Вы здесь

Компетентный комментарий: какие ожидания от новелл Директивы № 2


Повышение эффективности работы госструктур с гражданами и субъектами хозяйствования, роли местных органов власти в решении проблем, волнующих население, а также открытости госорганов. Такие задачи подразумевает Указ «Об изменении Директивы Президента Республики Беларусь», подписанный 13 июня. Речь идет о Директиве № 2 «О дебюрократизации государственного аппарата и повышении качества жизнедеятельности населения».


Фото: БелТА

Улучшить диалог людей и власти

Директива работает уже более 16 лет, и она, безусловно, создала определенную правовую базу в обозначенном направлении работы в тесной взаимосвязи с законом Об обращениях граждан и иными законодательными актами. Однако со временем потребовались изменения в эти нормативные акты, дополнение их содержания и актуализация некоторых вопросов, в частности, это касается информатизации, рассказал Валентин Семеняко, председатель Постоянной комиссии по государственному строительству, местному самоуправлению и регламенту Палаты представителей Национального собрания:

— Работа с обращениями граждан — одно из приоритетных направлений органов власти всех уровней, и этому вопросу уделяется постоянное пристальное внимание главы государства. Из-за занятости на основном месте работы и существования своих других личных вопросов люди всегда негативно высказываются, когда им приходится тратить время на административные процедуры и обращения к госслужащим, поэтому эти моменты прописаны в Директиве по Указу. В документе обозначен механизм, как позволит облегчить отношения граждан с представителями власти и более эффективно использовать информативные технологии. Собственно говоря, такая практика уже есть, и она обсуждалась в прошлом году на республиканском семинаре о дебюрократизации. А принятый в этом году нормативный акт об актуализации основных вопросов в этом направлении поможет сделать эту работу более действенной.

Председатель комиссии полагает, что Указ поможет не только улучшить диалог людей и власти, но и в решении вопросов по развитию территорий и их личных проблемах, которые время от времени возникают и известны депутатам всех уровней.

— Все проблемы нам озвучиваются во время приемов и встреч, и, иногда, нам приходится самим вмешиваться в работу госорганов, чтобы определенным образом скорректировать некоторые негативные моменты. В обновленной Директиве депутатам всех уровней предписано активнее работать с инициативами граждан, стимулировать их и сопровождать в течение реализации. И в этом контексте синхронно ведется работа над изменениями в закон об органах местного управления и самоуправлении, который, предположительно, будет принят на сессии в июне, — сообщил Валентин Семеняка.

Денежные ресурсы для общественных инициатив

В законе, в частности, очерчены механизмы по предоставлению ресурсов для общественных инициатив. Иногда, люди обращаются к местным депутатам с каким-то предложением о благоустройстве территории или проведении какого-то мероприятия, а денежные средства на осуществление этого в местном бюджете, как правило, не запланированы. Обновленный закон О местном самоуправлении дает людям возможность не только обратиться со своими инициативами в Советы депутатов, но и получить (в случае удовлетворения идеи) деньги на ее реализацию из местного и республиканского бюджетов. В нынешнем бюджете, кстати, средства на это уже заложены. При этом только 10% от планируемой стоимости работ придется оплатить сами людям.

— Думаю, эта мера поможет более качественно решать местные проблемы, рассматривать их с участием заинтересованных должностных лиц и доводить до логического завершения, — считает депутат. — А если такие инициативы будут удовлетворены областными ассоциациями депутатов, то местные органы исполнительной власти должны будут выполнить эти работы, принять объект на баланс и обеспечить их дальнейшее функционирование. Это реальная работа и действия, к которым могут приводить инициативы граждан.

Безусловно, будет продолжена работа по проведению приемов граждан всех форм (выездных, личных, горячих линий) с использованием наработанного положительного опыта по выполнению Директивы № 2.

В этом документе нашли отражение задачи не только по улучшению эффективности взаимодействия органов власти с гражданами, но и закладываются механизмы реализации этих задач, проработаны пути их решения. В том числе за счет технологизации процессов и расширения деятельности информационных ресурсов. Все это в итоге положительно скажется на повышении благосостояния граждан, убежден Валентин Семеняко. Он подчеркнул, что приведенные в Директиве меры по информатизации работы с гражданами позволяют не просто автоматизировать эти процессы, но и наладить отношения в обоих направлениях: от власти к гражданам и от граждан к власти.

Ирина СИДОРОК

Какие изменения, касающиеся обращений граждан, предусматривает указ

Указом усилена значимость и эффективность проводимых на местах прямых телефонных линий.

  • Так, руководители республиканских органов, облисполкомов, Минского горисполкома и (или) их заместители будут проводить прямые телефонные линии каждую вторую субботу с 9.00 до 12.00.
  • В то же время сохранен действующий график проведения прямых линий для председателей районных, городских исполкомов (каждую субботу с 9.00 до 12.00).
  • При этом обязанность проведения прямых телефонных линий возлагается также на управляющих дел исполкомов.

Это будет способствовать обращению граждан непосредственно на места и более оперативному решению вопросов, возникающих руководителями районных, городских исполкомов. Учитывая характер вопросов, поступающих на телефонные линии, как показывает практика, именно на этом уровне могут и должны сниматься все проблемные вопросы.

  • Одновременно, чтобы профессионально подойти к решению вопросов, поступающих на республиканский уровень, приблизиться к проблеме, видеть системные недостатки по конкретным направлениям деятельности предлагается возложить проведение прямых телефонных линий по субботам (за исключением второй субботы) по решению руководителей республиканских органов государственного управления на начальников структурных подразделений.

Уточнен порядок личного приема граждан и представителей юридических лиц.

До внесения изменений в Директиву личный прием проводился с 8.00 до 13.00.

Учитывая занятость населения, в целях предоставления возможности гражданам обращения на личный прием в удобное время принято решение о проведении руководителями государственных органов, в том числе местных органов власти, личного приема с 8.00 до 13.00 или с 15.00 до 20.00. При этом хотя бы один раз в месяц личный прием должен заканчиваться не раньше 20.00.

Для жителей сельской местности

Облисполкомам, Минскому горисполкому поручено:

  • обеспечить охват населения, проживающего в сельской местности, услугами сотовой связи.

Кроме того, учитывая развитие способов направления обращений, постепенное расширение перечня процедур, за которыми можно обратиться в электронной форме, Совету Министров поручено принять меры по обеспечению широкополосного доступа к сети Интернет населения, проживающего в сельской местности.

Выбор редакции

Политика

Второй день ВНС: все подробности здесь

Второй день ВНС: все подробности здесь

В повестке дня — утверждение концепции нацбезопасности и военной доктрины.