Вы тут

Территория доверительного диалога, или o роли неправительственной дипломатии


Соглашение о прекращении огня, подписанное в Минске во время заседания контактной группы Украина — Россия — ОБСЕ, конечно же, не итог спонтанного или случайного стечения обстоятельств. Не только подписание соглашения, но и проведение в Минске саммита ЕС — Украина — ТС 26 августа могло не состояться, не будь предварительного рамочного консенсуса по решению украинского кризиса.

30-23

Минск выбран переговорной площадкой не случайно. Несмотря на свои отношения стратегического характера с Россией и вытекающими из них военно-политическими обязательствами, Беларусь с самого начала украинского кризиса занимала взвешенную нейтральную позицию, сохраняя каналы доверительной коммуникации с Кремлем и активно налаживая их с новыми украинскими властями.

Минск, по сути, выполнял роль медиатора во взаимодействии между Киевом и Москвой в условиях, когда конфликтующие стороны не могли по политическим и идеологическим мотивам вступить в прямые переговоры. Именно эффективность коммуникации между российским и украинским руководством, обеспеченная Минском как медиатором, создала необходимые предпосылки для того, чтобы предложение Петра Порошенко провести в столице Беларуси мирные переговоры было поддержано ЕС и США.

Встречи в Минске свидетельствуют о готовности конфликтующих сторон покончить с кровопролитием на востоке Украины. Но условием для нее послужил рамочный консенсус между великими державами, втянутыми в украинский кризис.

Минские события во многом можно интерпретировать как символический итог тех кулуарных договоренностей, которые Москва активно вела со своими евроатлантическими партнерами в течение последних трех месяцев. Примечательно, что именно 26 августа, в день минского саммита, МИД Финляндии обнародовал информацию о состоявшихся секретных переговорах между представителями США и России в июне этого года.

Российско-американская встреча прошла на острове Бойсто неподалеку от Хельсинки при поддержке МИД Финляндии, корпорации «Карнеги Нью-Йорк» и российского Института мировой экономики и международных отношений (ИМЭМО). Результатом стал документ, содержащий ряд предложений для обсуждения на высоком официальном уровне между РФ и США.

В соответствие с подходом, известным как «Trасk ІІ dірlоmасу» (т.н. неправительственная дипломатия), группа американских и российских экспертов и бывших высокопоставленных лиц, включая экс-директора Службы внешней разведки России Вячеслава Трубникова (1996 — 2000) и помощника президента Джорджа Буша-младшего, старшего директора по России в Совете национальной безопасности (2004 — 2007) Томаса Грэма, разработала план из 24 пунктов по урегулированию украинского кризиса. Этот план был обнародован также в день минского саммита, что вряд ли можно считать простым совпадением.

Многие положения этого плана не только потом прозвучали из уст российского президента Владимира Путина и его украинского коллеги Петра Порошенко, но и попали в протокол по итогам консультаций Трехсторонней контактной группы 5 сентября, получили дальнейшее развитие в меморандуме об исполнении положений протокола по Украине от 19 сентября.

Создается впечатление, что именно российско-американские договоренности послужили основой для начала нормализации ситуации на востоке Украины. Анализ интересов основных внешних игроков (прежде всего России и США) и их практических действий показывает, что Россия достигла своих главных стратегических целей в этом кризисе — заморозила имплементацию Украиной договора об ассоциации и зоны свободной торговли с ЕС (как минимум до начала 2016 года), а также надолго предотвратила вступление Украины в НАТО. В противном случае было бы сложно объяснить, почему Россия все же вступила в переговоры. Конечно, это можно перевести на счет негативных последствий для российской экономики от западных санкций, но пока что урон от них незначителен в сравнении, например, с потерями, которые в свое время понес Иран в результате санкционного давления со стороны Запада.

Сразу же после трехсторонних переговоров Украины, России и ЕС в Брюсселе 13 сентября, на которых было принято решение об отсрочке вступления в силу ассоциации Украины с ЕС до начала 2016 года, российская сторона решила окончательно закрепить свой успех на украинском направлении. По данным издания Rеutеrs, Владимир Путин отправил письмо на имя своего украинского коллеги Петра Порошенко, в котором говорилось, что даже внесение изменений в законодательство для подготовки к соглашению об ассоциированном членстве Украины в ЕС вызовет немедленный ответ Москвы в виде закрытия российского рынка для украинских товаров. При этом российская сторона призывает к системным корректировкам соглашения об ассоциации, которые бы принимали во внимание весь спектр рисков для российско-украинских экономических связей и в целом для российской экономики и позволили бы сохранить существующее торгово-экономическое сотрудничество между Россией и Украиной.

Это означает, что до 2016 года отложена не просто имплементация договора об ассоциации, но и подготовка к этому процессу. Таким образом, полноценное вступление Украины в ассоциацию с ЕС может состояться гораздо позже, чем в 2016 году.

Переговорная тактика России будет заключаться в том, чтобы убедить ЕС внести изменения в текст договора об ассоциации. А так как позиция европейской стороны — чтобы в нынешний договор не было внесено никаких изменений — не исключено, что ЕС и Украина будут вынуждены начать переговоры заново о подготовке уже нового ассоциативного соглашения.

На фоне позитивных результатов минских заседаний трехсторонней контактной группы ЕС и США уже заявили о готовности пересмотреть ранее принятые санкции против России, если положительная динамика деэскалации конфликта на востоке Украины продолжится. Украинский кризис и вызванная им спираль взаимных санкций России и Запада против друг друга уже грозит, по оценкам Всемирного банка, снижению темпов роста мировой экономики по итогам 2014 года на 0,2% до 2,6% вместо ожидаемого ранее показателя 2,8%. Западные страны, судя по всему, не готовы нести такие издержки из-за украинского кризиса.

На этом фоне в Париже в середине сентября состоялась большая закрытая конференция, собравшая представителей деловых кругов, бывших «солдат «холодной войны», в том числе высокопоставленных сотрудников КГБ и ЦРУ, видных журналистов и дипломатов. Они обсуждали, как в существующих условиях возобновить продуктивный диалог Европы, США и России. Комментируя результаты этой конференции, Томас Грэм (кстати, известный нам как один из разработчиков плана «Бойсто», бывший главный советник по России в Совете национальной безопасности США) констатировал, что украинский кризис — это не повторение «холодной войны» 30-летней давности. Россия и США сегодня — это уже не две супервласти как ранее, между ними не ведется идеологическая борьба на жизнь или смерть. Поэтому украинский кризис, с его точки зрения, не имеет такого глобального значения, как «холодная война» в прошлом веке.

Восприятие украинского кризиса, как недоразумения в череде успешных примеров сотрудничества (химическое разоружение Сирии, ядерная программа Ирана, проблема Афганистана) между Россией и Западом, является залогом постепенного восстановления потерянного доверия между партнерами, а значит, и разрешения украинского кризиса.

Не последнюю роль в этом процессе играет неправительственная дипломатия.

Арсений Сивицкий

Выбар рэдакцыі

Моладзь

Аліна Чыжык: Музыка павінна выхоўваць

Аліна Чыжык: Музыка павінна выхоўваць

Фіналістка праекта «Акадэмія талентаў» на АНТ — пра творчасць і жыццё.

Калейдаскоп

Усходні гараскоп на наступны тыдзень

Усходні гараскоп на наступны тыдзень

На гэтым тыдні Цяльцы будуць проста незаменныя ўсюды, дзе іх ведаюць.

Грамадства

Курс маладога байца для дэпутата

Курс маладога байца для дэпутата

Аляксандр Курэц – самы малады народны выбраннік у сваім сельсавеце і адзіны дэпутат сярод сваіх калег па службе.