Вы здесь

Как увеличивать прибыль от транспортировки грузов?


Первые логистические центры стали появляться в нашей стране лет десять назад. Тогда это было не только модно, но и перспективно. Их развитие кажется очевидным, ведь Беларусь — транзитное государство. Но сегодня можно услышать совершенно разнополярную критику в их адрес: одни говорят, что центров мало, другие — что их много, но они не соответствуют нужным форматам. Как обстоят дела на самом деле, мы разбирались вместе с исполнительным директором Международного общественного объединения логистики и управления цепями поставок «Абилог», доцентом кафедры логистики и ценовой политики Белорусского государственного экономического университета, кандидатом экономических наук Богданом ФРИЩИНЫМ.


От моря до Смолевич

Одно из главных богатств нашей страны — геополитическое положение. Да, у Беларуси нет выхода к морю, но это не значит, что мы его не используем через порты наших соседей. Крайне важны коридоры Север — Юг, Восток — Запад. Перевозка по морю самая дешевая, поэтому Балтика — это перспективный путь для товаров из Азии в Европу. Соответственно, необходимо место, где их можно будет обработать и отправить в пункт назначения. И здесь Беларусь, как партнер Китая, член ЕАЭС и страна, выстраивающая диалог с Европейским союзом, имеет определенные геополитические преимущества.

У нас есть возможность создавать по-настоящему крупные логистические центры, одним из которых по задумке станет «Великий камень» (площадью 100 га) в Смолевичском районе. С одной стороны он создаст конкуренцию, что заставит других игроков на рынке подтягиваться до его уровня. С другой — велика вероятность, что это будет для них большой проблемой и им придется находить пути, чтобы выжить в этой борьбе. Отличительная особенность логистического парка «Великий камень» — производственная и маркетинговая доработка продукции. Плюс к этому он уже предварительно обеспечен необходимым объемом переработки китайских товаров.

На территории Беларуси имеются склады класса А, В, С и Д. Категории А и В предусматривают автоматизированную или полуавтоматизированную систему хранения грузов. Она дает возможность через специальную компьютерную программу отслеживать загруженность и контролировать заполняемость склада.

В логистических центрах должен предоставляться ряд других услуг: как минимум таможенное оформление, перевозка, упаковка грузов. В более крупных имеются маркетинговое сопровождение, мультимодальные перевозки, комнаты переговоров, гостиница, банк, почта, ресторан. Все это необходимо для более качественного сервиса, чтобы бизнесмены, к примеру, могли на месте провести встречу или обсудить вопросы как в официальной, так и в более неформальной обстановке. Это важный элемент коммерческой деятельности. В ряде европейских стран перевозка грузов осуществляется через экспедиторские компании. Дочерние фирмы предоставляют различные дополнительные услуги, что значительно сокращает потери как времени, так и средств при перевозке грузов.

Недостатком существующих белорусских логистических центров является их ограниченность по площади, что мешает использовать эффект масштаба. Оптимальные логистические центры должны быть по размеру 10—15 га, чтобы минимизировать затраты. Если исходить из этого, для Республики Беларусь целесообразно было бы иметь несколько логистических центров с развитой системой услуг, что привело бы к росту конкурентоспособности, сокращению издержек, оптимизации цены. На сегодня цена в некоторых центрах составляет порядка 8—10 евро за квадратный метр, в то время как в Литве — 4,5—5 евро, в Польше — 2 евро.

Взгляд на союз

Если рассматривать опыт стран — участниц союза, то следует отметить, что в Казахстане созданы не только центры, но и хаб (более крупная единица, объединяющая ряд логистических центров). Республика давно сотрудничает с Китаем. На ее территории создана мощная перевалочная система, что значительно увеличивает доходы за счет обработки и перевозки грузов.

В России значительно раньше началось строительство логистических центров, чем в Беларуси. Прежде всего, ряд центров создан вокруг Москвы. Один из крупных построен в направлении Москва — Минск — Брест под Смоленском. На территории Беларуси планировалось еще в начале 2000 года построить под Оршей логистический центр «Болбасово». Там возможно авиасообщение, проходят железная дорога и транспортная магистраль. Данный проект планируется осуществить совместно с иностранными инвесторами. Вся территория будущего логистического парка занимает порядка 25 га, из них под склады отдают 5 га. Однако, по мнению Богдана Фрищина, данный проект проблемный для московско-европейского направления, поскольку границы с Россией нет и грузоперевозчикам выгодно пользоваться логистическим центром под Смоленском. Вместе с тем он может быть значимым для товарного потока в направлении Китай — Европа. Но здесь важна договоренность по обеспечению логистического центра китайскими грузами в начальный период деятельности.

Главными недостатками ЕАЭС в сфере перевозки грузов остаются несогласованность законодательств и наличие определенных барьеров при перевозке грузов в третьи страны или из них.

Куда дальше?

Если говорить о тенденциях, то можно отметить значительный рост контейнерных перевозок. Это одна из основ создания экономического пояса Шелкового пути. В целом перевалка грузов, которая будет идти из Китая на Беларусь и дальше в Европу, потенциально увеличит основные проблемы: складирование, переработку и транспортировку грузов. Требуется проработка данного вопроса.

Преимуществом пользуются мультимодальные центры, у которых есть несколько видов подъездных путей, например автомобильный и железнодорожный. Таких в республике только восемь. В принципе, если такие логистические центры, как, к примеру, «Озерцо», «Глобус парк», увеличат свою площадь, то они смогут повысить свою конкурентоспособность, ряд других на сегодня не соответствует европейским стандартам.

Возможно, взаимные санкции между Россией и Евросоюзом — это шанс для Беларуси подготовиться к увеличению товаропотока. При снятии санкций значительно вырастет грузопоток и появится необходимость в их качественном обслуживании. Несмотря на курс на импортозамещение, одна из глобальных тенденций мирового развития — специализация регионов, что, в свою очередь, ведет к развитию грузоперевозок. Для этого сегодня существуют и технические возможности, и относительная дешевизна транспорта.

В этих условиях в Республике Беларусь могут появиться условия для формирования хаба, качественного обслуживания товаропотоков по направлению Восток — Запад. В таком случае значительная часть доходов нашей страны будет формироваться за счет перевозки и обработки грузопотоков. Интегративная система логистических глобальных процессов вызовет спрос на специалистов в сфере логистики и рост зарплат.

Надежда АНИСОВИЧ

аnіsоvісh@zvіаzdа.bу

Фото Надежды БУЖАН

Название в газете: Центр притяжения

Выбор редакции

Политика

Второй день ВНС: все подробности здесь

Второй день ВНС: все подробности здесь

В повестке дня — утверждение концепции нацбезопасности и военной доктрины.