Вы здесь

Все ли зависит от переработки в деле обезвреживания бытовых отходов?


Прошлым летом по печальному поводу пришлось быть на столичном кладбище «Михановичи». На одном из участков меня поразил «стог» из искусственных венков и цветов. По всему было видно, что утрамбованный разноцветный огромный сугроб не один день формировался. Это же сколько яда может попасть в землю только с одного кладбища! — подумалось тогда.


Традиция буквально заваливать места упокоения яркими искусственными цветами меня давно возмущает. Кладбище, которое по определению является местом раздумий, памяти, скорби, стараниями родственников умерших выглядят у нас иногда словно мексиканские карнавалы. Почти нигде в мире нет такой моды, вот только у нас она прижилась не без помощи производителей и торговцев дешевым товаром. Но сейчас речь не о культуре и эстетике, больше всего — о здоровье. Именно на здоровье оказывает прямое влияние такое бездумное загрязнение природы. Для краски зарубежные производители используют самые разные кислоты, читай, отраву. Если она попадет в землю, то пролежит там десятилетия, и может вернуться к нам с водой, пищей — как животного, так и растительного происхождения. Здесь уже вся надежда на переработку и этих, и других, самых разных отходов. А их мы вырабатываем в процессе жизнедеятельности с каждым годом все больше и больше. 

В Бресте начиная с 2012 года специализированное предприятие сортирует и перерабатывает бытовые отходы. Из них получают электрическую и газовую энергию, добывают сырье для дальнейшего производства. В целом по области показатель использования твердых бытовых отходов составляет 36,6%. Но ведь остаются регионы, где отходы пока что полностью вывозятся на полигоны. 

— Местные органы власти, депутаты всех уровней отвечают за организацию работы с отходами. Это довольно сложная и многоплановая проблема. В нашей области 2150 населенных пунктов. Фактически в каждом выстроена система по сбору, сортировке, утилизации отходов. Но работу надо совершенствовать, доводить до логического завершения в виде глубокой переработки, — рассказал председатель Брестского областного Совета депутатов, сенатор Юрий Наркевич. — Этот вопрос мы не так давно обсуждали на заседании экспертно-консультативного совета при Президиуме Совета Республики, который проходил в Барановичах. 

Хозяева заседания тогда делились опытом и планами. На совете отмечалось, что в Брестской области выстроена концепция по работе с коммунальными отходами. Вскоре в регионе будут введены в эксплуатацию четыре региональных комплекса. Например, в Брестскую зону входят Брест, Брестский, Жабинковский, Малоритский и Каменецкий районы. Названный комплекс, основу которого составляет Брестский мусороперерабатывающий завод, уже действует. Сюда привозят ТБО из областного центра и из трех районов. Малоритский район присоединится после того как полигон на территории района будет заполнен. Ведутся работы по Пинской и Барановичской зонам. 

В Барановичах провели модернизацию сортировочного комплекса, в результате его мощности увеличены вдвое. Это позволит сортировать отходы из Барановичского, Ляховичского, Ганцевичского районов. С начала этого года ТБО уже привозят и с территории Барановичского района. Присоединение остальных районов будет идти постепенно по мере подготовки объекта. Работу запланировано завершить в следующем году за счет средств областной инвестиционной программы и участия оператора вторичных материальных ресурсов. 

Тем временем готовится проектно-сметная документация для Пинской зоны. Там идет реконструкция полигона твердых бытовых отходов. На все планируется потратить около 100 миллионов рублей. Зона охватывает Пинск и Пинский район, а также Ивановский. 

Региональный комплекс по сортировке и использованию твердых отходов вскоре появится и в Кобрине. Сюда повезут мусор из Дрогичинского и Пружанского районов. Разработка проектно-сметной документации на указанный комплекс начнется в этом году. 

Стоит сказать, что за последнее десятилетие объем заготовки твердых бытовых отходов в области вырос в несколько раз. Если, например, в 2010 году их заготовили 13,8 тысячи тонн, то в прошлом году цифра была — 106,6 тысячи тонн. Для сортировки мусора используется 22 тысячи специальных контейнеров, а сбором и извлечением вторичных ресурсов занимается 14 объектов хозяйствования. С введением в строй указанных комплексов, несомненно, показатели переработки в разы вырастут в пользу оздоровления окружающей среды. И все же... 

Ситуация с землей, водой, воздухом не полностью зависит от системы и качества переработки. Она зависит и от четкой работы многих структур и сознания соотечественников. О многочисленных нарушениях, выявленных Брестским областным комитетом природных ресурсов и охраны окружающей среды, говорили на заседании облисполкома на этой неделе. Председатель комитета Ян Венскович привел примеры нарушений природоохранного законодательства в Ивацевичском и Пинском районах, если вовремя не вывозятся отходы и не ликвидируются стихийные свалки. Опять речь зашла о сугробах мусора на деревенском кладбище. Как известно, большую часть этого мусора составляют венки и искусственные цветы. 

Кстати, этой весной перед Радуницей Минприроды вновь выступило с призывом отказаться от украшения мест отдыха искусственными цветами. Но как-то дежурно и не очень уверенно прозвучал голос главного природоохранного ведомства. Очевидно, что более настойчивая должна быть пропаганда, более широкая разъяснительная работа.

Скажем, один священник в Дрогичинском районе объявил, что не будет освящать могилы с искусственными цветами. И люди быстро нашли замену вредному пластику при благоустройстве. И если облкомитет охраны природы в ходе подготовки к исполкому принял определенные меры воздействия, многое было исправлено очень оперативно. Нам всем вместе нужно искать пути уменьшения объема отходов. 

Светлана ЯСКЕВИЧ 

Фото носит иллюстративный характер

Выбор редакции

Политика

Второй день ВНС: все подробности здесь

Второй день ВНС: все подробности здесь

В повестке дня — утверждение концепции нацбезопасности и военной доктрины.