Вы здесь

Екатерина Хадасевич-Лисовая: Инвестиции в детскую литературу не менее важны, чем вложения в другие виды деятельности…


Молодая писательница Екатерина ХАДАСЕВИЧ-ЛИСОВАЯ чрезвычайно активно работает в области детской литературы. Одна за другой приходят к юному читателю ее книги. В прошлом году Екатерина отмечена престижной в писательской среде национальной литературной премией. Работает литератор учительницей, что, очевидно, и помогает в дополнение к ее светлому таланту рассмотреть детскую душу, найти общий язык с мальчиками и девочками. Наша беседа — с писательницей и педагогом Екатериной Хадасевич-Лисовой.


— Екатерина, вы работаете исключительно в области детской литературы... Хотя начинали, скажем так, как взрослый прозаик... Может ли писатель с определенным жизненным опытом выразить все, что пожелает, в произведениях, которые он адресует юному читателю, детям?

— Мой литературный дебют состоялся в 1996-м году на страницах журнала «Першацвет». Первой публикацией стало авторское предание «Тирей и Эйра», адресованное подросткам. Первой книгой стал роман для взрослых читателей, были публикации для этой же аудитории в коллективных сборниках и периодической печати. Но для меня всегда родной была детская литература. А все прочее я считаю творческими попытками, чтобы увериться, убедиться, что все-таки ближе к моему сердцу. И я поняла, что именно мое — это чистый и яркий мир детства, наполненный сказками, мечтами, добротой. Для юных читателей и буду писать, но так, чтобы не просто позабавить и повеселить их, но и обязательно через сказки заложить самое главное: духовные ценности и нравственные ориентиры.

Ребенок — чистый лист бумаги, на котором можно записать определенную информацию и она запомнится, заложится в основу личности, повлияет на мировосприятие, характер, даже жизнь. Большая роль в становлении маленького человека принадлежит книгам. Поэтому так важно писателю чувствовать свою ответственность за то, что закладываешь своими произведениями. И из собственного опыта, опыта, понимания мира нужно брать самое светлое, полезное, хорошее. А вот подружиться детям с книгами должны помочь в первую очередь родители. Именно в семье должно состояться открытие изумительного мира чтения. Помните, через совместное чтение книг воспитывается самое необходимое и важное. Только нужно выбирать достойные книги, чтобы направлять детей в правильное русло и развивать литературный вкус.

— Ваши сказочные герои завоевывают все большее и большее читательское пространство. Как бы вы сами охарактеризовали Ухутика и других персонажей? Почему, на ваш взгляд, детей захватили именно они, почему они привлекают широкое внимание?

— Упомянутые персонажи новые, запоминающиеся и креативные. Такими они появились в моем воображении и настойчиво требовали познакомить их с детьми. Поэтому, хоть это и непросто, но мне приходится держать заданную ими планку и стараться писать о них такие же книги. Ухутик — инопланетянин, которого, спасая от космической бури, телепортировала на Землю девочка Влада. Васильвася — мальчик-голограмма, он попал к нам через межпространственный портал. Лайк — всемирноизвестный персонаж, который много лет жил в виде символов в интернете, а потом наконец вышел оттуда в реальную жизнь через мою книгу. Страшные и одновременно очень интересные Лека и Туптень расскажут адреналиново-захватывающие ужасы. Классовички Асик, Бэсик и Вэсик (персонажи вроде школьных домовых) покажут школу с совершенно другой и неожиданной стороны... Это далеко не все мои необычные персонажи. А с такими героями, как понимаете, просто должно происходить что-то невероятное, таинственное и приключенческое. Важно! Все главные деяния здесь, в нашей родной Беларуси, часто на знакомых улицах и в наших городах. Чудеса рядом, сказки живут по соседству! Почитай — и заметишь! Я активно презентую книги, провожу творческие встречи, устраиваю литературные мероприятия, на которых представляю юным читателям своих персонажей. И это личное знакомство, дети видят их своими глазами, играют с ними, фотографируются. Так у моих сказочных героев появляются друзья, которые читают о них, любят их, пишут им в социальных сетях. Может в этом секрет внимания юных читателей?

— Применительно к сказочному творчеству, жанру сказки, часто говорят о сказочной терапии. Ваши произведения можно рассматривать как одну из составляющих сказкотерапии?

— Так и есть, сказки в целом и мои в частности — действенное средство от стрессов и усталости, а еще они наполняют нас позитивной энергией, помогают находить выход из непростых жизненных ситуаций, дают надежду на неожиданные чудеса, напоминают, что все, что случается — к хорошему, сказки поддерживают веру в счастливое завершение любых жизненных перипетий. Только нужно верить в сказки, чтобы терапия произошла. Помните, на человека любые, даже самые сильные и проверенные лекарства действуют только тогда, когда он верит в результат, в свои силы и настроен на победу.

— Традиционно считается, что в сказке добро должно побеждать зло. Как на самом деле происходит в ваших сказках? Согласны ли вы с таким подходом?

— По-другому и быть не может! Всегда добро побеждает зло. И не только в сказках! Это глубокая философия жизни. Иногда человек не может понять и осознать, почему происходит то или иное, случаются неприятности. Бывает, теряется вера, что добро победит. А очень важно сохранить искреннюю надежду на лучшее, быть уверенным, что, как в сказке, добро возьмет верх. В конце концов, говорят, мысли материализуются. Пусть у нас всегда будут мысли о хорошем, оно обязательно одолеет злое. В моих сказках только так.

— Назовите три собственные сказки, который бы вы рекомендовали читать детям перед сном? И почему именно такой выбор?

— Если выбрать три, то это будут не отдельные рассказы, а книги, на страницах которых живут самые изумительные истории... про детские сны! Например, «Казкі Сіняй падушкі». Это десять путешествий в страну снов, где может происходить все что угодно. Экскурсовод по Стране Снов — комочек Пухлик, живущий в синей подушке, покажет гостям-читателям самое интересное.

«Касмічная адысея хлопчыка Стасіка» — путешествия во сне главного героя, который с радостью возьмет в компанию юных читателей. Лучше слушаются такие сказки в постели, дресс-код — уютная пижама. Эта книга перенесет странников в микрокосмос, где познакомит с Феей Страны Снов, со звездами, пригласит в Облачную страну, накормит туманной кашей, даже в Черную дыру засосет... Но не волнуйтесь, все закончится хорошо!

«Канікулы з прыгодамі» — продолжение космической одиссеи, только на этот раз события произойдут на Земле теплым солнечным летом. В книге есть «история с необычным сном», есть детектив, веселые приключения, загадочные происшествия, первые симпатии... ну и одно космическое путешествие для разнообразия. Каждый читатель найдет свою самую любимую тему для приятных снов.

А вообще, все мои сказки можно читать деткам на ночь, потому что после них будут сниться только приятные сказочные сны.

— Что в свои сказки вы выбираете из опыта собственной семьи, а что — из собственной педагогической практики? Что преобладает?

— Преобладает фантазия, которая обрабатывает увиденное в обычной жизни. Из семьи в мои сказки перешло много чего. Прототипом мальчика Стасика из моих сказок стал мой сын Станислав. Когда он был еще маленьким, как-то раз мы с ним сами взялись делать ему новую подушку. Он выбрал синюю наволочку, наполнитель — белые комочки файбертека. Так появилась синяя подушка, в ней поселился комочек Пухлик, который знает сто миллионов сказок и рассказывает их Стасику перед сном. И космическую одиссею Стасик успешно совершил! Прямо из своей комнаты, в которой мы поклеили обои в звездочки (тот самый микрокосмос), а странствовал он вместе с изображенным на них мальчиком, которого мы назвали Звездочетом. Дальше сказки пришли сами. Оставалось только записать.

Педагогическая практика также дает возможности встречать прототипов новых героев, «одалживать» у школьников для персонажей интересные черты характеров, привычки, внешность, отражать в произведениях ситуации. Например, в книге «Таямніца незвычайнай школы» много имен реальных детей, кого-то можно узнать по описанию, чей-то характер «читается» у персонажа.

— Чему все-таки учат ваши собственные сказки?

— Быть добрыми, ответственными, искренними и отзывчивыми, уметь ценить то, что имеешь, любить и ценить свое родное, прощать обиды, радоваться за других, искать выход из сложных ситуаций, верить в лучшее, беречь дружбу, быть веселыми, ценить чувство юмора... Учат жизни, ведь сказка — ее мини-модель.

— Чем отличаются сказки, которые слышали, читали наши бабушки, дедушки, от тех произведений, которые сейчас приходят к нашим детям, внукам? Можно ли говорить об эволюции сказки как жанра в последние десятилетия или, например, в течение последней половины века?

— Хорошая сказка — вечная ценность, которая останется настоящим сокровищем и через тысячелетия. Имена сказочников, которые жили и писали чудесные истории сто, двести, триста и даже больше лет назад, знают все. Их сказки дошли до нас и остаются любимыми, они и сейчас печатаются в книгах, по ним очередные разы переснимают кино и создают мультфильмы.

Но мир стремительно меняется, технологии быстро развиваются, это влияет на нашу жизнь во всех сферах. Почему бы современным сказкам, ну хотя бы для разнообразия, не соответствовать новым и даже будущим технологиям? В качестве примера из собственного творчества приведу сказку «Знаёмцеся — #Падабай.к@!» Это своеобразная книга-гаджет, что не требует зарядки, не расходует трафик, не портит зрение, не глючит, а еще дает полезную информацию, ведет в мир фантазии, расширяет словарный запас и дарит возможность знакомиться во всемирной сети с новыми друзьями... главный герой — виртуальный мальчик Падабайка, тот самый, который в соцсетях самое примечательное отмечает символом «лайк», «нравится». Детям интересны истории о нем. И пока читают —отдыхают от экранов смартфонов. Также полезно!

Ну или о будущих технологиях. «Палёт на Вухуцію» — это книга-телепорт! Секреты открывать не буду, так как словами не расскажешь. Возьмите книгу, нажмите кнопку и телепортируйтесь вместе с героями!

Сегодняшние дети отличаются от предыдущих поколений, наряду с этим появляются новые форматы и темы сказок. Но они по-прежнему строятся на основных постулатах, рассказывают о вечных ценностях.

— Следите ли вы за развитием детской литературы в мире, других странах?

— К сожалению, не так, как хотелось бы. Стараюсь заметить самые яркие и популярные книги и находить время на знакомство с ними. Раньше, когда в нашей семье был юный читатель, больше успевала, потому что ему книги приносила, вместе читали. Сейчас сыну шестнадцать, с детской литературы переключился на взрослую. Например, Кинга читает. Ну и все мои сказки, еще в рукописях.

— Белорусская детская литература... Как она выглядит в содружестве других европейских детских литератур?

— Достойно. У нас много интересных книг, отличительных авторов, наша детская литература в расцвете. Я люблю родное, белорусское. А еще очень хочется, чтобы чаще переводили наших писателей, чтобы с белорусскими сказками познакомились читатели других стран. У нас есть что представлять.

— Чего сегодня не хватает белорусской детской литературе?

— Хотелось бы более хорошей рекламы, основательной раскрутки. Именно на детскую литературу нужно использовать максимум ресурсов, делать серьезные вложения. Это важные инвестиции в будущее нации. Любовь и интерес к книге и чтению закладывается в детстве и остается на всю жизнь. Фундамент читательской самостоятельности, заложенный в младенчестве, будет держать отношения с книгой на протяжении жизни человека. Станет книга хорошим другом — постоянное ее присутствие будет необходимо человеку. Читателей нужно растить с коляски. Еще хочется, чтобы белорусы читали отечественное, выбирали книги на родном языке, открывали для себя в белорусской литературе имена современных творцов.

Ну и никогда не будет многовато новых чудесных книг и интересных авторов.

Создать бы отдельную индустрию детской книги, которая будет выпускать и проводить издания в жизнь, обеспечив книге всевозможную поддержку.

— А нужны ли взрослым сказки? Какую бы сказку вы адресовали именно взрослому читателю?

— Сказки нужны всем. Это же ценность, свет, подсказка в жизненных ситуациях. Полагаю, каждый взрослый может назвать свою любимую сказку. А если предложить что-то из моего творчества, то назову книгу-квест «Ключ ад Вялікай Каштоўнасці» и сказочно-романтическую повесть «Зорка нябесная. Зорка зямная».

— Выступают ли пропагандистами сказки наши детские массмедиа? Чего им, детским журналам и газетам, в этом плане как раз недостает, не хватает?

— Выступают, насколько позволяют их возможности. Наши детские газеты и журналы предлагают детям сказки, делают анонсы и обзоры книжных новинок, представляют творческие площадки для юных литераторов, устраивают конкурсы... но всегда мечтается о большем. Пропаганды сказки только от печатных изданий мало. Хочется чаще видеть рекламу на телевидении. Было бы чудесно по книгам создавать мультфильмы, снимать сказки, использовать сюжеты и интересных персонажей в «Калыханке». Почему бы моим Ухутику и Падабайке не зайти к Топе и Яночке? Было бы интересно!

Ну и хотелось бы видеть рекламу детских книг на телевидении, любоваться баннерами с книгами на улицах, читать о новых изданиях на ярких листовках в вагонах метро. Буктрейлеры к детским книгам запускать на всевозможных экранах, в интернете, перед просмотром детского сеанса в кино. А еще персонажам белорусских сказок хорошо бы появиться на детской одежде, рюкзаках, пеналах…

Нет предела для креатива и совершенствования. Работа с книгой от создания к ней самостоятельной счастливой жизни непростая, но чрезвычайно интересная. Я занимаюсь этим делом с большим удовольствием. И могу назвать любимую деятельность важной частью не только своего творчества, но и жизни.

Беседовал Константин ЛЕШНИЦА

Выбор редакции

Калейдоскоп

Восточный гороскоп на следующую неделю

Восточный гороскоп на следующую неделю

На этой неделе Тельцы будут просто незаменимы везде, где их знают.