент (1,57) он выставил сотрудничеству учителей: когда педагоги имеют общие ценности, одну цель, сотрудничают, у них хорошая атмосфера, они советуются, доверяют друг другу — это мощная сила. Коллективная эффективность зависит от ценностей, которые разделяют члены сообщества.

АО для лицеистов-перфекционистов

Екатерина Скриган, учительница биологии столичного лицея № 1, — новобранец в армии поклонников активной оценки. В текущем учебном году она училась на дистанционном курсе и одновременно внедряла технологии активной оценки на факультативе в 10-х профильных химико-биологических классах. Специфика заключалась в том, что на факультативе отметки учащимся вообще не выставляются, а вот активная оценка пришлась лицеистам по душе.

— Самыми привлекательными элементами в активной оценке для них оказались ключевые вопросы: от них они аж «пищали», у них заблестели и загорелись глаза, — смеется Екатерина. — Но для профильных классов, в которых обучаются хорошо подготовленные дети, надо очень постараться, чтобы придумать вопросы, которые тронут учеников и на которые они не найдут сразу ответ. Поэтому я предложила бы учителем биологии объединить свои усилия и создать вместе базу ключевых вопросов по нашему предмету. Много ключевых вопросов рождается из вопросов самих учеников — только учителю нужно включить постоянный режим наблюдательности...

Екатерина Скриган: «Самыми привлекательными элементами в активной оценке для лицеистов оказались ключевые вопросы».

Постановку целей на урок, как я убедилась, можно смело делегировать моим учащимся: для мотивированных детей важно понимать, что и для чего они делают на уроке и что они возьмут в результате с собой.

Среди лицеистов много перфекционистов, которые волнуются, все ли они сделали достаточно хорошо. Поэтому критерии выполнения задания, которые я им даю, пошли «на ура». Если просто скажешь учащимся: «Приготовь доклад по теме антибиотиков», ничего не конкретизируя, то можешь получить все что угодно. В конце года я дала задание подготовить доклад по микробиологии и заранее прописала все, что должно быть в этих работах, а затем сидела и наслаждалась от услышанного. Критерии оценивания — очень важный психологический момент, учащиеся знают, что нужно сделать, чтобы достичь цели.

Обратная связь была для моих учащихся абсолютно новым явлением, они долго к ней привыкали, зато теперь говорят: «Вот бы все учителя так работали». Внизу рейтинга оказались самооценка и взаимооценка. Я нашла этому следующее объяснение: мы работаем в лицее с подростками, которые готовятся к поступлению, и навык самостоятельной работы для них более важен, но это моя гипотеза.

Вот что говорит об активной оценке один из учеников Екатерины Скриган: «Мне понравилась идея с активной оценкой, потому что с ней у тебя есть возможность оценить себя не только по баллам, но и по знаниям. Понравилось, что активная оценка позволяет увидеть, где нужно подучить или, наоборот, где у тебя все получается».

Больше «белых ворон»

Реализации компетентностного подхода средствами активной оценки была посвящена педагогическая мастерская, которую организовали для коллег учитель-методист Элла Якубовская (гимназия № 1 г. Жодино) и заместитель директора жлобинской средней школы № 13, учитель-методист Елена Ананчикова. Задачей было к каждому этапу урока подобрать приемы и техники, которые принадлежат к средствам активной оценки. Так, на этапе постановки цели участники рассмотрели такие интересные приемы, как «Яркое пятно», кроссенс, использование комиксов. Для познавательного этапа урока участникам было предложено подобрать приемы из собственной практики, развивающие у учащихся определенные компетенции: информационные, коммуникационные, исследовательские, социальные. В ход пошли интеллект-карты, гексы, мини-проекты, исследовательский эксперимент. На рефлексивно-оценочной стадии внимание концентрировалось на эффективной обратной связи и организации ситуации самооценки. В результате был визуально создан готовый конструктор компетентностного урока.

А директор столинской средней школы № 2 Алла Лозицкая на своем мастер-классе заставила всех задуматься над тем, как активная оценка способствует профессиональному развитию педагога, где для него искать потенциал и без каких компетенций невозможно представить себе современного педагога. «Эффективно обучать может только эффективный учитель!» — уверена Алла Лозицкая.

Алла Лозицкая: «Эффективно обучать может только эффективный учитель».

«Очень важно в каждом учреждении образования создавать атмосферу доброжелательности, взаимопомощи и партнерства, которая во многом зависит от администрации, — подчеркивает Николай Запрудский. — А конкуренция только мешает общему делу. Организуйте и поддерживайте взаимное обучение, чтобы носителем технологии АО был не один педагог. Старайтесь сделать активную оценку принадлежностью всей школы».

Десять лет назад сторонники активной оценки были белыми воронами. Сегодня им проще, потому что их стало много. Понятно, что нельзя по школе издать приказ — всем учителям освоить новую стратегию обучения. Принудительно это не делается. А может быть, стоит прислушаться к одному из участников фестиваля, который метко заметил: «Для того чтобы увеличить количество «белых ворон», надо просто разогнать черных...»

Надежда НИКОЛАЕВА, фото автора

Выбор редакции

Общество

Как будет проходить перепись населения

Как будет проходить перепись населения

Председатель Национального статистического комитета Инна МЕДВЕДЕВА отмечает, что их ведомство рассчитывает переписать максимальное количество граждан с помощью внедренных инноваций.

Общество

Единственные девушки-паркуршчыцы в Беларуси рассказывают о своем спорте

Единственные девушки-паркуршчыцы в Беларуси рассказывают о своем спорте

Это направление спорта вошло в жизнь бывших студенток государственного университета физической культуры случайно.