Вы здесь

Помощь словом, или Кризис подросткового возраста


Чрезмерное употребление косметики, переживания первой любви, непонимание, как «быть взрослым», проблемы в общении с учителями... Эти и много других вопросов очень часто беспокоят подростков, которые в своем стремлении раньше повзрослеть иногда превращают свое поведение и поступки во взрывоопасную смесь. Чтобы разобраться, что с ними происходит, нужно не наказывать этих вчерашних детей — сегодняшних маленьких взрослых, — а разговаривать с ними, приводить примеры из собственного опыта, давать возможность ошибаться... Проблема в том, что часто рядом с подростком нет авторитетного человека, с которым можно поговорить по душам. Родители — далеко не всегда те люди, к которым можно прийти со своими проблемами, а психологи, считают подростки, «скажут, что у тебя с головой проблемы». Один из современных и наиболее оптимальных вариантов — модераторы по работе с подростками, которые работают в рамках проекта «папа-школы».


Сегодняшние подростки — завтрашние родители

«Папа-школы» — известный многим проект по приобщению мужчин к активному воспитанию детей, который был начат в Беларуси в 2009 году в Минском городском центре социального обслуживания семьи и детей. Члены республиканской организации «Клуб Львов» в свое время подхватили эстафету распространения сознательного отцовства по всей стране. За это время «папа-школы» вышли далеко за пределы столицы, а проект приобрел определенные направления деятельности. В частности, появились подростковые группы, где с ребятами занимаются модераторы по работе с подростками. Почему? Да потому, что сегодняшний подросток — это завтрашний отец, и надо с детства объяснять ему, что такое ответственность взрослого, считает Михаил Шукайло, который возглавляет направление по работе с подростками:

— Специалисты Минского городского центра социального обслуживания семьи и детей за время работы с подростками создали методическое пособие для тренеров таких групп. В нем излагается, например, как поощрять подростков к разговорам в игровой форме, чтобы не оттолкнуть их. Тем более что наша работа по разбору подростковых проблем имеет все же профилактическую направленность. Когда тренер видит в группе подростка с серьезными проблемами, его перенаправляют к подростковому психологу — в Минский городской центр социального обслуживания семьи и детей или в Республиканский центр психологической помощи.

Сколько стоит быть взрослым

В самом начале тренинги с детьми проводили в SOS-Детской деревне в Боровлянах. Опыт работы с социальными сиротами, у которых не только сложная жизненная ситуация, но и очень непростой подростковый период, оказался очень интересным, отметил собеседник:

— Девушки, правда, с большим удовольствием приходили на занятия. Например, одним из заданий было заполнить свою анкету на сайте знакомств, чтобы научиться знакомиться. Если обобщить, то у них получалась «красавица, умница и просто фея ищет состоятельного и нежного, чтобы на руках носил». Я выступал в роли «тролля» с вопросом: «Как этому прекрасному мужчине рассмотреть тебя среди толпы красавиц-умниц?» Совет в этом случае сводился к следующему: «Если реализуешься в учебе и профессии — с тобой как минимум будет о чем поговорить».

У ребят ярко определился недостаток общения с мужчинами и недопонимание мужского мира вообще, ведь в Детской деревне назначенные мамочки сами выполняли почти весь блок хозяйственных вопросов. И когда наступало время мальчикам жить отдельно, у них не было понимания, как построен взрослый мир. Они не знали, как оплатить интернет или коммунальные услуги. Кстати, такая проблема иногда существует и у детей из обычных семей. Однако у большинства детей-сирот наблюдается просто завеса перед глазами насчет того, что такое взрослая жизнь, сколько стоит быть взрослыми. Они, например, хотят дорогую машину, но не понимают, что впоследствии не смогут ею пользоваться, так как не потянут вложения на обслуживание. И так во всем.

— Ребенку нужно объяснять, что реалии взрослого мира очень отличаются от его «хотелок». И чем раньше он столкнется с несправедливостью, ведь взрослый мир — вовсе не о справедливости, тем лучше это поможет подготовиться к взрослению и умению отвечать за свои слова и поступки.

Школа, профессия, навык

Большую роль в подготовке к взрослой жизни играют школа и общение с учителем. Если педагог не может объяснить предмет так просто, чтобы понял не только девятиклассник, но и второклассник, это вызывает к нему определенное недоверие, считает Михаил.

— Нужно спускаться на уровень учеников, чтобы максимально просто им доносить суть. И ни в коем случае не высмеивать — иначе ребенок просто отвернется от предмета. И это тоже касается несправедливости взрослого мира, ведь, как и на работе, где происходят «закулисные» процессы, а у начальства есть свои любимчики. Однако там результатом твоих поступков будет уже не оценка, а, скажем, потеря работы или экономическая безопасность твоей семьи. И тут стоит думать, как, с одной стороны, отстаивать свои права, а с другой — не стать токсичным человеком в коллективе. Школа, таким образом, становится подготовкой к взрослой жизни.

— Во время одной из встреч в учреждении дополнительного образования ученики 6 класса, узнав, что я управляю фирмой, подробно стали интересоваться, как создать ИП, Какие нужны документы, что делать пошагово. Они задавали вопросы, которые некому адресовать в их обычной жизни. И даже странно, что родители не рассказывают, как, например, оформить документ на машину или что-то еще.

Вопрос профориентации часто затрагивается подростками на встречах, и тренер объясняет, что можно попробовать себя во многом, пока не найдешь занятие по душе. Сам Михаил в свое время окончил педуниверситет по специальности «Организация физкультурно-оздоровительной работы и туризма». За плечами также Республиканское училище олимпийского резерва. Однако сегодня он советует подросткам выбирать не то, что «красиво звучит», а то, что реально прокормит в жизни. У самого Михаила таким умением, своеобразной подушкой безопасности стало строительство.

«Боевая раскраска» и первая любовь

Яркий макияж — тоже одна из проблем школьниц-подростков, которую ни учителя, ни родители не понимают. Между прочим, таким образом девушки пытаются скрыть свою проблемную кожу, часто не задумываясь, что получается замкнутый круг: чем больше макияжа на лице, тем больше потом на нем воспалений.

— А еще у девушек модно одеваться в стиле «оверсайз», — свидетельствует Михаил. — И если косметику они таскают у мам, то одежду — у пап. И вот идет по школе такая дива в «боевой раскраске», сама — 42 размера, а байка — 58-го. Это смешно для взрослого человека, но это тоже нужно пережить и переждать.

Конечно, начинаются и подростковые переживания относительно первой любви, проблемы с мальчиками. По каналу ТНТ сейчас идет передача «Влюбись, если сможешь», где чудесно показано, какими быть не надо.

— Ситуации, показанные зрителям, хорошо иллюстрируют отношения. «Почему он ничего не подарил мне на День рождения?»- спрашивает одна из героинь. А это и есть его «поступок», который и показывает отношение, а не красивые слова. Отношение к тебе гораздо важнее, чем внешность и поведение. Последнее может быть игрой, а поступки не подделаешь. И важный этап — знакомство с родителями, ведь им все же важно знать, с кем дружит их ребенок.

В семейной жизни отношения нужно сразу выстраивать таким образом, чтобы не делать ошибок. В семье всегда существует свод правил, ведь это не только любовь и сексуальные желания, уверен Михаил.

— А вот заниматься сексуальным просвещением в целом в школах, даже если это будут специалисты, наверное, не стоит, так как на интерес к тому у каждого свое время. Знаю случай, когда классу на таких «введении в предмет» рассказывали, как 11-летние девочки занимались проституцией на камеру. А мальчики из того же класса еще в машинки играли и ни о чем подобном не думали! Так что в одном и том же возрасте для кого-то такая речь — еще рано, а для других — уже поздно. Давайте сначала научимся выстраивать реальное эмоциональное общение в реальном мире.


Советы от Михаила Шукайло

Лучше рассказывать подросткам в школе не о физиологическом общении, а о взаимоуважительных отношениях между девочками и мальчиками, об ответственности за принятые решения, за свои слова, за действия в отношении своих друзей и лиц противоположного пола. И такие занятия можно организовывать, как только закончили начальную школу. А более старшим подросткам можно предлагать свою альтернативу — объяснять, что они могут дать друг другу эмоционально, а не физиологически. Может, тогда и нежелательных беременностей будет меньше.

Важно не обманывать подростков, ведь они прекрасно это чувствуют. Лучше самую некрасивую правду озвучить искренне, чем с умным видом «толкать согласованные и прописанные истины». Иначе у учителей и приглашенных специалистов не получится разговора с учениками, не удастся донести полезное.

Подросткам нужно помнить, что в любую среду на любом этапе жизни сначала нужно вписаться, а уже после начать менять его, чтобы сделать лучшим. Как? Нужно самим «насаждать» позитив, чтобы он вытолкнул плохое.

Ирина СИДОРОК

Фото из архива героя

Выбор редакции

Калейдоскоп

Восточный гороскоп на следующую неделю

Восточный гороскоп на следующую неделю

На этой неделе Тельцы будут просто незаменимы везде, где их знают.