Вы здесь

Сумеет ли Никарагуа использовать свой исторический шанс?


В Никарагуа состоялась инаугурация президента. Кстати, главу государства здесь выбрали еще 7 ноября прошлого года. К власти в самой большой по территории стране Центральной Америки пришел легендарный команданте Хосе Даниэль Ортега Сааведра. Точнее, политический долгожитель был переизбран на третий президентский срок, причем с большим отрывом от конкурентов (Ортегу поддержали 72,5 процента избирателей). Никарагуа пока остается в числе беднейших территорий макрорегиона. Однако это государство демонстрирует значительные темпы экономического развития, здесь, в отличие от ряда окружающих стран, обеспечивается надежный общественный порядок. К тому же началась реализация грандиозного инфраструктурного проекта, который соединит Тихий и Атлантический океаны. Получится ли у Никарагуа использовать свой исторический шанс?


От конкистадоров до авантюристов

Атлантическое побережье Никарагуа европейцы открыли в 1502 году во время четвертого путешествия Христофора Колумба. Завоеватель Франсиско Эрнандес де Кордоба (по фамилии которого, кстати, названа современная валюта страны) заложил здесь первые испанские поселения в 1523-м. С индейцами, населявшими юго-западные территории (перешеек между озером Никарагуа и Тихоокеанском побережьем), одним из ацтекских племен, конкистадоры заключили договор. По имени вождя (касика) того племени - никараа - была названа вся страна. Однако на северных территориях испанцам пришлось несколько лет воевать с другими индейскими племенами. В XVI веке испанские конкистадоры основали два города: Гранаду - на западном берегу озера Никарагуа, в конце водного пути из Атлантики, и Леон - вблизи тихоокеанского побережья. Значительная часть индейского населения была уничтожена или вымерла от завезенных испанцами заболеваний. Остальные начали смешиваться с испанскими поселенцами. В Никарагуа конкистадоры не нашли крупных месторождений золота и серебра, поэтому Гранада и Леон стали аграрными колониями Испании. С конца XVI века для работы на плантациях (где выращивались индиго, сахарный тростник и какао) начали завозить негров-рабов из Африки, но эта рабочая сила использовалась в Никарагуа в сравнительно небольшом количестве.

С 1570 по 1821 года Никарагуа - в составе испанского генерал-капитанства Гватемала. Территория была разделена между помещиками-латифундистами. Восточная часть страны - Берег москитов, с нездоровым климатом и дремучими лесами - испанцами не колонизировалась. Там обосновались английские пираты, которые "охотились" на испанские корабли. Закрепившись на восточном побережье, англичане с XVII века совершали рейды на запад Никарагуа по реке Сан-Хуан и нападали на испанские колонии. В тот период население Берега москитов увеличивалось в основном за счет негров, беженцев из английских колоний. Стремясь укрепить здесь свои позиции, англичане организовали выборы негритянского короля. В результате они сохраняли контроль над Берегом москитов вплоть до середины XIX века, когда были вынуждены уйти оттуда под давлением США, которые планировали тогда прокопать на территории Никарагуа канал, соединяющий Атлантический и Тихий океаны.

В 1821-м во время войны за независимость испанских колоний в Америке, территория Никарагуа входит в состав Мексиканской империи, чуть позже - Соединенных провинций Центральной Америки. В 1838-м страна получила независимость. Правда, независимое Никарагуа пережило длительный период нестабильности и насилия из-за соперничества между консерваторами, засевшими в Гранаде, и либералами, которые занимали Леон. С середины XIX века за преобладающее влияние в Никарагуа (в основном с целью построения на ее территории межокеанского канала) развернулась борьба между США и Великобританией.

Пожалуй, наибольший шок местные политики пережили, когда в 1855 году авантюрист из Теннесси Уолтер Уолкер завоевал Никарагуа со своей небольшой наемной армией. "Фаланга Бессмертных" количеством всего 58 человек сумела захватить страну, и Уолкер объявил себя президентом Никарагуа. Но соседние государства пошли на него войной, и авантюристы пришлось бежать из страны уже в 1857 году.

Консерваторы и либералы договорились, что Манагуа станет единственной нейтральной и постоянной столицей государства. Затем консерваторы захватили власть на тридцать лет, в течение которых преследовали либералов и всячески поощряли иностранные инвестиции. Либералы вернулись к власти в 1893 году в результате переворота и вскоре стали в оппозицию к Соединенным Штатам.

Наследие Сандино

Консерваторы вернули себе власть в 1910 году, когда США отказались признать нового либерального кандидата в президенты. Десант в составе всего сотни морских пехотинцев помог консерваторам удержать власть. Затем в страну прибыли еще войска Штатов и оставались в течение 1912-го, когда прошли проамериканские выборы, в результате которых у власти остался их ставленник - консерватор. В то время США воевали сразу в нескольких странах Центральной Америки и Карибского бассейна - эти конфликты за влияние в регионе получили общее название "Банановые войны". "Банановые войны" закончились Великой депрессией и избранием президентом США демократа Франклина Рузвельта, который кардинально изменил курс внешней политики, направив его в русло так называемой политики добрососедства. Когда американские войска были окончательно выведены из Никарагуа в 1925 году, там сразу вспыхнула гражданская война. Президент США Кельвин Кулидж столкнулся с тем, что многие политики не хотят возвращения в Никарагуа американских морских пехотинцев, поэтому была запущена идея "коммунистической угрозы". Кулидж послал Генри Симпсона в Никарагуа, чтобы тот попытался примирить воюющие стороны.

Один из либеральных лидеров, харизматичный генерал Аугусто Сезар Сандино, не пожелал сложить оружие до полного ухода американцев из страны и продолжал партизанскую войну-герилью. Шесть лет кровавого противостояния ничего не дали, зато военно-морские силы США впервые в военной истории сумели применить авиационные глубоководные бомбы. Когда американцы наконец оставили Никарагуа, Сандино прекратил боевые действия, но в итоге был схвачен Национальной гвардией - внутренней проамериканской организацией - во время переговоров о демобилизации армии своих поклонников, а затем и расстрелян. Через тридцать лет именем генерала был назван фронт национального освобождения страны

В 1936 г. к власти в Никарагуа пришел лидер Национальной гвардии, диктатор Сомоса Гарсия. Считается, что именно о нем в свое время Рузвельт сказал: "Может, он и сукин сын, но это наш сукин сын". Сомоса на несколько десятилетий установил в Никарагуа авторитарный режим, где правительственная гвардия стала привилегированной кастой, фактически организованной преступной группировкой национального масштаба и с государственным мандатом. Гвардия контролировала наркотрафик, была "крышей" организованной проституции, игорного бизнеса, торговли медикаментами. Сомоса дошел до вершины власти в 1937 году и вскоре стал самым богатым человеком в Центральной Америке. При этом диктатор и его сторонники управляли страной, опираясь на американскую военную и экономическую помощь. Так было вплоть до 1979 года - так называемой сандинистской революции, когда власть перешла в руки сандинистскому фронту национального освобождения (СФНВ) - леворадикальному движению, ориентированного на сотрудничество с СССР и Китаем.

В 1984-м состоялись всеобщие выборы, на которых победил Даниэль Ортега. Это человек действительно исторического масштаба, который еще с начала 1960-х играл большую роль в политической жизни своей страны. Ортега был впервые задержан за революционную деятельность в 1960-м, когда ему было всего 15 лет. Через два года будущий президент вступил в сандинистский фронт национального освобождения (СФНВ).

В 1990 году сандинисты не смогли удержать власть: Фронт получил только 41% голосов, а оппозиция - 55%. К власти пришли более умеренные во взглядах силы во главе с Виолеттой Чаморро (в 1978 она сменила своего убитого мужа в качестве центральной фигуры на либеральном фланге). Ортега оказался в оппозиции, вернуть власть ему удалось только через 16 лет - в 2006-м. 

"Дублер" за $ 50 млрд

Партия Ортеги изменила риторику с мировой социалистической революции на сохранение традиционных ценностей. Президенту Никарагуа удалось наладить конструктивные отношения с предпринимательским сектором и нормализовать отношения с католической церковью. Даниэль Ортега сумел значительно поправить экономическое положение страны (хотя Никарагуа и является по-прежнему одной из беднейших стран Центральной и Латинской Америки) и, что не менее важно, вывести образование на качественно новый уровень.

Одним из главных и крупнейших за всю историю страны проектов мирового масштаба, идею которого никарагуанцы балуют еще с XVIII века и который намерен реализовать Даниэль Ортега, является строительство Никарагуанского канала - потенциальной конкурентной альтернативы Панамскому каналу. "Большой трансконтинентальный канал Никарагуа", названный в просторечии никарагуанский каналом, имеет все шансы стать стройкой века. Начало его эксплуатации намечено на 2019-й, а полное завершение строительства - на 2029-й. По приблизительным подсчетам, за год "дублер" сможет пропускать около 5 тыс. судов - около 5% от мирового морского трафика. При этом основным инвестором выступает HKND-Grоuр, частная транснациональная компания со штаб-квартирой в Гонконге.

Даниэль Ортега заявил, что прокладка канала даст стране большое количество новых рабочих мест и будет способствовать улучшению экономического положения. Ожидается, что в реализации проекта общей стоимостью около 50 миллиардов долларов примут участие более 50 тысяч человек. Кроме самого канала, планируется построить несколько портов, международный аэропорт и создать зону свободной торговли. По предварительным расчетам, канал будет глубже, шире и длиннее, чем Панамский, и позволит пропускать суда вдвое большего тоннажа (в том числе сверхтяжелого класса - грузоподъемностью до 400 тысяч тонн). Заявленные параметры: до 30 метров глубины, до 530 метров ширины и 278 километров длины, из которых 105 км - по озеру Никарагуа.

Реализация проекта в Никарагуа вызывает протесты у местных экологов, которые заявляют о большом ущербе для окружающей среды. В частности, речь идет о возможном загрязнении озера Никарагуа - крупнейшего резервуара пресной воды в Центральной Америке. Местные жители протестуют против возможного отчуждения их земель. Ожидается, что свои территории придется покинуть 30 тысячам фермеров. Правда, Даниэль Ортега четко заявил: всем будет выплачена причитающаяся компенсация.

Критики заявляют, что пока неизвестно, будет ли Никарагуанский канал иметь экономическую выгоду. Как пишет Fіnаnсіаl Tіmеs, появились сомнения по поводу того, что этот грандиозный проект когда-нибудь удастся осуществить. Среди оснований для таких опасений эксперты называют ряд веских обстоятельств. В их числе - территориальные претензии со стороны Коста-Рики, проведенное расширение и модернизация Панамского канала, а также едва ли не самое главное - астрономическая стоимость проекта (привлечь соответствующие финансовые ресурсы очень сложно, а для бедной страны такой бюджет вообще неподъемный) .

Сначала ожидалось, что канал будет полностью введен в эксплуатацию в 2019 году. Но реализация проекта нового водного пути в Никарагуа отложено на неопределенный срок. Стройка заморожена осенью 2015 года ввиду отсутствия финансирования. Как заявил пресс-секретарь комиссии по строительству Никарагуанского канала Телемак Талавера, реализация проекта "почти реальность". Но даты "старта" пока неизвестны, и теперь на повестке дня стоит задача "уточнить ряд геологических, картографических и инженерных проектов", связанных со строительством. Кроме этого, "внедряется план по восстановлению биоразнообразия на научной основе и с конкретными действиями". Пока что закончено исследование почв территории, охватывающей 4550 квадратных километров, сообщает Рrеnsа Lаtinа. Реализация мегапроекта так и не продвинулась существенно с момента начала работ по созданию первой инфраструктуры. Так и не были построены международный аэропорт, два глубоководных порта, склады и фабрики строительных материалов.

Если Ортега действительно хочет реализовать план, ему следует поторопиться: соседи не дремлют. Гондурас заканчивает дорогу, соединяющую побережье Атлантики и Тихого океана. Коста-Рика также объявила о строительстве 10-полосного "сухого канала" (смета строительства этого шоссе - 16 миллиардов евро), который будет конкурировать с Панамским "мокрым". Поэтому уникальный исторический шанс для Никарагуа может так и остаться красивой мечтой.

Захар БУРАК

burаk@zvіаzdа.bу

Фото из открытых источников

Выбор редакции

Молодежь

Алина Чижик: Музыка должна воспитывать

Алина Чижик: Музыка должна воспитывать

Финалистка проекта «Академия талантов» на ОНТ — о творчестве и жизни.

Калейдоскоп

Восточный гороскоп на следующую неделю

Восточный гороскоп на следующую неделю

На этой неделе Тельцы будут просто незаменимы везде, где их знают.