Вы здесь

Соответствовать Гоголю, или Поиск своего материала


Выставка графики знаменитого российского художника Сергея Алимова работает в Национальной библиотеке Беларуси. Ее название — «Мертвые души»: иллюстрации к поэме Н. В. Гоголя». Представлена серия из 40 работ, выполненных в технике шелкографии. Дополнила экспозицию выставка из фондов книжницы: среди экспонатов присутствуют первые издания поэмы «Приключения Чичикова, или Мертвые души» (1842, 1846), первые иллюстрированные издания произведения. Один из самых ярких экземпляров — фолиант 1901 года петербургского издательства А. Ф. Маркса с 10 гелиогравюрами, 355 иллюстрациями, инициалами и виньетками.​


— В этом году исполнилось 180 лет с момента выхода первого издания бессмертного произведения Гоголя «Мертвые души», — напомнил во время открытия выставки заместитель генерального директора — директор по информационным ресурсам и обслуживанию пользователей Национальной библиотеки Виктор Пшибытко. — Нынешняя выставка — ценный подарок как для нас, библиотекарей, хранящих произведения для современного и будущего поколений, так и для наших пользователей, у которых есть возможность прикоснуться к мастерству и художника, и писателя.

Герой выставки — Сергей Алимов (1938-2019) — народный художник Российской Федерации, правомочный член Российской академии художеств, профессор ВГИКа, член Российской академии кинематографических искусств. Художникпостановщик, художник-мультипликатор, автор иллюстраций более чем до 100 книг, он известен в том числе как один из создателей замечательных мультфильмов «Каникулы Бонифация», «История одного города», «История одного преступления», «Топтыжка»...

Между тем Гоголевская тема — одна из основных для Сергея Алимова. Первые рисунки, связанные с творчеством писателя, сделаны им до повестей «Нос» и «Портрет» в 1960-1970-х. Первое издание «Мертвых душ» с пятнадцатью иллюстрациями художника вышло в 1971 году; с того момента им было создано еще 25 рисунков. Так, 40 работ к «Мертвым душам» украсили книгу, увидевшую свет в 2013 году в издательстве «Вита Нова». У Сергея Алимова, который много лет совершенствовал иллюстрации к поэме, получилось очень удачно сочетать необходимые сатиру и гротеск. Как и в случае с иллюстрациями к другим литературным шедеврам.

— На протяжении всей жизни Сергей Александрович искал тот самый яркий и острый материал, который мог бы соответствовать гоголевским текстам. И когда он нашел такой материал, оказалось, что это ровно то, что искал практически всю свою жизнь. Острота, гармония белого и черного цветов, глубина — все это дала шелкография. Я очень рада, что проект увидят наши белорусские друзья, — высказалась вдова Сергея Алимова искусствовед, член Московского Союза художников и Ассоциации искусствоведов Наталья Августинович.

В каждой иллюстрации — размышления о глубинном содержании «Мертвых душ», о смысле жизни, о поиске своего места. Ключевая составляющая рисунков к поэме — настоящая фантасмагория, что тесно связано с реалиями прошлого. Сергей Алимов много работал с историческими и литературоведческими источниками, так как придавал большое значение точности, за которую почитали и почитают современники и потомки. Главный же текст, сложный и порой противоречивый, полный горечи и печали, смеха и радости, стал прекрасным фундаментом для выявления таланта художника. Грациозность, изящество, хрупкость, без которых невозможно представить творческий метод Сергея Алимова, — соответствующий отправной пункт для тех, кто в свое время решил открыть или переоткрыть для себя Гоголя.

Познакомиться с выставкой «Мертвые души»: иллюстрации к поэме Н. В. Гоголя» можно до 30 января 2023 года. Проект организован Национальной библиотекой, Российским фондом культуры и Русским домом в Минске во время Дней российской культуры в Беларуси. Кстати, на открытии экспозиции состоялась передача Национальной библиотеке изданий от Российского фонда культуры.

Евгения ШИТЬКО

Выбор редакции

Политика

Второй день ВНС: все подробности здесь

Второй день ВНС: все подробности здесь

В повестке дня — утверждение концепции нацбезопасности и военной доктрины.