Вы здесь

Фотография с историей. Помним и гордимся


Этих фотографий в нашей семье осталось всего несколько, и они бережно хранятся. На одном из них мои бабушка и дедушка — Цвирко Антон Лаврентьевич и Мария Ксенофонтовна со своим сыном в том далеком 1933 году. Жили они в деревне Пуково (ныне Комсомольская) Копыльского района Минской области. Молодые, энергичные, полные сил и надежд. Тогда они еще не знали, через какие испытания придется пройти.


До войны дедушка был одним из организаторов колхозов в своем районе. 15 февраля 1933 года в Москве начал свою работу Всесоюзный съезд колхозников-ударников. Среди 44 представителей от Беларуси в нем принимал участие и мой дедушка  Антон Лаврентьевич Цвирко. В своем выступлении накануне отъезда в столицу он говорил: «Подохните с голоду!» — смеялись с нас кулаки и падкулачниками. Но вышло совсем иначе. В 1931 году в наш колхоз вступило 117 хозяйств ... » Из Москвы дедушка приехал в свой родной колхоз «Боевик» полный сил и энергии. Делился со своими родными и земляками впечатлениями о Москве.

Не скажешь, что жизнь была легкое. Но была надежда на что-то лучшее. Война прервала все. Дедушка добровольцем ушел на фронт, хотя и имел «бронь» по болезни. Но он, коммунист, не мог иначе. Бабушка осталась одна с тремя детьми. То, что ей пришлось вынести, трудно было слушать без слез на глазах.

Летним утром 1941 года деревню окружили каратели. Немецкие солдаты зашли в дом бабушки. Но это были просто солдаты, на руках у них не было списков с фамилиями тех, кого нужно уничтожить. Они угощали детей конфетами, обливались водой около колодца. Кажется, ничего страшного не происходило, но бабушка почувствовала опасность. Она шепнула старшему сыну, чтобы с сестрами убегал из дома. После незаметно вышла и сама. Скрылись в борозде. И тут появились эсэсовцы, дом запылал. Семья коммуниста должна была быть уничтожена. Бабушке вместе с детьми удалось отползти в старое русло. В нескольких шагах от них прошел полицай, но не заметил. В тот ужасный день немногим удалось спастись. Уничтожены были семьи коммунистов, евреев, деревенских активистов.

Потом жили в партизанском семейном лагере до окончания войны. Пришлось пережить и голод, и блокаду. Во время блокады при переправе через реку бабушка привязывала к себе веревочкой младшую дочь, мою маму, чтобы не потерять ребенка. Старший сын Леонид помогал разведчикам, за это был награжден медалью.

После освобождения Беларуси вернулись домой, на пепелище. Выкопали землянку. Но, несмотря на все, бабушка строила дом, учила детей. Она все верила, что ее Антон вернется. Но пришло сообщение, что он пропал без вести в 1944 году.

Я всегда буду гордиться своими родными, хочу, чтобы их жизнь стала для моих детей примером мужества, стойкости, непокорности судьбе. Буду стараться, чтобы огонек памяти в нашей семье никогда не погас, чтобы молодое поколение гордилась своими предками и передавала эти воспоминания своим детям.

Татьяна Шидловская, Узденский район, аг. Слобода

Выбор редакции

Политика

Второй день ВНС: все подробности здесь

Второй день ВНС: все подробности здесь

В повестке дня — утверждение концепции нацбезопасности и военной доктрины.