Вы здесь

В Беларуси почти 900 пациентов прошли через кохлеарную имплантацию


В Беларуси на каждую тысячу детей одно рождается с тяжелыми нарушениями слуха. В стране 892 человека прошли через кохлеарную имплантацию — операцию, позволяющую компенсировать потерю слуха. В нашей стране она делается как детям, так и взрослым с 1999 года. Как организована такая помощь и благодаря чему она возможна, рассказали руководители РНПЦ оториноларингологии и парламентарии на мероприятии, посвященном Международному дню кохлеарной имплантации.​


Как отметила председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по здравоохранению, физической культуре, семейной и молодежной политике, доктор медицинских наук, профессор Людмила МАКАРИНА-КИБАК, в Беларуси создана слаженная система помощи детям и взрослым с тяжелыми нарушениями слуха.

— Вызывает гордость то, что в нашей стране есть все возможности для таких детей стать полноценными членами общества. И на сегодняшнем мероприятии мы увидели тех детей, которые являются яркими примерами оказания высокотехнологичной медицинской помощи. Наше государство проводит политику, результатом которой является возможность оказать такую помощь, — отметила Людмила Макарина-Кибак.

Она добавила, что первые операции по кохлеарной имплантации были проведены у нас в 1999 и 2000 годах, но они были единичными, так как в то время белорусские специалисты сами обучались за рубежом, потом оперировали под контролем зарубежных коллег. С 2007 года в стране работает программа раннего выявления нарушений слуха у новорожденных. Во всех родильных домах установлено диагностическое оборудование, и на 3-5 день с момента рождения проводятся скрининговые исследования по выявлению нарушений слуха.

Каждый потерянный год и даже день многое означает в будущей реабилитации, поэтому диагностику, а затем и операцию лучше проводить как можно раньше. Кстати, самым маленьким пациентам, с которым работали белорусские хирурги, был 4,5-месячный ребенок.

— До трех лет ребенок должен быть кохлеарно имплантирован. Сегодня операции выполняются и шестимесячным. Возраст до трех лет выбран неслучайно: нужно успеть реабилитировать ребенка, чтобы он пошел в школу в обычный класс. Раньше, когда имплантировали малыша, его боялся взять детский садик и хотели направить к детям, которые плохо слышат. Но нет смысла его имплантировать и направлять в среду, где все плохо слышат. Такие дети должны разговаривать с людьми с хорошо развитой речью, — пояснила парламентарий.

Но перед операцией всем пациентам проводят многоэтапные обследования. Некоторые ждут протезирования восемь месяцев.

— Если есть показания к вмешательству и нет противопоказаний, ребенок проходит четыре этапа отбора. Обнаружили — подтвердили — еще раз подтвердили. Это очень серьезное решение, и мы не можем ошибиться. Наилучшая операция та, которой не было, поэтому сначала ребенку подбираются слуховые аппараты, и с ними он отправляется на реабилитацию. Если понятно, что развития речи нет, слуховой аппарат не помогает, тогда принимается решение об операции, — рассказывает Людмила Макарина-Кибак. — На заседании Совета по кохлеарной имплантации мы сталкивались с детьми, у которых серьезные неврологические нарушения, понятно, что разговаривать они не будут. Но если есть шанс, что такой человек будет идти по улице и ему посигналит автомобиль, а он это услышит, мы должны дать ему эту возможность. И у нас есть много прооперированных детей, у которых ДЦП или другая тяжелая сопутствующая патология.

Директор РНПЦ оториноларингологии доктор медицинских наук Николай ГРЕБЕНЬ отметил, что средняя цена, в которую госбюджету обходятся импланты и языковой процессор для одного пациента, — около 15 тысяч евро. Все наши граждане оперируются бесплатно. В дальнейшем всем детям языковой процессор меняется раз в пять лет — тоже бесплатно.

— В конце 2022 года принято постановление, согласно которому языковой процессор будет меняться бесплатно и взрослым раз в 10 лет. В этом году все взрослые пациенты, которые имплантировались с 2000 по 2013 год, а их 97, получат новые языковые процессоры.

После операции начинается длительный процесс восстановления.

— Реабилитация проводится вместе с родителями и сурдопедагогами. Сурдопедагог нужен, чтобы восстановленный после операции физический слух превратился в говорение, так как только слух не означает возможность говорения. Мы изменили программу подготовки сурдопедагогов. Дети после кохлеарной имплантации и их родители нам сказали: так, как вы учите, нам не подходит, потому что мы другие. И с нами следует начинать заниматься в раннем возрасте. И мы перешли к программам ранней комплексной помощи, — рассказала директор Института инклюзивного образования Белорусского государственного педагогического университета имени М. Танка доктор педагогических наук Вера ХИТРЮК.

Заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по правам человека, национальным отношениям и средствам массовой информации Лилия АНАНИЧ подчеркнула, что в нашей стране защита прав инвалидов закреплена на законодательном уровне:

— Не в каждой стране действует Закон «О социальной интеграции инвалидов», и мы его приняли не потому, что присоединились к Конвенции о правах инвалидов. Самая сильная сторона белорусского государства — социальная политика и социальная направленность.

Она добавила, что 10 предприятий белорусского общества глухих успешно работают, так как это нужно стране. «На каждом предприятии люди, за которыми стоят их семьи, а это для них и работа, и окно в мир. В нашей стране есть все, чтобы сделать семьи, где есть такие дети, которых мы увидели сегодня, счастливыми», — резюмировала парламентарий.

Елена КРАВЕЦ

Превью: pexels.com

Выбор редакции

Калейдоскоп

Восточный гороскоп на следующую неделю

Восточный гороскоп на следующую неделю

На этой неделе Тельцы будут просто незаменимы везде, где их знают.