С Ольгой и Караном Паракх мы познакомились на торжестве, посвященном празднованию Дня Республики Индии. Об этой семейной паре узнали еще в 2017 году, когда в Минске открылся Индийский культурный центр. Уже тогда мелькала мысль: написать материал о маленьком островке Индии в Беларуси. Тем более, что уже сами были вдохновлены этой великой страной, побывав там впервые в 2016-м. Но, как это и случается, выбирались иные темы, решались другие задачи, да и в Индии мы побывали уже несколько раз. Идея встретиться с Ольгой и Караном и написать о них материал созревала постепенно. Мы наблюдали их во время осенней международной выставки «Продэкспо-2024», когда супруги среди презентаций кухонь Армении, Вьетнама, Узбекистана, Ирана презентовали Индию, угощая всех желающих чаем-масала со сладостями. Помню, как в голове у меня пролетела мысль об Ольге: она как свежий ветер, а о Каране: основательный, как земля...
Наконец, пора пришла. Мы встретились в Индийском культурном Центре, который супруги организовали. Правда, накануне интервью с Ольгой Каран улетал в Дели, но сказать нам успел: «Все, о чем будет говорить жена, будет правильно».
В настоящее время они успешно продолжают поддерживать интерес белорусов к Индии и пробуждать к ней любовь в сердцах тех, кого неудержимо влечет эта экзотическая страна — колыбель древнейших цивилизаций. Как выразилась сама Ольга, вместе с мужем они продолжают влюблять в нее людей.
Что для этого делают, как встретились друг с другом, создали семью, и как сами пришли к желанию дарить Индию белорусам — об этом наша с ней беседа.
— Ольга, кто в вашей жизни появился раньше: Каран или Индия?
— Я бы сказала так: сначала случилась любовь с Индией, а потом с Караном. Хотя, если брать событийно, то все началось с отпуска в Гоа: В 2011 году мы с подругой взяли туда путевку и полетели. В то время я даже не знала, что Гоа — это отдельный штат Индии, да и о стране знала мало что. Но нам так там понравилось, что решили в следующем году поехать в Индию путешествовать без турагентства: посмотреть Дели, Джейпур, Мумбай... Спустя полгода поездку начали планировать. На одном из сайтов, посвященных Индии, начали изучать, как самостоятельно полететь в Индию, как забронировать билеты... И мне Каран написал. Это было весной 2012-го. Какое-то время я не отвечала, а потом все же решила кое о чем по Индии у него спросить. Посмотрела и фотографии Карана в Фейсбуке...
— И он вам понравился?
— Во всяком случае, мысли «не общаться» не вызвал (смеется). Так у нас завязалась переписка. Постепенно и чувства зародились, и желание встретиться. И уже осенью, когда мы с подругами полетели в Индию, Каран мои мысли занимал. Сначала мы планировали поехать в Дели, а на следующий день в Тадж-Махал. Но так получилось, что наш самолет опоздал, и мы прилетели на сутки позже. Так что наше первое живое общение с Караном прошло в Тадж-Махале, в этом уникальном храме любви. Там мы и поняли: да, чувства между нами есть. А через год он прилетел в Минск. Кстати, Карана поразило отсутствие людей на улицах и проспектах, большие открытые пространства. Конечно же, и чистота, в том числе и во дворах. Каран родом из Дели, где народу как две Беларуси в одном огромном городе. А уже через год он приехал просить моей руки.
— Это было взвешенное решение?
— Вполне взвешенное: нам было не по 19 лет, а уже под тридцать. И родители с обеих сторон приняли наш выбор. Хотя, думаю, со стороны его родственников и у моих родителей опасения были, дескать, «иностранец», «иностранка», другая культура, традиции... Но все сложилось отлично: мои родители Карана обожают. Его мама ушла из жизни за год до нашей встречи, а отец, как тот, говорит Каран, ему полностью доверяет, зная, что сын скоропалительных решений не принимает. Каждый год отец приезжает в Беларусь и видит, что я разделяю традиции мужа и, более того, делюсь ими со своими соотечественниками.
—Как у вас возникла идея создания Центра Индийской культуры?
— Когда Каран сюда приехал, то у всех, с кем встречался, спрашивал: что вы думаете об Индии, что вы знаете о моей стране? Самые популярные ответы были следующие: Индия — это Зита и Гита, это бедность и грязь. Когда Каран об этом услышал, ему стало обидно за свою страну: культура в Индии богатейшая, и там столько всего, о чем люди не знают. Кроме того, это страна с одной из самых быстро развивающихся экономик. Ускорение невероятное! Что касается индийцев, то они огромные патриоты своей страны. Индийцы вырвали свою независимость у британцев, поэтому очень ее ценят. Знаете ли вы, что в каждом кинотеатре перед показом фильма звучит гимн, а индийцы встают и поют его? Надо видеть, как они это делают, как трепетно относятся к своей культуре. Вот тогда, в 2017-м мы и задались целью рассказывать об Индии. Сначала сделали сайт, он какое-то время «работал»: делились рецептами, рассказывали о йоге... Но потом поняли, что должно быть место, где люди, интересующиеся Индией, должны встречаться, общаться вживую. Онлайн не заменит тех чувств и эмоций, которые возникают при живом общении. Однажды, когда пришли домой, Каран и говорит: «Надо открыть культурный центр, куда будут приходить люди, так мы сможем рассказывать об Индии». И открыли. Седьмой год люди к нам идут. Сразу же мы собрали преподавателей. У нас был курс хинди, потом школа мехенди. Ее вела девушка, с которой мы познакомились в Гоа, куда ездили в свадебное путешествие. Есть йога для взрослых и для детей…
— Расскажите немного о мехенди для наших читателей.
— Однозначного мнения, в какой стране появилось это искусство, но ранее всего оно было замечено в Древнем Египте, Марокко и Индии. Сегодня же в основном оно ассоциируется с индийской культурой, в которой до сих пор активно используется. В Индии придают большое значение росписи на теле, мехенди используется во многих ритуалах, например, свадебном. Кстати, нам с Караном тоже перед свадьбой хной расписывали руки. Рисунками покрывают руки и даже лицо невесты. Причем изображения обладают смыслом, они являются определенными талисманами и несут положительную энергетику человеку, который их носит.
— Наверное, и преподавателями у вас становятся те, кто сначала просто приходил в Центр?
— Угадали! К примеру, на курс хинди приходила Елена Шимко, а потом она стала вести йогу и трансформационную игру «Лила». А Ирина Михалкович танцевала на нашей свадьбе, да так, что сами индийцы удивлялись и спрашивали: действительно ли она белоруска? Есть и танцовщица Надя Скляренко, о ней мы узнали в индийском посольстве. Так вот они обе стали проводить мастер-классы по классическому индийскому танцу. Проходит у нас обучение и хинди.
— И об индийской кухне рассказываете? Об этом вы говорили во время презентации кухни Индии на международной выставке «Прдэкспо-2024»... А Каран так мастерски готовил чай масала…
— Не только рассказываем, но и показываем... И угощаем. Пить чай масала по вечерам (черный чай с молоком и специями — Авт.), приготовив его по рецепту семьи Карана, это уже традиция и нашей семьи. За эти годы и другие индийские традиции стали мне близкими и родными. А кухня — это отдельная история. Каран, как и все индийцы, очень любит поесть. Поесть вкусно, качественно, не на бегу. Культура питания у индийцев высокая. Для них очень важно, чтобы еда была свежей, приготовленной не дольше чем четыре часа назад. Они едят медленно, смакуя пищу, тщательно ее пережевывают. Индийцы уважительно относятся к продуктам, никогда не поставят пакет с ними под ноги на пол. Продукты — это то, из чего мы берем энергию. Когда Каран приехал в Минск в первый раз, я кормила его пастой и драниками. Хотя драники ему и теперь нравятся, но две недели подряд... Через какое-то время он деликатно намекнул, что хотел бы индийской еды. Это был трэш! Меня выручила сестра Карана, рассказала по телефону как приготовить paneer bhuji, блюдо из адыгейского сыра с овощами и специями. Что я и сделала. Специи у Карана были. Мне кажется, о чем я в одном интервью уже говорила, что специи индийцы носят с собой в кармане — на всякий случай (смеемся).
— А санскрит у вас в Центре преподают?
— Да! Это древнейший язык, на котором уже не говорят, но на нем читают, его переводят, в частности тексты по Аюрведе и йоге. И мехенди у нас есть. Проводим и медитации. Два раза в год запускаем курсы по изучению хинди. Все, что касается Индии, чем она особенна, стараемся собрать под одной крышей.
— Индийская кухня — это ваше с Караном направление?
— Конечно, но первая скрипка в нем — Каран. Поэтому мы с его суперспособностью готовить активно его и развиваем. Первый свой семинар по специям и чаю масала Каран проводил на русском языке. Очень волновался... Но сейчас он это делает с легкостью. И я горжусь тем, насколько хорошо он знает русский язык. Учился по фильмам, в частности, с Дмитрием Нагиевым (российский актер театра и кино — Авт.). Смотрел без титров сериал «Кухня», где Нагиев в главной роли, и другие фильмы.
Я с радостью подключилась к тому делу, в чем Каран — профи. Он точно знает, каков вкус у чая масала и настоящей индийской кухни, и какую роль в ней играют специи. Я же помогаю ему с точки зрения адаптации индийской кухни к белорусским реалиям: ведь не все специи у нас есть, да и продукты, которые входят в состав некоторых блюд индийской кухни. Мы обычно в Индию летим с полупустыми чемоданами. А обратно загружаемся. Ведь индийцы, муж тому пример, всегда скучают по своей еде, каким-то специальным закускам... Так что еды много везем. Да у нас вообще много чего вокруг еды (смеется). Каран рассуждает: раньше люди начинали охотиться, чтобы еду себе добыть и поесть. Это ведь одна из базовых потребностей. Теперь мы деньги зарабатываем, чтобы купить продукты, приготовить и поесть. А потом уже все остальное. Поэтому если мы не будем есть вкусно или непонятно что, или на ходу — то для чего тогда все? Мы не получим тогда удовольствия от жизни. Да, для индийцев, я вижу и по Карану, это очень важно. Вот мы пришли голодные, нужно готовить. Я перехвачу того-сего, а Каран — никогда. Просто воды попьет. А потом, когда приготовим, сядет и будет едой наслаждаться.
— Поэтому ему, видимо, и хотелось показать индийскую кухню нашим людям?
— Что он успешно и делает. Как в Центре, так и в ресторане. В индийской кухне много разных вкусов. Ее даже невозможно описать, но, вкусив блюда, запомнишь обязательно.
— Нам это хорошо известено после поездок в Индию. А на днях мы и в ресторане «Масала» побывали. Но к беседе о нем обязательно вернемся отдельно, познакомим читателей. Это действительно место про вкусную еду.
— Каран мечтал это сделать, как только мы приехали в Беларусь. И в 2021 году она осуществилась.
— Есть ли у вас с Караном планы уехать в Индию?
— Изначально они у него были. В Индии по традиции родители живут с семьей сына. Но когда мы поженились, я предложила ему пожить в Беларуси пару лет, чтобы мои родители убедились: дочка с иностранцем счастлива, а потом посмотрим. Но теперь, когда говорю: давай уедем, Каран уезжать не хочет... Здесь он открыл свое любимое дело и рассказывает про Индию.
— Если ресторан — это место про еду, что скажете о Центре?
— Это место для души. К нам идут за настроением, за общением. У нас атмосферно. Совсем не обязательно, что приходят те, кто в Индии побывал и влюбился в эту страну. Много людей, которым нравится узнавать что-то новое. Кто-то идет просто из любопытства, кто-то целенаправленно. Те, кто у нас бывают, начинают дружить между собой, многие становятся нашими друзьями. Некоторые узнают о нас в соцсетях, где мы пишем о том, чем удивим и порадуем своих гостей, «работает» и «сарафанное радио», также были сюжеты и по телевидению. Нам, конечно же, приятно, когда люди приходят и сообщают о том, что в Индии побывали благодаря тому, что услышали о ней здесь. Одна женщина, которая ходила к нам на медитацию и на «кухню», рассказывала, что собирает деньги на поездку в Китай. А потом, спустя время, пришла и сообщила, что побывала в Индии (смеемся).
— Но насколько мы поняли, что и Центр — это тоже место про еду? (смеемся)
— Иначе никак! Ведь еда это базовая потребность. И кулинарное направление очень популярно среди людей. У нас в программе есть большие мастер-классы, на которых мы готовим сразу четыре блюда: рис, лепешки, блюдо из овощей и сладости. Этот комплект называется тхали. Проводит его Каран. Но есть и отдельные мастер-классы по лепешкам, по самосе, по сладостям. И по бобовым. Каран также рассказывает гостям о нутовой муке, стремясь донести людям, насколько универсален и важен для здоровья этот продукт. Мы ведь вегетарианцы. Конечно, очень востребованы семинары по специям. Даже, если ты не интересуешься Индией, специи можешь применять в приготовлении блюд другой кухни. А мы рады делиться своими знаниями. И те, кто у в Центре бывает, своими опытами делятся. Пишут, спрашивают. Был случай. Одна дама приходила к нам постоянно. Как-то я у нее спросила: используеете специи? Она рассказала, что 9-летний сын ее сказал в школе: моя мама сходила на семинар и стала вкуснее готовить (смеемся).
— Прямо здесь, за столом, где мы сейчас беседуем и готовите?
— Да. Прямо здесь. Мы нашли с Караном идеальную форму семинара: сначала даем теорию, с презентацией, показом специй, рассказываем как их сочетать, применять, потом все это подтверждаем практикой. У нас есть индукционная плита. Берем сковороду и начинаем готовить. И показываем, например, как специи от подогрева меняют сваю текстуру, вкус и свойства. Кладешь зиро на сковородку — и все ощущают этот запах, изменение текстуры. Добавляем это в обычный кефир — и это уже оригинальный напиток. Гости дегустируют его. И с бобовыми то же самое. Готовим, и все пробуют. Убеждена: все люди любят покушать и при этом хотят оставаться здоровыми.
— Что сегодня, на ваш взгляд, нам можно перенять у индийцев в наш быт, образ жизни, и наоборот?
— Когда я бываю в Индии, всегда восхищаюсь их умением веселиться, собираться вместе. В языке хинди нет таких понятий, как двоюродный, троюродный брат или сестра. У них все родные. Это живет и в их современной культуре. Поэтому и свадьбы там: по тысяче, две и больше человек.
— А у вас много было гостей на свадьбе?
— 450 человек. По белоруссим меркам много, по индийским — мало. У сестры Карана — 4 тысячи! На нашей свадьбе с моей стороны всего лишь 10 человек: мама и подружки мои из разных стран (смеется). Вот почему я говорила об их родственных традициях. Даже по этому примеру все наглядно видно. У нас свадьба длилась один день, а обычно празднуют два, а то три дня. И просто так индийцы веселятся. Бывает, собираются 30-40 человек родни — опа, ну пойдем всей гурьбой есть мороженое к Индиан Гейд (воротам Индии) в 12 ночи. А давайте! Идут и веселятся. Или наняли автобус, едут на свадьбу — и весь автобус поет караоке. А попьем еще чаю масала, или еще что поедим! У них можно только поучиться такому умению собираться вместе и веселиться. Причем они чувствуют себя счастливыми от мелочей: ты рядом с близкими, вкусно поел, на улице хорошая погода…
— А это, по сути, вовсе не мелочи, а основа…
— Да, то, что есть бэйсик... Индия — это про бэйсик, то есть о базовых вещах, которые приносят счастье. У них, если даже посмотреть дома, отели, то в них нет люксовости. Для нас это все-таки важно, а для людей, которых я знаю в Индии, люксовый комфорт в домах — не важен. У них в приоритете то, что приносит им счастье и без люкса. Поэтому и в домах увидишь пол не в ламинате, а плитку. Или, скажем где-то стена потемнела от дождя. Это индийцев не огорчает, уходит на второй план. Для них очень важны семейные ценности, умение душевно разговаривать друг с другом. В Индии верят, что брак совершается не на одну жизнь, а на все семь. Каран всегда удивляется тому, что у нас дети могут на родителей повышать голос, или просто говорить со старшими без должного уважения. А он видел: ребенок в 10 лет на родителей кричал. В Индии — никогда! Там есть четкая градация на старших и младших. Даже в языке хинди есть обращение «вы», а не только «ты». Помню, когда Каран приехал в Беларусь, был удивлен, что тещу, например, у нас могут называть на «ты». Или просто по отчеству. Для него это все «вы». И он, к примеру, никогда не сядет за стол, если мои родители еще стоят. У нас наоборот.
— В белорусской глубинке, особенно в Западной Беларуси, эта особенность тоже отражена в общении детей и родителей. Там дети называют отца и мать на «вы», уже не говоря о более старших, а тем более старших не членах семьи.
— Да, и это, я считаю, правильно: тогда в обществе закладываются культурные основы порядка, взаимоотношений. Нам в культурно-бытовом плане это надо бы возрождать. Потому что раньше, как мы знаем, это было: свидетельствуют и традиции вечерок, народных праздников, совместного труда — талаки…
—Увы, сейчас наблюдаются тенденции к обособлению: как одного человека, так и молодых семей... Есть, конечно и исключения…
— Каран даже удивляется: у вас люди живут годами на одной лестничной площадке и друг с другом не знакомы. А у нас в Индии, даже в Дели, говорит, и те, кто через 2-3 дома живет — с ними ты знаком, и они тебя знают. А если какой праздник, то вся улица будет гулять. И микрорайоны городские, кварталы тоже так живут. Что касается моих пожеланий индийцам... Мне в Индии некоторого комфорта не хватает, я имею в виду в в помещениях. Там, когда зима, и, например, на улице +5, то в домах люди мерзнут: отопления нет. В Дели просыпаешься, идешь в душ — понятно, вода горячая, а в доме, как у нас говорят, колотун (смеется). А еще у них в домах маленькие окна. Мы же привыкли: чтобы света было много…
— Им солца хватает в течение года, а у нас оно — редкий гость, особенно в осенне-зимний период…
— Да, от солнца и жары индийцы прячутся. Еще их спокойствию можно поучиться. Помню, когда ехали мы на свадьбу к родне с отцом Карана, и у меня маленький сын на руках, я все беспокоилась: «12 ночи, ребенку надо спать». Свекор мне: «Все нормально, скоро доедем. Давай остановимся — попьем чай масала. А сын пусть поспит в машине. И завтра поспит...». И я другими глазами посмотрела на все: какой же ценный момент жизни проживаем, а я его не чувствую. Из-за своего беспокойства, причем суетного. Это же такая романтика: ночью едем по Индии, попить чай масала, сын подремлет в машине. У нас так много суеты, тревог пустых, а мы живем и красоты жизни не замечаем... А индийцы этот момент умеют чувствовать.
— Вам самой удалось этому научиться?
— А разве у меня был выбор? (смеемся). Уже более 9 лет живу с индийцем. Да, я могу сказать, что стала гораздо терпимее. Это терпимость к другим, к каким-то напряжным ситуациям, тревогам. Каран говорит так: если ты можешь что-то изменить, так бери и действуй. А если не можешь, зачем об этом вообще думать?
— Он, вероятно, подобное отношение к жизни, к окружающему миру впитал на уровне культурных традиций своего народа?
— Видимо, да. Это все впитывают дети, подрастая, на уровне каждой семьи. Вот как и знания из Аюрведы. Я Карана раньше спрашивала: вы применяете Аюрведу дома? Он говорил: нет. А потом, когда начинаешь изучать эту науку, понимаешь: ее элементы есть в повседневном быту индийцев. На индийской кухне все вершится в согласии с Аюрведой. Вот почему Каран, когда болит у меня горло, говорит: не ешь банан или йогурт. Аюрведа это объясняет: в такое время организму, который сражается с болезнью, не нужна лишняя слизь. В Индии еда может быть лекарством. Как только человек заболевает, ему советуют в таких ситуациях взять и приготовить, скажем, маш с рисом, добавив специи. Еще выпить напиток с куркумой, черным перцем и медом.
— Еще есть интересный момент с водой. Когда мы беседовали с Сангитой Бахадур, которая прежде, до каденции господина Посла Алока Ранджана Джа, представляла Индию как ее Посол в Беларуси, она вспомнила правило, бытовавшее в их семье: пить воду нужно не торопясь и обязательно сидя…
— Да-да-да! Верно! Я помню, когда первый раз отец Карана приехал к нам в Минск. И я пила воду — кстати, эту привычку мне Каран привил: обязательно пить стакан воды утром. Так вот. Я тогда стояла, а свекор мне сказал: сядь и пей, потому что могут быть потом проблемы с коленями, когда ты, стоя пьешь воду. Мы и детей так научили делать. Даже Кая, ей полтора года, пьет воду сидя. А Кевин, ему скоро семь, уже делает это осознанно. Каран говорит: у нас так бабушка делала, мама, отец. Это уже их традиция, к которой и мы относимся с уважением. И в этом есть рациональное зерно! Я позже об этом узнала на курсах Аюрведы в нашем центре: ах, вот почему мы так делаем дома! (смеется).
— С кем сотрудничаете?
— Само собой — с Посольством Индии. Бываем там по разным поводам. И господин Посол принимает участие в наших мероприятиях время от времени, когда не занят. Откликаемся также, если кому мы интересны. Приглашал нас как-то Университет культуры, там мы читали лекцию по индийской культуре. Берем и студентов на практику из БГУ, тех, кто изучает культуру народов Азии, Востока. Обращались к нам и некоторые минские детские клубы с просьбой провести у них, что интересно, семинары по специям. Ребята, которые у нас бывают, вдохновившись, рисуют после сюжеты, связанные с Индией, и нам потом дарят свои картины.
— Если школьники белорусские захотят через вас найти друзей со школьниками в Индии, чтобы дружить школами…
— Думаю, в этом мы сможем им помочь. Причем с радостью. Конечно же, такие контакты, как школьная культурная дипломатия, будут весьма полезны. Не всегда дети с уважением относятся к тем, кто внешне от них отличается. Этот навык межнационального общения им нужно прививать. Мы живем в таком мире, где национальность, раса, цвет кожи человека не должны служить поводом для хоть какой-либо дискриминации. А детский мир, что скрывать, порой жесток и эгоистичен. Я ничего подобного не наблюдала по отношению к моему сыну: он тоже «особый», но весьма комуникабельный, открытый, позитивный. Так что в сторону дружбы индийских и белорусских детей мы подумаем. К любому сотрудничеству мы открыты.
— По Беларуси с индийской родней путешествовали?
— Ездили в Дудутки, посещали и Мирский замок. В Беловежской пуще не были. Как я говорила, мы вегетарианцы. И отец Карана тоже. Он даже пиццу и пасту не ест. А в Беловежской пуще все блюда приготовлены на дичи и другом мясе. Это нас останавливает. Свекру очень нравится наша природа. И то, что можна открыть летом окно в 6 утра и подышать. А он с мая по август только приезжает: боится холодов. Ему так комфортнее. Природой любуется. Удивляется всегда. Что у нас темнеет поздно: в 10-11 вечера. Люди нравятся.. Говорит: не агрессивные, спокойные, терпеливые. А еще удивляется, что у нас в деревнях живут бабушки-дедушки в 70-80 лет — одни. Без семьи. А где же их дети, спрашивает, родня? У них всегда в таком возрасте с пожилыми есть кто-то рядом. Старики всегда при детях. Моя бабушка, которой исполнится этим летом 90 лет, живет одна в деревне Чеботары в Логойском районе. Ее раз в неделю родители навещают. Анил, так зовут свекра, настолько впечатлился, что выразил желание пожить в деревне 2-3 дня, посмотреть, как бабушка управляется.
— Там такие богатые грибные места…
— Да, мои родители заядлые грибники. Они уже на пенсии. Папа много лет работал в пожарной службе. Мама — лаборантом в химпроме: делала анализы воды. Оба не знают английского языка. Когда Каран приехал просить моей руки, он русский не знал, но при помощи Гугла выучил фразы и что-то подсматривал... (смеется). Кстати, нам тоже нравится по Беларуси путешествовать. Уже с детьми ездили в Гродно. И в Витебске Каран был дважды: один раз вместе ездили, второй — его приглашали, когда там проходил фестиваль Индии. В Витебске много индийских студентов учится в медуниверситете. Вот там он проводил мастер-класс по специям. Еще мы и по усадьбам с ним ездили, когда цвели сады. Несвижский замок тоже посещали. Хотелось бы, конечно, больше путешествовать — но у нас есть Центр, ресторан и еще маленькие дети. Также определенные обязанности по отношению к родителям, родне и друзьям.
— На каком языке вы говорите дома?
— С младшей Кайей Каран старается на хинди говорить. С Кевином мы этот момент упустили. Но у сына, кстати, после поездки в Индию стремление изучать хинди появилось. В шестилетнем возрасте он там с нами побывал, поэтому уже понимает, что этот язык надо знать. С Кевином Каран принципиально говорит на английском. Со мной тоже на английском, но иногда на русском что-то скажет и тогда Кевин спрашивает: "Мама, а почему когда ты с папой говришь на русском, он тебя понимает? А когда говорю я, он не понимает русского (смеемся)...
Живая, эмоциональная, открытая, быстрая, легкая в общении... Голос звонкий, свежий... Смех заразительный... Вот такая она, белоруска Ольга, в девичестве Мороз, которой жизнь предложила выбрать путь, связанный с Индией. И она, как это случается в сказках, его выбрала чуть ли не за тремя морями и прямо пошла... Полетела, можно сказать... И только вперед, осваивая по пути науку о ценности проживания каждого момента жизни в радости. Ибо, как призналась, встретила родную душу, пусть та и не знала русского языка. (Так и хочется сказать: скорее не помнила о том, что знает). А потом все, как говорится, приложилось: и русский язык, и согласие родителей с двух сторон, и две свадьбы — в Индии, и в Беларуси, и двое детей родились, и любимое дело вошло в жизнь с любовью...
Приходится ли Ольге огорчаться? Этот вопрос мы ей так и не задали. Потом подумалось: а зачем? Разве наши огорчения, триггером для которых может быть все что угодно, определяют мелодию жизни, если мы принимаем ее такой, какой она есть. Отнюдь. Во всяком случае, к тому стремимся. И радуемся, что живы и здоровы.
У Ольги и Карана Паракх, как нам показалось, это получается.
Валентина ЖДАНОВИЧ
Фото Ивана Ждановича, а также из архива семьи Паракх
Фіналістка праекта «Акадэмія талентаў» на АНТ — пра творчасць і жыццё.
На гэтым тыдні Цяльцы будуць проста незаменныя ўсюды, дзе іх ведаюць.
Аляксандр Курэц – самы малады народны выбраннік у сваім сельсавеце і адзіны дэпутат сярод сваіх калег па службе.