Вы здесь

Где может находиться прах Франциска Скорины?


Несколько подсказок-ориентиров для поисков.

В исследованиях жизни и наследия первопечатника — Франциска Скорины — много загадок и тайн. Да, мы пока не знаем, где умер и где находится прах, где покоится этот просветитель, неутомимый труженик, сторонник сближения и взаимопонимания всех народов и конфессий, особенно христианских.


Исследования начинаются

И очень хорошо, что за благородное дело по поиску праха Франциска Скорины в Чехии и переноса его на Родину, в костел Святых Симеона и Елены, взялись священники этого храма во главе с ксендзом-настоятелем, кандидатом исторических наук Владиславом Завальнюком. Поэтому, чтобы облегчить их поиски, старания других скориноведов, поделюсь результатами своей работы в течение последнего времени — как с устными и печатными, так и с виртуальными источниками.

Прежде всего, мое внимание привлек город Чески-Крумлов, где при замке работал так называемым садовником, а по сути как просветитель, ботаник-врач, старший сын нашего первопечатника Симеон.

Однако здесь на время надо вернуться к виленскому периода жизни и издательской деятельности Франциска Скорины, поскольку у читателя могут возникнуть вопросы: откуда же у Скорины в Чехии взялись два сына, один из которых там — доподлинно, а второй — возможно, занимались тем же, что и отец, — ботанико-садоводческо-врачебной деятельностью, которая может стать при поисках надежным ориентиром. И почему наш знаменитый соотечественник вынужден был покинуть родственный и близкий к Полоцку Вильнюс, чтобы вернуться в более отдаленную и чужую Прагу? Для этого нужно хотя бегло остановиться на событиях прежних, 1520-х годов жизни и деятельности Скорины. Издав в Праге не менее 22 книг переводов из Библии, он для связи со своим реальным, преимущественно православным читателем поехал продолжать священную деятельность в Вильнюс, столицу общего и для предков белорусов, почти что самостоятельного Великого Княжества Литовского. Провел там более десяти лет. В 1522 году издал востребованную, почти общехристианскую "Малую подорожную книжицу". А в 1525 году — "Апостол". И все!

Однако мы знаем, что Скорина был очень трудолюбивым, не мог сидеть сложив руки. Знаем также, что во второй половине 1520-х годов он помогал виленскому епископу Иоанну, сыну тогдашнего короля первой Речи Посполитой. Полагаю, что именно по заданию бискупа наш первопечатник выполнял ответственную и почетную работу — составление первого Статута Великого Княжества Литовского. По традиции считается, что эта по сути первая в Европе конституция создавалась в основном Альбрехтом Гаштольдом, с 1522 года одновременно канцлером ВКЛ и вильнюсским воеводой, владельцем Гераненов, Островца и еще десятка других имений. Но всестороннее изучение этой магнатской фигуры моего земляка убедила меня, что он мог только организовывать написание. Единственной же фигурой в ВКЛ, которая могла соединить в Уставе "право божеское» и «право человеческое", являлся тогда как раз секретарь епископа Яна Франциск Скорина! Только он из граждан ВКЛ успешно, за два года ранее окончил Ягелонский университет в Кракове и блестяще стал доктором Падуанского университета в Италии.

Летом авторы Устава, видимо, под заинтересованным покровительством епископа Иоанна и его отца, королевской милости самого Сигизмунда Старого, мужа королевы-реформаторши Боны Сфорцы, а может и ее самой, "ренесансницы", направлялись на восток за "королевскими гостинцами", подкреплялись по дороге в специально открытой с их разрешения таверне в Кассино Великой и ехали дальше, в Островец, ближайшее имение Гоштольдов. Видимо, Скорина должен был и издать в Вильнюсе первый печатный Устав, иначе для чего же он похищал в Королевцах печатника-еврея и потом терпел за это гонения прусского герцога?! Но как оно было с этим дальше, я пока что не знаю. Во всяком случае после первого Устава вышли в обновленных изданиях в течение того же века второй и третий!

Одновременно с государственно-общественными Скорина выполнял и семейные обязанности, воспитывал двух сыновей от своей первой и единственной жены Маргариты, вдовы его виленского денежного благодетеля Григория Адверника, который умер как раз в 1525 году, когда появилась вторая из виленских книжек. Через год, выдержав траур, Маргарита (возраст ее пока неизвестен) вышла замуж за Франциска, но вскоре и сама умерла.

Церковь Святого Витта в городе Чески-Крумлов.

Сыновья — родные ли?

Наконец в 1534 году, пережив преследование прусского герцога Альбрехта, претензии на наследство (замок) своей жены в Вильнюсе и, скорее всего, неверное заключение в познаньскую тюрьму за долги своего старшего брата Ивана, Франциск Скорина увез обоих сыновей с собой в Прагу, и вскоре они уже там помогали отцу в "садоводстве", вместе и по отдельности. Но у меня еще возникает вопрос: его ли это были сыновья? Не могла их Маргарита родить за какие-то три года, когда тот был преимущественно в отъезде? Скорее всего, подумалось, проявляя христианское милосердие, Франциск усыновил их, довольно взрослых, и обучал знакомому для себя (вспомним его экзамены в Падуе), нужному человечеству и природе делу — медицине, тогда преимущественно природоведению.

А теперь переходим к самой важной части: где Скорина умер и был похоронен? Одни утверждают, что, безусловно в Праге, другие — что его король Чехии Фердинанд вывез как опытного специалиста и верного слугу с собой в Австрию, третьи... Меня же наиболее убеждают сопоставленные факты, приведенные в статье опытного скориноведа Вячеслава Чемерицкого и помещенные в многотомном энциклопедическом справочнике "Белорусские писатели".

Процитируем оттуда самый важный для нас немного сокращенный абзац. В 1535 году Скорина вернулся (наверняка с двумя сыновьями, Симеоном и Франциском) "в Прагу, где устроился ученым садовником в королевском ботаническом саду, который тогда закладывался. В саду чешского короля Фердинанда И Ф. Скорина проработал до лета 1539-го. Где он жил и чем занимался после этого, мы не знаем. В Чехии (возможно, в Южной) белорусский гуманист нашел свой вечный упокой. К сожалению, нам неизвестны ни точное время, ни место захоронения. Наиболее вероятно, что умер он в 1551 году, так как в начале следующего года чешский король выдал сыну Скорины Симеону специальную грамоту (от 29 января) на право разыскивать по всей стране и наследовать имущество своего отца, уже покойного. В 1552-м дело о какой-то части имущества рассматривалось и в Вильнюсе, о чем свидетельствуют два недавно обнаруженных судебных декрета (от 17 августа и 15 декабря) короля Сигизмунда Августа. Симеон Скорина в 1570-е гг. жил в Южной Чехии и также занимался врачеванием и садоводством (конечно же, при замке. — Авт.). Второй сын первопечатника Франтишек погиб в 1541-м в Праге во время пожара. Потомки Симеона Скорины жили в Чехии и Словакии".

Направляемся в Чески-Крумлов

От себя добавлю, что один из далеких, но осознающий родство наследник, Ежи Скорина, жил в столице Мексики, занимался там также книгопечатанием, активно переписывался со мной. В одном из писем я спросил его: Франциск Скорина действительно перед смертью жил в Южной Чехии, у старшего сына? Он ответил мне, что это был Чески-Крумлов, центр якобы независимого герцогства. Им управляли сначала чехи, а потом, по-соседски с Моравией, австрийцы или саксонцы...

И вот теперь, когда такая информация очень пригодилась для поисков праха нашего первопечатника, я два дня, благодаря интернет-источникам "путешествовал" по Чески-Крумлову. И оказалось, что реальные поиски по этому южноморавскому городу, а также поиски в архивах соседних деканатов могут быть очень перспективными.

Судите сами. в Чески-Крумлове — всего два костела. Один, окруженный стенами монастыря, отпадает как "ведомственный", закрыт. Второй — во имя Святого Вита, приходской, готический по стилю, стоит на берегу-полуострове Влтавы и как раз вблизи замка, освященного еще задолго до прибытия обоих Скоринов: приходским он стал в 1329-м, центром Довдлебского деканата в 1374-м, а после перестройки еще раз освящен в 1439 году. Скоринов, как важных особ, могли похоронить, притом с надлежащими надгробиями, только там, а факт захоронения — сообщить в деканат, название которого менялось.

Однако дальнейшая история придворного и приходского костела имени Святого Вита развивалась, как свидетельствуют источники, извилисто. В 1583 году он стал местом захоронения представителей Рожмбергского дома, в 1591 году был административно передан ордену иезуитов, который, конечно же, восточных славян не очень ценил. Притом в пресвитерии от надгробий, расположенных даже в центре церковного зала, стало тесно. Поэтому новая владелица замка, Мария Эрнестина фон Эгенберг, в 1717 году приказала их вынести (но куда, на какие кладбища?). Был составлен список надгробий, который, как свидетельствуют источники, единственный сохранился. Поэтому может послужить координатами в поисках праха нашего первопечатника. Однако оказывается, план графини не был тогда осуществлен: она умерла в 1719 году. Даже в 1750 году надгробные таблички из красного мрамора все еще висели на стенах при входе в "капеллу" Яна Непомуцкого. Может, висят там и сейчас?

Нет, без поискового визита в костел Святого Вита и архивы окружающих деканатов здесь явно не обойтись.

Ну так за работу: духовную, интеллектуальную, поисковую! Документов о Скорине, первого нашего книгоиздателя и тем самым главного нашего юбиляра этом году, в Чехии должно быть много и в разных хранилищах.

Профессор Адам МАЛЬДИС

Выбор редакции

Политика

Второй день ВНС: все подробности здесь

Второй день ВНС: все подробности здесь

В повестке дня — утверждение концепции нацбезопасности и военной доктрины.