Вы здесь

Новая выставка Владимира Шаппо «Полоцк и люди» разрушает стереотипы


Художественная династия Шаппо — довольно известная в Беларуси и за ее пределами. Художник Владимир Дмитриевич Шаппо — отец трех сыновей и дочери, которые связали жизнь с творчеством. Воспитание? Гены? Творческая среда? Кто знает, что повлияло на их склонности? Возможно, всему «виной» — восторг и страсть, без которых Владимир Шаппо не может создавать.


«Пастух. Святой остров», 2019 г.

Персональная выставка художника «Полоцк и люди», которая открылась в Художественной галерее Михаила Савицкого, не удивит любителей его творчества. Работы Владимира Шаппо встречаются в различных сборных экспозициях последнего времени, регулярно демонстрируются на персональных выставках. Одна из крупнейших состоялась в 2018 году: тогда свои наработки представили Владимир Шаппо и три сына — Александр, Павел и Антон. Музейщики и галерейщики не могут нарадоваться тому, что члены одной семьи стали коллегами и единомышленниками в жизни и искусстве. Конкуренция, заимствования, влияние друг на друга — эти обстоятельства отходят на второй план, хотя, естественно, не исключены. 

Владимир Дмитриевич на протяжении нескольких десятилетий разрабатывает отдельную вселенную, основанную на особом художественном видении жизни. То, что бросается в глаза при знакомстве с той или иной его серией работ, восхищает зрителя: яркость, экспрессивность, «витражность», отражающие непосредственность чувств автора. Его визитка — многоликие, в чем-то фантасмагорические образы.

«Дом возле вокзала», 2020 г.

С Полоцком у мастера всегда были особые отношения. Владимир Шаппо способен, кажется, часами рассказывать о любимом городе. Несомненно, в этом проявляется огромная любовь к тому уголку, где появился на свет. Отсюда и определенная камерность композиций, и их сентиментальность, способная тронуть даже того, кто никогда не был на земле, о которой рассказывает творец, и щемящая ностальгия, которая не позволяет забывать о том, что кто-то или что-то очень далеко, что много времени прошло, что ничего нельзя вернуть. Однако не только этим ценны поиски и находки художника. Владимир Шаппо с большим уважением относится к истории города, и это не поверхностный взгляд на прошлое, не слепое прославление древности. В работах отражены благоговение к людям, которые создавали историю, печаль о том, что навсегда потеряно, и надежда на живое обновление. Творец много внимания обращает на понятие «принадлежность»: к своему роду, к своей стране. Быть принадлежащим к чему-то значимому и быть способным осмыслить и изобразить это — величайшая честь для художника.

«Цыганский дом», 2020 г.

Говорят, что Владимир Шаппо разрушает стереотипы. Что касается разработки темы родины, то это точно так. Работая над определенной проблемой, донося конкретную идею, он стремится лишиться банальных образов, интерпретирует и очень часто даже усложняет действительность, в то же время много внимания уделяет ассоциациям, необходимым для абстрактного искусства. Чем в первую очередь интересна выставка в галерее Савицкого? Неузнаваемым обликом Полоцка. Древний город может увидеть каждый, но не так, как это делает сам художник. Создатели экспозиции подчеркивают: «Владимир Шаппо приглашает вас в свой Полоцк — это и конкретное место на карте, и метапространство смыслов». 

Справка

Владимир Дмитриевич Шаппо родился 4 февраля 1949 года в городском поселке Видзы Браславского района Витебской области. Окончил художественно-графический факультет Витебского государственного педагогического института имени С. М. Кирова (1972). Педагогами были Феликс Гумен, Евгений Красовский, Иван Столяров. Во время учебы много путешествовал, собирал материалы по всей России (Север, Заполярье, Камчатка), Средней Азии. Однако основной темой творчества стали Родина (Придвинье, Поозерье) и детство. 

Выставляется с 1975 года в Беларуси, России, Латвии, Польше, Германии, Великобритании... Работы находятся в Государственном музее художественной культуры Новгородской земли, Браславском районном объединении музеев, Витебском областном краеведческом музее, картинной галерее Национального Полоцкого историко-культурного музея-заповедника и других коллекциях. Член Белорусского союза художников с 1989 года. Работает в станковой графике, акварели, декоративно-оформительском искусстве. 

Евгения ШИТЬКО

Выбор редакции

Политика

Второй день ВНС: все подробности здесь

Второй день ВНС: все подробности здесь

В повестке дня — утверждение концепции нацбезопасности и военной доктрины.