Солнце еще не поднялось над трехэтажками в центре Пружан, а на площадь перед Дворцом культуры уже не протолкнуться. Она гудит и шевелится, будто улей. Только вместо пчел — дети в национальных костюмах, которые съехались сюда со всех уголков Брестчины.
— Разбудить этот город? — бодро спрашивает кто-то в микрофон.
Толпа в ответ стихает на мгновение, а потом тысячеголосием затягивает древнюю обрядовую песню: «А мы просо сиялы, сиялы. Зеленая наша дубрава, дубрава...»
Неорганизованный на первый взгляд людской поток неожиданно разбивается на десятки хороводов, которые начинают вращаться в разные стороны с разной скоростью. Постепенно обряд перетекает в грандиозное шествие по одной из центральных улиц города. От такого зрелища и мотивов, которые уходят корнями в дохристианские времена, дух перехватывает. Прелесть!
Себя показать, на людей посмотреть
Если вы никогда не слышали о «Радаводе», то я вам искренне сочувствую и настоятельно советую не пропустить его в будущем. Чем же этот фольклорный фестиваль отличается от всех остальных? Участники — дети и молодежь, которые в мастерстве народного пения и танцев иногда превосходят даже взрослых. К тому же концертные программы здесь всегда разбавлены научными, ремесленными и кулинарными. Наслаждение получает не только душа, но и голова с желудком! Что важно — фестиваль полностью лишен коммерционности.
Справка
«Радавод» появился в 2004 году и проводится с периодичностью раз в три года.
Автор проекта — Вера Волкова. Под эгидой фестиваля проводятся зональные смотры фольклорного творчества детей и молодежи, семинары-практикумы и мастер-классы, в которых участвует более 20 тысяч человек. На финальные мероприятия отбирается лишь тысяча лучших музыкантов, вокалистов, танцоров и мастеров Брестчины, а также приглашаются зарубежные гости. Место проведения «Радавода» каждый раз меняется: фестиваль уже принимали Брест, Иваново, Кобрин.
В этом году местом проведения «Родовода» выбрали Пружаны. Во-первых, это малая родина знаменитого дирижера, композитора, фольклориста и этнографа Григория Ширмы. Во-вторых, здесь есть шикарная усадьба XIX века, которую местные называют «Дворец». Именно она стала центром притяжения для молодых любителей фольклора. Перед зданием под вековыми липами и дубами развернулся «Город мастеров», куда и попали участники фестиваля после шествия по городу. Чрезвычайно приятно было увидеть в этом самом «городе» исключительно настоящих мастеров. Все давно привыкли, что многие фестивали с уклоном на аутентику заполонили продавцы штампованных импортных товаров. Кажется, там торгуют всем, кроме реальных изделий ручной работы от местных мастеров. «Радавод» в этом плане сделал мудро — пригласили ремесленников не для того, чтобы торговать, а для того, чтобы провести мастер-классы для всех желающих. Хочешь — вышивай, хочешь — садись за гончарный круг, хочешь — расписывай яйца воском.
Вот воспитанники Молотковичской средней школы (Пинский район) сидят за станом и призывают народ ткать пестренькие половички. Пружанские дети плетут соломенные коски, которые через несколько часов можно будет собрать в шляпе для танцоров. Мой взгляд цепляется за расписные глиняные фигурки.
— Это работы учеников Ланской школы Малоритского района. Они в себя глину копают и лепят из нее вот таких белорусиков. Особенность — готовые фигуры огнем не обжигают, а дают высохнуть естественно. Поэтому краски на них хорошо ложатся, — объясняют представители Малориты.
Замечаю еще одно чудо — деревянная клубника. Догадаться, откуда они, несложно. «Лунинецкий район — клубничный край, а еще место, где живут одни из лучших резчиков по дереву», — отмечает педагог Сергей Гнедько, пока его ученики сосредоточенно показывают остальным, как надо работать лобзиком. Ребята обещают, что к концу «Радавода» будет готов целый набор деревянных ложек.
Самым маленьким участникам фестиваля инструмент в руки не дают, но они на этот счет не переживают: их не оторвать от «ящика с чудесами» — вертепа, за которым прячутся ученики средней школы № 18 города Пинска. «Древний театр появился у нас благодаря учителям белорусского языка и литературы. Дети и их родители своими руками смастерили вертеп и сшили кукол. А специально к «Радаводу» воспитанники театрального кружка поставили классическую пьесу «Царь Ирод». Она не теряет актуальности и всегда интересна зрителям», — рассказал актер Андрей Дмитриченко, который преподает театральное мастерство в 18-й школе.
Cлово эксперту
Наталья Матылицкий, фольклорист, певица, старший преподаватель кафедры этнологии и фольклора БГУКИ, член жюри фестиваля:
— Сегодня в деревенских ДК мы наблюдаем такую картину: десяток женщин и один гармонист. А душа просит танца, поэтому наши женщины и вынуждены прыгать польку без кавалеров. Это ненормально! В дореволюционное время все мужчины умели и петь, и танцевать. Не стеснялись, а наоборот, стремились себя показать. Ведь если не можешь танцевать, то ни одна девушка за тебя замуж не пойдет. А теперь? Если кто песню затянет, окружающие думают, что человек водки перебрал... Восприятие пения, к сожалению, перевернулось на 180 градусов: теперь мы их будто стесняемся. А между прочим, Григорий Ширма говорил, что песня — душа народа. Кто поет, у того душа жива и здорова...
Вкусный мастер-класс развернули барышни из Высокого. Их в «Городе мастеров» нахожу по сладким ароматам свежего печенья.
— Подходи, не стесняйся! Голодной не отпустим, — зовут к столу девушки и угощают румяной булочкой: — «Бусню, бусню, на тобі галёпу, дай мне жыта копу», — говорят у нас, когда пекут такие сладости на Благовещение. Рецепт дать?
Не лежи на печи да не порти кирпичи...
— ...Вместе с нами спой, на гармошке заиграй! — эхо летит по старому парку за усадьбой. Выступления ансамблей, групп, оркестров и вокалистов развернулись одновременно на пяти (!) площадках города. Все же главные на фольклорном фестивале — песня и танец. Они царили повсюду, и их не смог остановить даже внезапный ливень. Представьте картину: небо щедро поливает вышиванки и соломенные шляпы, но дети этого не замечают — шагают по лужам с песнями, еще в барабан постукивают!
— Откуда такие голосистые? — спрашиваю у мальчика с конопушками, который от души затягивает куплеты про любовь на одном из Прибужских говоров.
— Хотиславские мы! — с гордостью выкрикивает певец, весело отскакивая.
Участники фестиваля — в основном школьники. Причем здесь на равных выступают как первоклассники, так и выпускники. Например, в образцовый фольклорный ансамбль «Сунічка» (деревня Вулька-1, Лунинецкий район) дети попадают почти сразу, как приходят в школу.
— Это не рано, наоборот, очень органично. Именно в таком возрасте надо закладывать фундаменты любви к своей культуре — бабушкиному пению, к материнской вышивке и дедушкиным наигрышам на гармошке. Опоздаешь на год-другой — и все, не сможешь заинтересовать ребенка «Крыжачком» и игрой на дровах. Особенно в стремительное время гаджетов и компьютерных игр, — рассуждает руководитель ансамбля Владимир Коленкович. — Наш коллектив существует с конца 80-х годов, и мы гордимся, что даже самые первые выпускники «Сунічкі» сейчас помнят, как надо танцевать «Падеспань» и могут спеть местные частушки.
Кстати, о песне. Когда попадаешь на концерты «Радавода», то возникает чувство, что слышишь десятки различных языков — настолько различаются между собой говорки Брестской области. Вместе с тем каждую из них ты понимаешь.
Встречаются на фестивале и «фольклорные жемчужины» — песни и танцы, присущие только одной отдельно взятой местности. Как в деревне Лунин Лунинецкого района:
— У нас у сэлі такі обычай. Пока цісто на вясельны коровай подыходзіць, то трэба танец з лучынкамі протонцоваці, а потом гэтыя лучынкі мацеры одаці, коб вона імі дрова в пэчы ростопіла. Як маці цісто расчыняла, то под дзіжэчку грошы клала. А як вона яго мэсіла, то ў Бога молодым шчасця, добрай долі просіла. А як рукі вымывала, то воду под вішэньку вылівала, коб вішэнькі хорошо родзіліса, а молодыя жылі да любіліса!
«Радавод», хотя и остается номинально областным фестивалем, давно приобрел славу международного. Его невозможно представить без иностранных гостей — детских фольклорных коллективов других славянских стран. В этом году показать себя приехали поляки из Подляшья, россияне из Вологды и сербы из города Топола и деревни Дреновац.
Анна КУРАК
Фото автора
Минск — Пружаны — Минск
В повестке дня — утверждение концепции нацбезопасности и военной доктрины.
Финалистка проекта «Академия талантов» на ОНТ — о творчестве и жизни.
Почти тысяча двести человек соберутся, чтобы решать важнейшие вопросы развития страны.