Вы здесь

В чем сила веток освященной вербы?


«Здравствуйте, уважаемые! Хочу спросить перед Вербным воскресеньем: какой смысл вкладывала в освященные веточки вербы народная традиция?»

Татьяна Ленгинович, Гродно.


В христианстве Вербное (Пальмовое) воскресенье имеет статус великого праздника, смысл которого заложен в евангельском событии въезде Христа в Иерусалим, когда обитатели города приветствовали его пальмовыми ветвями.

Вместо пальмовых веток славяне, в том числе и белорусы, используют в своих обрядах вербу. В народной культуре восточных и западных славян это дерево стало символом быстрого роста, жизни, которая набирает силу, плодородия, хорошего здоровья. К молодой иве относились как к полезному и священному дереву: ветки молодой ивы несли в храм, чтобы освятить, затем приносили домой и выполняли с ними ряд ритуальных действий, которые символизировали возрождение (или зарождение) нового жизненного цикла, нового здоровья и урожая.

Ветки вербы готовили заранее: их вырезали с кустов, росших вдоль рек и болот, приносили домой. Связывали в пучки по несколько штук и украшали цветочками из цветной бумаги или даже цветами, специально заготовленными и засушенными с лета, а также разноцветными лентами. В некоторых регионах в этот «букет» добавляли веточку можжевельника. Этнографами были зафиксированы сведения, что еще в начале XIX в. в Гродненской губернии в церковь для освящения привозили даже большую иву вместе с корнями. После окончания богослужения ее ветки ломали и разносили по домам.

Тот, кто приносил домой освященные ветки, слегка стегал ими всех домочадцев, прежде всего детей, и приговаривал:

Не я б'ю, вярба б'е,

За тыдзень — Вялікдзень,

Будзь здароў, як вада,

А расці, як вярба!

Будзь здароў на ўвесь год!

Старые люди считали самым большим грехом находиться в доме в то время, когда в церквях освящают веточки вербы. Поэтому тех, кто по разным причинам (а чаще всего по болезни) не мог быть в этот момент в храме, нахлестывали еще сильнее, чтобы прогнать сон, немощи, поспособствовать удаче и благополучию в следующем году.

Наши предки верили, что освященная верба помогает предостеречь и домашний скот от «сглаза» и болезней. Практически все живое на подворье должно было быть «бито»: коровы, лошадь, вол, козы, а также колоды с пчелами. Потом хозяин шел в сад и также трижды хлестал там каждое плодоносное дерево, то же самое происходило в огороде и на поле (с поля ветки не неслись домой, а втыкались в землю на месте).

После того как соблюдались все необходимые охранно-магические действия, часть освященных веток прятали за божницу —  в почетный угол, часть втыкали в стены или под крышу всех построек. Там они будут храниться в течение года до следующего Вербного воскресенья. Ветки вербы считали одним из самых надежных средств, чтобы уберечь дом от пожара, удара молнии, наводнения, а ее обитателей от злых людей и «дурных» глаз.

Ветки хранили до следующего Вербного воскресенья. И после того как освящали новые, старые назавтра сжигали в печи (во многих местах ветки сжигали в предпраздничную субботу). Причем пепел обязательно собирали и рассыпали по грядкам (там, где не ступает нога коровы или лошади). Из уст в уста передавали слух о том, что на тех грядках, где был рассыпан пепел от освященных вербочек, при любых условиях и погоде всегда будут расти хорошие огурцы.

Оксана КОТОВИЧ

Янка КРУК

Присылайте свои вопросы о корнях и приспособленности к современной жизни календарных и семейно-бытовых народных традиций и обрядов на почтовый или электронный адрес редакции  с пометкой  «Пра радзіннае».

Выбор редакции

Политика

Второй день ВНС: все подробности здесь

Второй день ВНС: все подробности здесь

В повестке дня — утверждение концепции нацбезопасности и военной доктрины.