Вы здесь

Территория доверительного диалога


Соглашение о прекращении огня, подписанное в Минске во время заседания контактной группы Украина — Россия — ОБСЕ, конечно же, не итог спонтанного или случайного стечения обстоятельств. Не только подписание соглашения, но и проведение в Минске саммита ЕС — Украина — ТС 26 августа могло не состояться, не будь предварительного рамочного консенсуса по решению украинского кризиса.

30-23

30-23

 

Минск выбран переговорной площадкой не случайно. Несмотря на свои отношения стратегического характера с Россией и вытекающими из них военно-политическими обязательствами, Беларусь с самого начала украинского кризиса занимала взвешенную нейтральную позицию, сохраняя каналы доверительной коммуникации с Кремлем и активно налаживая их с новыми украинскими властями.

Минск, по сути, выполнял роль медиатора во взаимодействии между Киевом и Москвой в условиях, когда конфликтующие стороны не могли по политическим и идеологическим мотивам вступить в прямые переговоры. Именно эффективность коммуникации между российским и украинским руководством, обеспеченная Минском как медиатором, создала необходимые предпосылки для того, чтобы предложение Петра Порошенко провести в столице Беларуси мирные переговоры было поддержано ЕС и США.

Встречи в Минске свидетельствуют о готовности конфликтующих сторон покончить с кровопролитием на востоке Украины. Но условием для нее послужил рамочный консенсус между великими державами, втянутыми в украинский кризис.

Минские события во многом можно интерпретировать как символический итог тех кулуарных договоренностей, которые Москва активно вела со своими евроатлантическими партнерами в течение последних трех месяцев. Примечательно, что именно 26 августа, в день минского саммита, МИД Финляндии обнародовал информацию о состоявшихся секретных переговорах между представителями США и России в июне этого года.

Российско-американская встреча прошла на острове Бойсто неподалеку от Хельсинки при поддержке МИД Финляндии, корпорации «Карнеги Нью-Йорк» и российского Института мировой экономики и международных отношений (ИМЭМО). Результатом стал документ, содержащий ряд предложений для обсуждения на высоком официальном уровне между РФ и США.

В соответствие с подходом, известным как «Trасk ІІ dірlоmасу» (т.н. неправительственная дипломатия), группа американских и российских экспертов и бывших высокопоставленных лиц, включая экс-директора Службы внешней разведки России Вячеслава Трубникова (1996 — 2000) и помощника президента Джорджа Буша-младшего, старшего директора по России в Совете национальной безопасности (2004 — 2007) Томаса Грэма, разработала план из 24 пунктов по урегулированию украинского кризиса. Этот план был обнародован также в день минского саммита, что вряд ли можно считать простым совпадением.

Многие положения этого плана не только потом прозвучали из уст российского президента Владимира Путина и его украинского коллеги Петра Порошенко, но и попали в протокол по итогам консультаций Трехсторонней контактной группы 5 сентября, получили дальнейшее развитие в меморандуме об исполнении положений протокола по Украине от 19 сентября.

Создается впечатление, что именно российско-американские договоренности послужили основой для начала нормализации ситуации на востоке Украины. Анализ интересов основных внешних игроков (прежде всего России и США) и их практических действий показывает, что Россия достигла своих главных стратегических целей в этом кризисе — заморозила имплементацию Украиной договора об ассоциации и зоны свободной торговли с ЕС (как минимум до начала 2016 года), а также надолго предотвратила вступление Украины в НАТО. В противном случае было бы сложно объяснить, почему Россия все же вступила в переговоры. Конечно, это можно перевести на счет негативных последствий для российской экономики от западных санкций, но пока что урон от них незначителен в сравнении, например, с потерями, которые в свое время понес Иран в результате санкционного давления со стороны Запада.

Сразу же после трехсторонних переговоров Украины, России и ЕС в Брюсселе 13 сентября, на которых было принято решение об отсрочке вступления в силу ассоциации Украины с ЕС до начала 2016 года, российская сторона решила окончательно закрепить свой успех на украинском направлении. По данным издания Rеutеrs, Владимир Путин отправил письмо на имя своего украинского коллеги Петра Порошенко, в котором говорилось, что даже внесение изменений в законодательство для подготовки к соглашению об ассоциированном членстве Украины в ЕС вызовет немедленный ответ Москвы в виде закрытия российского рынка для украинских товаров. При этом российская сторона призывает к системным корректировкам соглашения об ассоциации, которые бы принимали во внимание весь спектр рисков для российско-украинских экономических связей и в целом для российской экономики и позволили бы сохранить существующее торгово-экономическое сотрудничество между Россией и Украиной.

Это означает, что до 2016 года отложена не просто имплементация договора об ассоциации, но и подготовка к этому процессу. Таким образом, полноценное вступление Украины в ассоциацию с ЕС может состояться гораздо позже, чем в 2016 году.

Переговорная тактика России будет заключаться в том, чтобы убедить ЕС внести изменения в текст договора об ассоциации. А так как позиция европейской стороны — чтобы в нынешний договор не было внесено никаких изменений — не исключено, что ЕС и Украина будут вынуждены начать переговоры заново о подготовке уже нового ассоциативного соглашения.

На фоне позитивных результатов минских заседаний трехсторонней контактной группы ЕС и США уже заявили о готовности пересмотреть ранее принятые санкции против России, если положительная динамика деэскалации конфликта на востоке Украины продолжится. Украинский кризис и вызванная им спираль взаимных санкций России и Запада против друг друга уже грозит, по оценкам Всемирного банка, снижению темпов роста мировой экономики по итогам 2014 года на 0,2% до 2,6% вместо ожидаемого ранее показателя 2,8%. Западные страны, судя по всему, не готовы нести такие издержки из-за украинского кризиса.

На этом фоне в Париже в середине сентября состоялась большая закрытая конференция, собравшая представителей деловых кругов, бывших «солдат «холодной войны», в том числе высокопоставленных сотрудников КГБ и ЦРУ, видных журналистов и дипломатов. Они обсуждали, как в существующих условиях возобновить продуктивный диалог Европы, США и России. Комментируя результаты этой конференции, Томас Грэм (кстати, известный нам как один из разработчиков плана «Бойсто», бывший главный советник по России в Совете национальной безопасности США) констатировал, что украинский кризис — это не повторение «холодной войны» 30-летней давности. Россия и США сегодня — это уже не две супервласти как ранее, между ними не ведется идеологическая борьба на жизнь или смерть. Поэтому украинский кризис, с его точки зрения, не имеет такого глобального значения, как «холодная война» в прошлом веке.

Восприятие украинского кризиса, как недоразумения в череде успешных примеров сотрудничества (химическое разоружение Сирии, ядерная программа Ирана, проблема Афганистана) между Россией и Западом, является залогом постепенного восстановления потерянного доверия между партнерами, а значит, и разрешения украинского кризиса.

Не последнюю роль в этом процессе играет неправительственная дипломатия.

Арсений Сивицкий

Название в газете: Территория доверительного диалога, или o роли неправительственной дипломатии

Выбор редакции

Общество

Время заботы садоводов: на какие сорта плодовых и ягодных культур стоит обратить внимание?

Время заботы садоводов: на какие сорта плодовых и ягодных культур стоит обратить внимание?

Выбор саженца для садовода — тот момент, значимость которого сложно переоценить.

Культура

Чем в этом году будет удивлять посетителей «Славянский базар в Витебске»?

Чем в этом году будет удивлять посетителей «Славянский базар в Витебске»?

Концерт для детей и молодежи, пластический спектакль Егора Дружинина и «Рок-панорама».