Вы здесь

Почему детей иногда возвращают из приемных семей и куда попадают несовершеннолетние, когда закрываются интернаты?


Что происходит с детьми, которые стали сиротами или были отобраны у родных родителей? Почему малышей иногда возвращают из приемных семей? Куда попадают несовершеннолетние, когда закрываются интернаты? Чем патронат отличается от опекунства? На эти и другие вопросы ответили специалисты.


От родителей — к родственникам

Фото ya-roditel.ru

В прошлом году в стране мамы и папы 1200 детей были лишены родительских прав. В столице без попечения родителей остались 223 ребенка. 83 % детей устроены в семью.

Законодательно в Беларуси закреплены различные формы семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Прежде всего, им предоставляется возможность попасть в семьи родственников — опекунскую семью бабушек, дедушек, близких друзей и знакомых, свидетельствует Елена СИМАКОВА, главный специалист Главного управления воспитательной работы и молодежной политики Министерства образования:

— Еще при подготовке этапа, когда малышей заберут из семьи, ведется работа по их дальнейшему семейному устройству — подбираются кандидаты, которые смогут временно заменить родных родителей, пока те решают для себя, смогут ли исправиться. Опека традиционно становится замещением родной семьи для детей. И акцент здесь делается на том, что это временное убежище для малышей, кроме случаев, когда родители детей умирают или признаются отсутствующими без вести. Когда ребенок получил статус и устроен в семью, начинается работа по ее сопровождению, ведь малышам достаточно сложно адаптироваться к новым условиям.

Ежегодно уменьшается количество детей, живущих в интернатных учреждениях, так же как и цифра детских домов и школ-интернатов. В 2010-м в стране было, например, 25 350 детишек, находившихся на различных формах государственного содержания, сегодня таких 19 434.

— В деятельности органов опеки и попечительства, которыми традиционно были отделы управления по образованию, происходят определенные изменения. Подготовлен и внесен в правительство, например, проект постановления Совмина о том, что часть функций орган опеки и попечительства передает СПЦ — как учреждениям, функционирующим специально для того, чтобы оказывать помощь семьям и детям в регионах, — поделилась специалист.

В Беларуси еще остались 12 детских домов и две школы-интерната, шесть детских деревень, три из которых государственные и три частные. При 142 социально-педагогических центрах функционирует 101 убежище. Работают и учреждения для тех, кому нужно гораздо больше внимания. Это 19 вспомогательных школ-интернатов для детей с особенностями психофизического развития и 18 специальных общеобразовательных школ-интернатов, где учатся малыши с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, тяжелыми нарушениями речи.

Семья профессиональная и временная

Если малыша невозможно устроить в опекунскую семью, ему подбирают профессиональную заместительную: приемных родителей или детский дом семейного типа. На селе таким образом сформирована целая сеть, соответствующая потребностям регионов. Это приводит к тому, что детских социальных приютов (фактически, мини-интернатов) становится все меньше.

— В заместительные семьи отправляются дети, отобранные от родителей временно, или они нуждаются в том, чтобы побыть за пределами семьи, потому что единственный родитель, например, лежит в больнице, — пояснила Елена Симакова.

Кстати, в городах с устройством малышей на воспитание пока существуют определенные проблемы, и очень приветствуется приход новых приемных родителей, которых сегодня не хватает. Устройство в такие семьи требует подготовки и ребенка, и кандидатов в приемные родители.

— Независимо от того, сколько люди уже работают в системе образования, им постоянно нужна поддержка и повышение квалификации. Последнее у нас поставлено на профессиональный уровень, — подчеркнула представитель министерства. — Родители могут получить ответы на свои вопросы не только в своем регионе и стране вообще, но и через тематические группы в социальных сетях. В общем воспитание малыша не в родной семье — целый процесс, имеющий своим лучшим завершением возвращение ребенка в родную семью. На это и нацелены опекуны и приемные родители.

В прошлом году по меньшей мере 155 детей вернулись к родителям, которые через суд доказали право на воспитание собственных малышей.

Случается, что кандидатам в приемные родители приходится отказывать, даже если они прошли обучение и диагностику.

— Если видно, что у них есть еще свои нерешенные проблемы, если они не разобрались, что происходит в их собственных семьях, с такими кандидатами мы прощаемся, — заметила Елена Симакова. — Случается, что у людей есть негативный опыт воспитания собственных родных детей. А некоторые пришли случайно, поддавшись эмоциональному порыву, а после поняли, что эта работа не для них. Иногда мы прощаемся с теми, кто уже работает с нами, потому что закрываются учреждения.

Патронат и отмена

Узнать, что такое семья, могут и дети, живущие в интернатах. Такая система сегодня развивается не только в детских домах и школах-интернатах, но и в учреждениях профессионального образования, например в ПТУ. В таком возрасте подросткам также требуется взрослая поддержка.

Интернат — далеко не самая важная форма воспитания детей, поэтому органы опеки выступают за «создание барьера на входе», чтобы дети даже временно не попадали в интернат, а сразу устраивались в семьи. В Беларуси из 19 434 сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, 13 899 воспитываются в замещающих семьях. Часть несовершеннолетних, которые уже учатся в ПТУ и переведены на гособеспечение, посещают патронатные семьи.

В прошлом году из 2098 детей, оставшихся без попечения родителей, в интернаты попало около 11 %. К сожалению, есть и другая статистика — в прошлом году из семей вернули 20 малышей. Это зависит не только от родителей-воспитателей, но происходит и по объективным причинам, когда воспитатель, например, заболел и не может выполнять свои обязанности.

Количество отмены усыновлений в стране не более 1-2 % от массива усыновленных. Причины разные, и каждый случай анализируется.

— Некоторые семьи хранят тайну усыновления, а когда подросток подрастает, он узнает от близких или родственников, что его усыновили, начинается конфликт с родителями, и они не выдерживают, — объясняет директор Национального центра усыновления Министерства образования Беларуси Ольга ГЛИНСКАЯ. — Случается и так, что один из усыновителей умирает, а другой не может один справиться с воспитанием.

Домой — через центр усыновления

Национальный центр усыновления Беларуси работает уже 23 года. В 2003-м он был назначен центральным органом по выполнению положений Гаагской конвенции о международном усыновлении.

— Основная задача нашей деятельности — семейное устройство ребенка, вопросы международного и национального усыновления, установления международной опеки и попечительства, трансграничная охрана детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, — обозначила направления деятельности Ольга Глинская. - Для реализации этих задач в центре создан и постоянно актуализируется Республиканский банк данных об усыновлении детей.

Еще десять лет назад в базе центра было более 9,5 тысячи детей, которые жили в интернатных учреждениях. Сейчас таких осталось 1600. В центре не делают разницы между обычными малышами и детьми, имеющими определенные особенности. В прошлом году, например, 17 таких деток передали в приемные семьи.

С 2013 года Центр издает свою газету «Домой», которая обеспечивает профессиональное сопровождение и поддержку заместительных родителей и специалистов в сфере семейного устройства и воспитания детей.

Специалисты центра осуществляют психолого-педагогическую диагностику, подготовку кандидатов в усыновители и сопровождение их после усыновления. В программе подготовки к усыновлению сегодня участвуют неврологи, юристы, психиатры, а кандидаты могут посетить общежития или дома ребенка, чтобы оценить свои возможности и ресурсы, прежде чем принять к себе ребенка.

— Кандидатам в усыновители, успешно прошедшим подготовку, выдается удостоверение, которое разработано специалистами центра и печатается при содействии организации «ЮниХелп», — добавила Ольга Глинская.

В центре реализуется также ряд проектов, направленных на оказание многосторонней помощи семьям, принявшим к себе сироту. Проект «семейная гармония», например, уникален тем, что специалисты центра консультируют и помогают по месту жительства, где семья и ребенок чувствуют себя в привычной и спокойной обстановке. Работают также и с подростками, помогая им в переходный период. В центре есть и специальная школа для пап. В каждом регионе страны — клубы поддержки семей усыновителей на разных этапах их жизни. Сотрудники центра проводят онлайн-семинары для специалистов СПЦ и управлений отделов образования, консультируют семьи.

Организовали также электронную постановку на учет кандидатов в усыновители.

— Большинство из них хочет маленьких деток, желательно девочку до трех лет, — добавила директор центра. — Однако в базе сейчас только 31 ребенок до года. Разница же между усыновителем и ребенком не может быть больше 45 лет.

Ирина СИДОРОК

Выбор редакции

Политика

Второй день ВНС: все подробности здесь

Второй день ВНС: все подробности здесь

В повестке дня — утверждение концепции нацбезопасности и военной доктрины.