Вы здесь

Суэц «откупорили». Как авария на канале перезапустила мировую логистику?


Глобальный рынок морских перевозок после долгожданного открытия судоходства по Суэцкому каналу не ожидает быстрого восстановления. Перевозчики предупреждают, что ситуация уже повлияла на сроки доставки грузов, инцидент оказывает серьезное влияние на логистику мировых маршрутов торговли, сообщил іnterfax.ru. На ликвидацию последствий происшествия может потребоваться длительное время, прогнозируют эксперты. Как авария на Суэцком канале перезапустила глобальную логистику?


Фото пресс-службы Суэцкого канала.

Стратегический коридор

Канал, соединяющий Средиземное и Красное моря, активно использовался еще во времена египетских фараонов и древних римлян. Современный маршрут был проложен в ХІХ веке по инициативе французского инженера Фердинанда де Лесепса. В 1956 году египетские власти национализировали канал после длительного Суэцкого кризиса, который привел к его закрытию на шесть месяцев и чрезвычайно серьезным перебоям в мировой торговле.

В 2014–2015 годах была проведена реконструкция канала, которая позволила расширить его пропускную способность. Теперь Суэц имеет вторую линию для одновременного двустороннего движения судов, но расширенная часть проходит к северу от того места, где Ever Gіven сел на мель.

В 2019 году канал обеспечил транспортировку 1,2 миллиарда тонн грузов на почти 19 тысяч кораблей, доход составил 5,5 миллиарда долларов. По планам полной реконструкции, до 2023-го предполагается проводить 97 судов в сутки (сейчас — 49). В таком случае канал будет приносить Египту до 13,2 миллиарда долларов.

Суэц очень важен для мирового рынка нефти и сжиженного природного газа (СПГ). По данным компании Kpler, через канал ежегодно проходит 97 миллионов тонн сырой нефти, 77 млн тонн нефтепродуктов и 39 млн тонн СПГ. Российские нефтяные компании одни из крупнейших пользователей этого транспортного коридора при поставках нефти в Южную и Северо-Восточную Азию. Суэц является и основным маршрутом поставок нефти с Ближнего Востока в Европу, через него транспортируется и сжиженный природный газ с заводов Катара.

Почти треть мирового объема морских контейнеров ежедневно проходит через Суэцкий канал протяженностью 193 километра. Это около 12 процентов от общего объема мировой торговли всеми товарами. Неудивительно, что ЧП приковало внимание без преувеличения всех континентов.

Убытки — $400 млн в час

Последний раз подобный инцидент в Суэцком канале произошел в 2017 году, когда из-за технических неисправностей на мель сел японский контейнеровоз. Тогда египтянам удалось восстановить судоходство в проливе всего за несколько часов.

На этот раз 400-метровый мегаконтейнеровоз в течение шести дней блокировал Суэцкий канал. В начале этой недели невероятными усилиями его удалось снять с мели. По данным портала MarіneTraffіc, который в режиме реального времени отслеживает передвижение морских судов, Ever Gіven своим ходом прошел через узкую часть канала и добрался до Большого Горького озера. К этому времени на подходах к каналу образовалась гигантская пробка: в очереди стояло более 450 судов. Происшествие стало шоком для мировой торговли, отметило информационное агентство Reuters. Судоходная компания Lloyd's Lіst подсчитала, что убытки от блокировки канала составляли 400 миллионов долларов. Эту сумму мировая торговля теряла за час простоя в пробке.

Контейнерные линии не могут определить время задержки в доставке товаров. Блокирование Суэцкого канала привело к серьезному сбою в мировой логистике, который увеличит сроки доставки грузов, отмечают эксперты. Инцидент заставил мировых перевозчиков пересматривать расписание, изменять маршруты судов и перенаправлять контейнеровозы обратно в порты загрузки. Еще в начале недели контейнерные операторы сообщили, что продолжают перенаправлять суда другими маршрутами, поскольку ожидание в пробке равновесно времени, необходимому на обходной маршрут.

Цепочка проблем

Блокировка канала вызвала серию сбоев и задержек в мировом судоходстве, сообщил Maersk. Так, по данным компании, только за минувшие выходные 15 контейнеровозов были перенаправлены по длинному маршруту. Решение о направлении через мыс Доброй Надежды было принято накануне «точки невозврата», отмечает компания. Суда не будут менять маршрут, чтобы не увеличивать размер пробки возле Суэцкого канала.

Швейцарская MSC, второй в мире контейнерный перевозчик, сообщила клиентам, что рыночная ситуация остается тяжелой, инцидент повлиял на загрузку портов, что приведет к перегрузке всей цепочки поставок товаров, отметил іnterfax.ru. в этих сложных условиях компания будет обновлять маршрутную сеть, объединять и отменять контейнерные сервисы на некоторых направлениях между Азией и Европой.

Еще один мировой гигант — CMA CGAM — заявил, что отправил несколько стоявших в очереди судов в обход. Перевозчик рассматривает все альтернативные маршруты, включая доставку грузов по железной дороге и авиатранспортом. MSC полагает, что второй квартал 2021-го окажется в итоге еще более сложным, чем первые три месяца года.

Компании ожидают, что инцидент с блокированием канала уже в ближайшей перспективе приведет к ограничению судоходных мощностей и оборудования, нарастанию проблем в глобальных цепочках доставки. Открытие канала приведет к резкому росту числа судов, прибывающих в порты, рынок вновь столкнется с проблемой заторов — сейчас уже в пунктах назначения, считают в MSC.

Маршрут вокруг Африканского континента примерно на 15 дней длиннее, чем путь через Суэц, и сопряжен с рисками пиратства, отмечают участники рынка. Стоимость прохода мегаконтейнеровозов по каналу и стоимость топлива для их движения по обходному маршруту подсчитали, примерно равны — в пределах миллиона долларов.

Фото пресс-службы Суэцкого канала.

Помогла... луна

Глава администрации Суэцкого канала Усама Рабиа заявил, что операция по снятию с мели гигантского контейнеровоза — чрезвычайно сложная задача. Для участия в ней были привлечены лучшие мировые команды по спасению судов на море, задействованы все имеющиеся в регионе буксиры, специальная техника. Просчитывались все возможные варианты и сценарии исправления ситуации, которые включали также разгрузку при помощи вертолетов.

Чтобы снять судно с мели, собственник вызвал на помощь команду ЅМІТ Salvage. Это спасательное подразделение нидерландского Royal Boskalіs Westmіnster NV, которое в 2000 году участвовало в операции по спасению «Курска». Совместно с Mammoet специалисты ЅМІТ поднимали подлодку со дна Баренцева моря, предварительно разрезав корпус. После этого транспортировали ее в док. В 2012 году спасатели ЅМІТ откачивали топливо из круизного лайнера Costa Concordіa, который сел на мель в Италии.

«Это похоже на огромного кита, выброшенного на берег. Это большой груз на песке. Возможно, нам придется работать комплексно для снижения веса за счет удаления контейнеров, нефти и воды с корабля, буксиров и выемки песка», — отметил Петер Бердовский, генеральный директор голландской компании Boskalіs, комментируя пробку в Суэце, в эфире голландской телепрограммы «Nіeuwsuur».

Однако решающим фактором, который буквально сдвинул судно с места, стал прилив во время полнолуния. Если бы попытки сдвинуть контейнеровоз в понедельник не увенчались успехом, высокой воды пришлось бы ждать еще месяц.

Участники контейнерного рынка в отраслевых форумах отмечают, что судно невозможно было бы разгрузить с воды, а на снятие грузов вертолетом потребовалось бы много времени. Наиболее тяжелые контейнеры на судах обычно закрепляются на нижних ярусах, в то время как для правильной балансировки сверху ставятся легкие «ящики».

Разгрузка судна подобного размера на терминале, оснащенном всей необходимой техникой, занимает несколько суток, отмечают эксперты. Кроме того, вдоль Суэцкого канала нет хороших дорог, и доставка специализированного тяжелого оборудования на место аварии технически была ограничена.

Внезапная буря

Изначально одной из причин произошедшего в Суэцком канале была названа внезапная песчаная буря, которая ограничила видимость на маршруте. По другой версии, во время движения на судне произошло отключение электричества.

Неблагоприятные погодные условия не являются основной причиной ситуации, сложившейся с контейнеровозом Ever Gіven в Суэцком канале, заявил ранее глава администрации. «Сильный ветер и вообще факторы погоды — не основные причины, по которым судно село на мель, могут быть также технические или человеческие ошибки», — заметил Усама Рабиа. При этом не исключается и версия о возможных умышленных действиях. Окончательные причины, по словам Рабиа, будут установлены в ходе расследования, документации для которого достаточно.

В компании Bernhard Schulte Shіpmanagement, занимающейся техническим менеджментом судна, утверждают, что их «первоначальное расследование исключает любую механическую неисправность или отказ двигателя» контейнеровоза. Участники российского рынка морских перевозок указывают на то, что все суда, проходящие по Суэцкому каналу, идут в сопровождении лоцмана. По их словам, ранее уже были случаи, когда лоцманы «обращались» за «дополнительными бонусами», чтобы провести судно по фарватеру без происшествий. Также нельзя исключать и ошибку капитана судна, сообщил іnterfax.ru.

Это не первый инцидент для контейнеровозов Ever Gіven. По данным Euronews, в начале 2019 года судно попало в аварию на севере Германии, столкнувшись с небольшим паромом в порту Гамбурга. Во время этого инцидента никто не пострадал, но контейнеровоз получил серьезные повреждения. Прокуратура Гамбурга проводила расследование в отношении капитана и штурмана судна по подозрению в создании угрозы для судоходства, но закрыла его в марте прошлого года из-за отсутствия доказательств.

В поисках альтернативы

В общем, как подсчитали эксперты концерна Allіanz, трудности с доставкой товаров могут стоить мировой торговле 1,4 процента роста. Это равнозначно ущербу в почти четверть триллиона долларов. В результате инцидента на Суэце объемы перевозок из Азии в Европу сократятся в апреле на сорок процентов, а транспортировка грузов подорожает по всему миру. С таким прогнозом выступил эксперт Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) в интервью Службе новостей ООН. Ян Хоффман, руководитель отдела ЮНКТАД по логистике торговли, напомнил, что пятая часть всех нужд Западной Европы в продовольствии и других товарах обеспечивается за счет поставок по Суэцкому каналу. «Что касается электроники, офисного оборудования и текстиля, то по этому маршруту поступает 40–50 процентов грузов», — уточнил он.

Транспортировка грузов еще больше подорожает. «Цены значительно выросли из-за ограничений судоходства в связи с пандемией и только недавно начали снижаться, но инцидент приведет к их новому витку», — предупредил Хоффман. В мире возник дефицит пустых контейнеров, цены на которые мгновенно выросли. «Кстати, больше всего подорожали перевозки из Китая в Южную Америку», — сообщил эксперт ЮНКТАД.

А вот на Евразийском экономическом союзе инцидент в Суэцком канале никак не отразится. Об этом заявил в ходе онлайн-брифинга член коллегии (министр) по интеграции и макроэкономике Евразийской экономической комиссии Сергей Глазьев, сообщила БелТА. «Это транзитный поток, который шел в обход нас, — сказал Сергей Глазьев. — Конечно, это печальное событие нанесло ощутимый ущерб перевозчикам, пострадали и потребители, которые не дождались своих товаров».

По мнению министра ЕЭК, данный инцидент подтвердил важность сухопутных маршрутов, которые не зависели бы от подобных ситуаций, пиратских вылазок и т. д. «Мы сегодня развиваем трансевразийские магистрали, речь идет о создании условий для расширения контейнерных перевозок прежде всего», — напомнил он. Сейчас контейнеры из Китая в Европу по железной дороге доставляются за 10 дней. «Я уверен, что этот инцидент станет мощнейшим стимулом для перенаправления потоков контейнеров с судов на поезда. Уже сейчас мы видим удвоение объема контейнерных железнодорожных перевозок», — подчеркнул министр ЕЭК.

За­хар БУ­РАК

Выбор редакции

Калейдоскоп

Восточный гороскоп на следующую неделю

Восточный гороскоп на следующую неделю

На этой неделе Тельцы будут просто незаменимы везде, где их знают.