Вы здесь

Алесь Бадак об особенностях XXX Дня белорусской письменности в Городке


Одно из самых ярких и уже традиционных событий Дня белорусской письменности — вручение Национальной литературной премии. Как правило, интрига держится до последнего, и только во время праздника мы узнаем имена очередных лауреатов. Вот и в этом году, когда столицей Дня белорусской письменности стал Городок, лауреатов объявят во время открытия праздника, вечером 2 сентября. Накануне торжественной церемонии награждения мы поговорили с председателем жюри, известным поэтом и писателем, директором издательства «Мастацкая літаратура» Алесем Бадаком о главном литературном конкурсе страны и чем его проведение было примечательно.


— В этом году вы являетесь председателем жюри Национальной литературной премии. Много ли оказалось претендентов, в каких номинациях конкурс был больше, в каких — меньше? Отличалось ли это от предыдущих лет?

— Не секрет, что эта премия является одной из самых престижных в области литературы, поэтому и претендентов на звание лауреатов каждый год много. В этом году в финал попали 46 книг из 68, поскольку перед финалом экспертный совет очень строго изучает поданные заявки на предмет их соответствия условиям конкурса. По традиции больше всего заявок подается в номинацию «Лучшее произведение для детей и юношей», на что есть несколько причин. Во-первых, детская литература — наиболее востребованный жанр, и не только в Беларуси. А там, где есть спрос, неизбежно возникает и предложение, это один из законов, включая книжный рынок. Во-вторых, детские книги, особенно для маленьких, пишутся быстрее, чем, например, романы. Я, когда захожу в книжный магазин, иногда вижу на полке сразу несколько (три, четыре) книг одного и того же автора, вышедших в один год. Ну, вышли — и слава богу, меня лично это не удивляет.

Проблемной же иногда бывает ситуация с драматургией, произведения которой не каждый год попадают в финал. В этом году, например, тоже. Но и этому есть объяснение. Вспомните советское время: часто ли вы видели книги наших драматургов в книжных магазинах? Конечно, нет. И не потому, что их быстро раскупали, а потому, что этот жанр среди читателей далеко не самый востребованный. Когда мы узнаем, что популярный драматург N написал новую пьесу, то, как правило, интересуемся не тем, когда она появится в книжном формате, а когда и в каком театре будет поставлена. Да и издать книгу — это еще полдела, поскольку среди критериев, свидетельствующих об общественном признании драматургических произведений, есть и показы спектаклей, поставленных по ним.

— Какими критериями руководствуется жюри, кто входит в состав? Как разрешаются споры?

— В состав жюри входят представители Министерства информации, Института литературоведения Академии наук, известные писатели, лауреаты престижных премий, которые пользуются уважением как среди коллег, так и среди читателей. Что касается критериев — их несколько. Во-первых, разумеется, личная оценка достоинства той или иной книги. Во-вторых, анализ того, какой резонанс имела книга в печати, в читательских кругах. Это также важно, потому что ориентир только на собственные приоритеты был бы неправильным. Бывает, что может учитываться и общий вклад номинанта в литературу, но это только в тех случаях, когда, например, лидируют две книги, и отдать предпочтение одной из них ну очень трудно. А вообще, истина рождается в спорах, иногда очень жарких, а все решает голосование — тайное или открытое, как уже решит жюри на своем заседании, положение разрешает и тот, и другой вариант голосования.

— Кажется, проблематичной является и номинация «Дебют», потому что не каждый год объявлялись лауреаты. С чем это связано — недостаток молодых литературных талантов или, может, недостаточная популяризация премии среди этого контингента? Можете ли упомянуть молодого автора, которому премия дала заметный толчок для творческого роста?

— За мою память премию в номинации «Дебют» не вручали всего раз или два. Книжек молодых выходит много, и проблема не в этом. Мы часто сталкиваемся с ситуацией, что статус Натенциальной литературной премии сам по себе очень высок, и победители — как зрелые, так и молодые — должны соответствовать ему, а при рассмотрении книг дебютантов оказывается, что соответствия этой пока нет, ведь планка на их пути к победе очень высока. Тем не менее мы каждый раз склоняемся к мысли, что молодых надо поддерживать, надо давать им, самым талантливым и перспективным, возможность чувствовать свою приобщенность к серьезной литературе — и вовлеченность не количеством лайков в социальных сетях, а чем-то гораздо большим и важным.

Кстати, когда мы говорим о молодой литературе, то чаще всего связываем это с поэзией. Да, все молодые, как правило, начинают со стихов. Но лично мне очень приятно, что в прошлом году премию в номинации «Дебют» получила молодой публицист «Звязды» Валерия Стецко за книгу «Нязломны. Аляксей Талай». Поддерживать молодых, работающих в этом непростом жанре, тоже очень важно.

— Конкурс в номинации «Детская литература» в этом году был чрезвычайно велик. Как по вашему мнению, адекватно ли в ней конкурируют книги, предназначенные для самых маленьких и для подростков?

— Мне кажется, что в книгах для маленьких и для подростков больше общего, чем того, что их отличает. Оригинальная по своему замыслу, талантливо написанная книга всегда выделяется среди остальных, независимо от того, в каких возрастных пределах своих адресатов она находится. Можно сказать и по-другому. Конечно, если бы пришлось выбирать между «Белкиным горем» Витки и «Полесскими робинзонами» Маура, это была бы очень сложная задача. Но не менее и не более сложная, если бы пришлось выбирать между «Полесскими робинзонами» и «Миколкой-паровозом».

— Влияет ли национальная литературная премия на судьбу книг-лауреатов и каким образом?

— Думаю, что, безусловно, влияет. Но есть, скажем так, внешнее влияние, а есть внутреннее. Внешний, когда о писателе начинают больше говорить, писать, чаще брать у него интервью, приглашать на встречи — одним словом, интересоваться его творчеством. Внутреннее влияние скрыто от постороннего глаза. Это когда ты, получив престижную премию, начинаешь чувствовать большую ответственность перед словом, перед тем, что появится в результате твоей дальнейшей творческой работы. Оба влияния равнозначны и очень важны. Поэтому я надеюсь, что Национальная литературная премия будет еще долго существовать, этим самым способствуя развитию отечественной изящной словесности.

— Как стать претендентом на Национальную литературную премию? Какие меры для этого нужно предпринять?

— Есть специальное положение о порядке проведения Республиканского конкурса «Национальная литературная премия», утвержденное правительством нашей страны. Я не буду пересказывать все его пункты, поскольку оно находится в открытом доступе в интернете. Только напомню, что заявки принимаются Министерством информации до 1 апреля года, в котором проводится конкурс, — как от авторов произведений или их официальных представителей, так и от творческих союзов, издательств, редакций СМИ и так далее. В общем, процедура по участию в конкурсе довольно проста. Ну, а дальше все решает талант.

Беседовала Людмила ИВАНОВА

Выбор редакции

Политика

Второй день ВНС: все подробности здесь

Второй день ВНС: все подробности здесь

В повестке дня — утверждение концепции нацбезопасности и военной доктрины.