Вы тут

Иван Кирчук — человек, познающий себя и мир через народные образы, музыку


Избранные места из беседы с Иваном Кирчуком, человеком, познающим себя и мир через народные образы, музыку, песни и вдумчивое осмысление сокровищ белорусского фольклора


Фольклориста Ивана Кирчука мы знаем как харизматичного певца-музыканта.  Но, что называется, «за кадром» остаются его достижения как исследователя народной культуры, педагога, писателя. Иван Кирчук к тому же и коллекционер: собрал весьма ценную коллекцию музыкальных инструментов (их более 250!) из разных стран, пракически на каждом из них играет. Еще одна грань его таланта раскрылась, когда в прошлом году в Минске в Картинной галерее «Университет Культуры» прошла персональная выставка «Лабиринты звука». А совсем недавно в музее «Лошицкая усадьба» состоялась презентация нового альбома Ивана под названием «Варажбіт». А это, как выразился автор, два с половиной часа музыки. А мы добавим: музыки совершенно завораживающей.

А какие замечательные моноспектакли он создал!

Мы своими глазами, вживую видели уникальное этноискусство Ивана Ивановича в минской Лошице. В уютном пространстве под крышей старинного усадебного дома, где располагалась выставка «Сокровищница памяти», в майскую Ночь музеев фольклорист представил «творческий тет-а-тет «О секретах белорусской свадьбы». А чуть позже там работала его "Музыкальная мастерская —"Хоровод жизни". Оба моноспектакля синкретичны по сути, в них неразрывно соединились музыка, пение, перевоплощения с куклами масками, а также элементы белорусской батлейки. Причем автор, исполнитель менял роли в мгновение ока: он то ведун-ворожбит со словами-заговорами, то лирник или волынщик, или гармонист, или батлеечник... Позже, в ходе беседы, Иван Иванович рассказал, что это в камерной версии были представлены его предыдущие моноспектакли «Дорожка моя» (был показан в том числе и в Белорусской госфилармонии в 2019 году) и «Караваю, мой раю» (по словам одной из свадебных песен). Материалы для сценария фольклорист собирал годами, а в сценические действия они воплощались постепенно. В основе – песни из сольного альбома Ивана Кирчука «Наследие затерянных деревень». Для того, чтобы создать «Дорожку...», он долго работал в академических архивах, искал радиозаписи, которые несут в себя фольклорный опыт осмысления времен года, главных стихий, народных праздников, знаковых событий на жизненных дорожках белорусов. Звучат в спектакле около 40 песен, к тому же Иван играет по ходу действия более чем на 30 инструментах.

И в этом году, рассказал нам Иван Кирчук, традиционные встречи в Лошицкой усадьбе продолжились: 22 апреля он знакомил своих почитателей с древними белорусскими ритуалами, сопровождавшими действия напевами. Встреча на этот раз имела название «На чем играли наши предки», разговор шел о календарном пути жизни человека, о давних праздниках и ритуалах, во время которых люди поклонялись стихиям воздуха, воды, огня и земли.

В этнолаборатории Института белорусской культуры, куда пригласил нас для беседы Иван Кирчук, мы внимательнее рассмотрели самобытных кукол, с которыми он общается, как выразился, «гадает» во время своих сольных выступлений. Одна из кукол – Ворожбит, Ведун: у нее и лицо фольклориста, и одет он в костюм из постановки «Дорожка моя». Маски Козы, Волка, предков Деда и Бабы живут в лаборатории на своих местах — все они, поясняет хозяин, изготовлены его коллегами, преподавателями минского педуниверситета – это сестры Приймовы, которые занимаются и керамикой. Проводя небольшую экскурсию по своим владениям, Иван пояснил: «Когда я разрабатывал моноспектакль, у меня был в голове образ Ворожбита — человека, который собрал много интересной информации: о людях, о законах Вселенной и о нашем месте в этом мире. Я подумал: такая кукла пригодится. Обратился к коллегам. Когда сестры Приймовы работали, то советовались с ним по деталям.  

Дальнейший разговор с Иваном Ивановичем оказался весьма интересным, искренним и познавательным. Выбираем из него наиболее знаковые фрагменты.

- Нет, я еще не кандидат наук, хотя и работал над кандидатской диссертацией, учился у Константина Кабашникова. Да, писал ее, но, как говорится, не судьба... В 2022-м вышла книга книга "Цветок Перуна" – это общий труд мой и жены Катерины, там использован ряд собранных материалов. У меня просто не было времени защищаться, был захвачен потоком других забот. Ведь в Беларуси такие глубины фольклорных сокровищ! Иногда я говорю на занятиях: мы знаем свой фольклор на два процента. На два! Да, белорусы "богаты фольклором", но они потеряли ключи, образно говоря, к этому богатству, к знаниям, зашифрованным в нашем фольклорном наследии. У нас нет ни теле-, ни радиопрограмм на такую тему, мало интернет-ресурсов, компакт-дисков с материалами из шести нам известных этнографических регионов. Это все как египетская пирамида: о, мы знаем, мы даже гордимся тем, что она существует! Но кто глубоко вникал в ее тайны? Мы не можем в полной мере воспользоваться сокровищами, которые собрали наши предки для потомков на протяжении тысячелетий, мы взяли лишь крупицы их жизненного опыта. Могу еще сказать: фольклор — живое существо. И оно требует к себе соответствующего отношения.  В песнопениях, ритмах и образах есть большие слои закодированной информации. И я в силу опыта уже могу с  ней правильно обращаться.  Кстати, моя жена Катерина, тоже фольклорист, закончила аспирантуру. И с ней у нас, помимо общего погружения в фольклор, трое маленьких детей. Так и сочетается в жизни все: фольклор, тайные знания, любовь, дети, творчество...

 - Не берусь убеждать скептиков в том, что знать фольклор, традиции своего народа в текущей жизни – это важно. Вот некоторым кажется, что там все древнее, "реликты древнего мировоззрения" не достойны нашего "образованного" внимания. Но как ученый, а не зеленый романтик, утверждаю: в фольклорной мозаике обозначены, описаны важнейшие для выживания народа, нации и каждого человека извечные законы мироздания, чаще всего закодированные. По-видимому, прежние мистерии, связанные с передачей тайных знаний, нашли продолжение в народных обрядах. Конечно, они доступны не всем, а лишь тем, кто физически и психически способен их вместить, усвоить.  В фольклоре зашифрованы остатки древних знаний, они в словах, песнях... И в узорах одежды, вышивке на полотенцах. В обрядовых действиях есть тоже свои шифры и коды.


Иван Кирчук занимается белорусским фольклором почти 40 лет. Моноспектакли его были синтезированы из материалов, собранных в экспедициях по Беларуси.  


- В древних культурах существует множество примет, сообщений о соотношении в мире мужского и женского начал, о законах гармонии души, личности и общества в целом. Эти знания, на мой взгляд, не устарели в наше время, они зафиксированы и в белорусских фольклорных материалах в большом количестве. И в белорусских государственных законах тоже! Надеюсь, кто-то из моих коллег возьмется все это систематизировать, осмыслить «женскую роль» в белорусской культуре, истории и вообще в жизни народа. Мы видим, как много зависит от женщины в сохранении семьи, традиций предков и национальной культуры в целом. Я слышал такой термин: культурный генофонд нации. Могу сказать по своему опыту: действительно, в основном в экспедициях мы делаем фольклорные записи от женщин. Их роль в сохранении такого наследия огромна.

- Религия, определенное вероучение помогают человеку гармонизировать свои отношения с Землей и Небом. Когда я был маленьким, то рос в атеистическом обществе. Нам запрещали ходить в церковь. Но мои родители оба пели в церковном хоре в Лиде, поэтому я не рос безбожным: религиозное мировоззрение проникло в меня, как и семейные традиции. Я немного знал о своих предках, бережливых, трудолюбивых и набожных людях. Допустим, у моего дедушки Тамаша было 14 детей. Был он человеком трудолюбивым, отсюда и средства были.  Позже у мамы обнаружился дар травницы, она стала известной в округе. Излечивала даже женское бесплодие. Молодые мамы, помню, не раз подходили к ней на рынке или в городе – с поклоном, с благодарностью, с детками. С годами я понял: мои предки накопили много разных знаний, и если я их не знаю, не имею с ними духовного контакта, то я не смогу тех сокровищ достичь. К сожалению, многие теряют фундамент традиций, опыт предков не передается потомкам. Я сам это вижу: на некоторых моих выступлениях молодежь просто не понимает, что происходит, что я делаю.

Иван Кирчук — частый гость в глубинке. Моменты песенного праздника. Полесье, 2018 год.

- Мое восхождение к знаниям, накопленным предками, было постепенным. Я двигался вперед, в том числе и через пение: с детства любил петь, учился на певца, пел в академическом хоре. И родители пели дома всякие песни. Отец собрал большую коллекцию пластинок: записи итальянской оперы. Мы их вместе слушали. Так что я не собирался быть фолк-певцом. А вот если говорить о просветлении, то оно пришло ко мне в начале 80-х на минском концерте ансамбля Дмитрия Покровского. (Музыкант, педагог, научный сотрудник Дмитрий Покровский создал экспериментальный ансамбль в 1973 году при Фольклорной комиссии Союза композиторов РСФСР. Он первым в СССР и России соединил традиции народной, национальной музыкальной культуры с современными выразительными средствами и способами подачи материала. – Авт.) Позже я узнал, что русские фольклористы делали такие записи: усадили пять поющих бабушек, поставили столько же магнитофонов и по микрофону каждой. И каждый голос записывался отдельно, чтобы потом прослушать и расшифровать. Как будто разбирали образец, чтобы изучить структуру певческого материала. Мне было невероятно интересно услышать такую реконструированную полифонию в разных способах пения. И я подумал: мы все поем одинаково, хотя регионы в Беларуси разные. Мне хотелось глубже погрузиться в наш фольклорный материал. С 1983 года работал преподавателем в Минском культпросветучилище (кроме того, заочно учился в Университете культуры, закончил в 1985 году). Наш первый эксперимент был записан на радио. Во мне постоянно горит "покровское посвящение". Видимо, есть контактный канал с какой-то сверхсистемой. В том числе и через сны это происходит: их были десятки, многие расшифрованы. Когда просыпаюсь, важно только запомнить главные ключевые слова – и тогда я сны описываю в подробностях.

- Конечно, я не просто живу фольклором: мне интересна жизнь в разных ее проявлениях. Был период, когда работал в Москве целителем с группой единомышленников. Многое было увидено, пережито, осознано в ходе поездок и гастролей  по различным фестивалям и странам. Упоминания об этом есть, опыт нашел отражение в моих книгах "Автобаны и менестрели" и "Город восхождений". Постепенно, можно сказать, открывались новые горизонты творчества. Раньше моя графика была в тетрадях, на бумажках, некоторые воспринимали это как некую бессмысленную галиматью – и вот пришло ее время: в Минске прошла выставка "Лабиринты звука". Здесь в четырех шкафах хранится почти 50 картин, у каждой свое название. Это попытки открыть невыразимое: лабиринты, по которым мы путешествуем в мыслях. У меня трэвел-графика: обычно в дороге, между концертами рука начинала невольно создавать эти лабиринты. Конечно, я не говорю обо всем, что чувствую, что приходит в голову. Не все и поймут… Чтобы соответствующим образом настроить свой разум и чувства, у меня были определенные практики — они описаны в книгах. Бывает, какая-то сила будит меня уже в шесть утра, и я еду на природу. Моржеванием занимался раньше. Погружение в природу, пока все спят и никто не мешает, молитвенные практики, медитация – это постоянный процесс, часть моей жизни.  

- Кем бы я сегодня себя назвал? Видимо, я тот, кого у белорусов называют: варажбіт – от слова ворожить. Я веду людей по массивам той информации, которой владею, в основном это участники курсов и студенты. На занятиях я «захватываю» сознание взрослых людей, уже прошедших часть своего жизненного пути. В "Книге отзывов" есть запись: "У меня сегодня на лекции Кирчука крышу снесло"... Повторяю настойчиво: надо помнить предков, искать их имена, восстанавливать духовные связи. Немного другая манера у меня в общении с детьми. Нужно их чем-то удивить, привлечь внимание, скажем, необычным свистком. На занятиях со взрослыми я говорю, условно говоря, о геометрии души. Рисую родовые звезды, стараюсь показать, как связаны родовые созвездия. Вы можете смотреть на парня и девушку, которые нравятся друг другу, как на соприкосновение галактик двух полов. Есть сотни, тысячи звезд – их предшественников. Я упомянул деда Тамаша, у которого было 14 детей. По папиной линии было 3 сестры, по маминой – 12. Так что мамина "грибница рода" сильнее. Я как-то похвастался одной бабушке в экспедиции этими 14-ю, так она так спокойно мне: а нас было 18. Так что по энергетике их семья крепче: грибница у рода больше, захват территории – потому что сегодня уже практически у всех есть внуки, правнуки. А там, где ваши близкие, не должно быть конфликтов: должна быть гармония.

На сольном выступлении с масками Деда и Бабы.

- В славянской традиции не было любовных треугольников: наши предки умели решать "сердечные дела" полюбовно. А потом в массовом сознании появились и другие модели поведения. Их сейчас навязывают нам, в том числе и через фильмы: начиная с мексиканского сериала «Дикая роза». Помните, в начале 90-х женщины плакали у телевизора? Так вот возникает вопрос: разве люди не закодировали наше пространство этими фильмами о ревности, мести, убийствах и бесконечных войнах? И вот уже виртуальная война ворвалась в реальность. Кстати, у меня есть друг, раньше он садился в Минске на автобус или поезд и ехал в Польшу или Германию, все время играя в стрелялки. И не спал всю дорогу!! Что в это время синтезировал его мозг, какие мыслеформы? А сколько таких "стрелялок" сегодня ! Доигрались… Не закодировали ли наше жизненное пространство танками и войной? Обратите внимание: фейки порой уже включают картинки из виртуальных игр. Помню, в 1999-м мы были в Боснии и Герцеговине на фестивале, я там впервые увидел простреленный небоскреб в натуральном виде: через него пролетела ракета – и он стоит до сих пор. Люди там живут, рядом с дыркой окна в занавесках. Когда сейчас показывают видеосюжеты, где идут военные действия, у меня иногда возникает ощущение дежа вю. И кто против кого воюет? Свои против своих... Мы сами сплели эту страшную паутину. С такими вещами нужно быть очень осторожным. Виртуальные игры якобы безобидны, но на самом деле так создаются невидимые матрицы будущих событий. Наше будущее, которое выстреливает в реальность. Откуда, почему? Стоит задуматься. Я согласен с такой мыслью: пока в душах наших не будет мира и спокойствия, войны в мире будут продолжаться. Кроме того, война — успешный бизнес. В военное время акценты добра и зла смешиваются, люди становятся массой, на которую смотрят как на расходный материал. Молох войны требует все больше и больше затрат, жертв – все больше и больше.


Этнолаборатория Ивана Кирчука работает в Институте белорусской культуры, она «способствует повышению квалификации специалистов в области культуры». Там собраны большие сокровища: только CD-ROM с записями – более 3000, и более 500 дисков в формате DVD. Много аудио- и видеокассет, различной литературы, в том числе и о лекарственных травах. Были потери в фольклорно-этнографическом собрании: пожары, затопления. Тем не менее, музей по-прежнему богат и уникален. Батлеек в собранни несколько, двух- и трехъярусных.  


- В мужском акапельном, хоровом пении есть магия. И я до сих пор не могу сказать: как так получилось, что эта песня как бы отошла на второй план в наше время. Пение хора Александрова трогает мою душу, армянские и грузинские хоровые песни цепляют меня больше, чем женский хор. Наверное, когда-то существовала жреческая традиция мужского пения, и она как-то исчезла. Если говорить о тонком ощущении звука, то поток женского пения вижу я как красный и теплый поток, а поток мужского – как голубой, холодный. Но произошла смена полюсов. Пока в Беларуси записано мало песен мужчинами, а женские песни – главные в архивах. Поэтому женщины  у нас – главные носители культуры. Они рождают новую жизнь, продолжают род, женщине суждено всеми силами защищать свое потомство. Поэтому чаще именно женщины лучше знают лечебные свойства кореньев, трав и цветов, лучше знают поучительные песни, обряды и традиции. Потому что это важные условия для выживания.

Иван Кирчук с народным мастером Виктором Дудкевичем из Глубокого, с которым давно сотрудничает

- Наши связи с растительным и животным миром чрезвычайно сильны. В одном белорусском районе был зафиксирован необычный обряд, связанный с продолжением рода. Если в молодой семье не было детей, то старушка, чтобы помочь младшей, собирала всех, у кого уже были дети. Вместе шли они за деревню, там выбирали красивую стройную березку. И, видимо, так выбирали, чтобы вибрации дерева совпадали с вибрациями старушки. Затем она говорила бездетной женщине приобнять ствол березы. А женщины в это время вели хоровод вокруг березы, пели заговорные песни. Я думаю: все это делалось для того, чтобы родовые пути молодой женщины открылись – сначала на энергетическом, а потом и на физическом уровне. После такого обряда женщина могла забеременеть и родить. А потом березу срубали.  

- Я сам тоже стал свидетелем того, как сильно энергетически связаны деревья и люди. В свое время моя мама, ее Геленой звали , подарила мне дачу под Лидой. Я посадил там две яблони: одну в честь отца, другую – в честь мамы. И вот “мамина” росла слабенькой, словно с жизнью прощалась, пока мама болела. А когда мамы не стало, то уже на следующий год яблоня зацвела и даже дала первую завязь.

- Я не раз убеждался в великой силе слов, молитв, заговоров. У нас, например, на даче в колодце была ну просто святая вода. Помню, когда копали этот колодец, мама читала молитвы. Вода была очень вкусная и даже сытная, что пьешь – и есть не хочется. Мама поддерживала там идеальный порядок, пока была здорова. А ее не стало – и все начало зарастать. И даже вернулись змеи, которые, по словам местных жителей, в тех местах жили с незапамятных времен.

- В Беларуси женщин-знахарок больше, чем знахарей-мужчин. Их еще называют: шептухи. Но я знаю, что под Логойском был врач-мужчина, я как-то возил мужчину к  нему. Более того, сказал он мне: это его умирающая мать передала ему такой дар, хотя он и не хотел иметь с ним дело. Работал в лесном хозяйстве, горя не знал. А тут нужно внимание уделять каждому, кто к нему обратится, и  никак не выскочить из этой «колеи судьбы». Он говорит: как только я не лечу людй, то у меня все разваливается, и в лесу развития нет. Есть такое отношение или примета в народе: если тебе что-то вручили, если тебе “дано” – ты должен этим заниматься. Как, при каких условиях – вопрос отдельный. Но зарыть свой дар в землю у тебя не получится. В наше время, правда, много шарлатанов, экстрасенсов-самозванцев. И телевидение в том числе ухудшило ситуацию, закрутив тему в сторону какого-то шоу, коммерции. Все это очень серьезные вещи, к ним нужно с большим уважением и должным вниманием относиться. Как-то в экспедиции мне рассказали: в деревне умирала старушка, и никто из родных не хотел брать на себя ее дар. А шла маленькая девочка мимо, внучка или правнучка. Старушка попросила воды, малышка подала – вот и соприкоснулись. И все: мгновенно, как говорят в народе, сила к девочке перешла. Другое дело, что она еще не готова вместить эту силу, но "зерно посеяно". А со временем, велика вероятность, девочка тоже станет врачевателем.

«Дуб щедро делится со мной своей силой».

- Я не исключаю, что тайные знания передаются и через традиционные ремесла. Ну, дело не только в том, что общество сейчас уделяет много внимания ткачеству, вышивке, плетению из соломы, изделиям из глины. Почему вдруг? Раньше, в 70-е и 90-е, такого не было, а сейчас народные промыслы активно возрождаются. В Беларуси есть дома ремесел, есть мастера, школы, проходят фестивали, выставки. Наверное, это необходимо в настоящее время развития нашей нации. Может быть, включается какой-то скрытый механизм самозащиты, самосохранения цации, когда возникает угроза глобализации, духовной нищеты. Однако для того, чтобы получить и усвоить скрытые знания предков, нужна определенная настроенность. Как-то я показывал участникам курса новую книгу о лекарственных травах и связанных с ними ритуалах. И меня спрашивают: «И вы, Иван Иванович, во все это верите?». А у меня же мама травница была, да и в интернете сегодня только ленивый не докопается, что вся фармацевтика начиналась, по сути, с лечения травами! Современные ученые подтвердят: это все не магия, а скорее биомедицина, биохимия.

- По моему мужскому мнению, женщине нужно научиться выбрасывать из жизни все лишнее, чтобы быть счастливой. Женщинам для счастья нужна мудрость: отличать нужное в  жизни от лишнего, что просто будет отнимать у нее силы. Сегодня, случается, женщине кажется, что мужчина, который рядом с ней, вовсе ей не нужен. Возможно, таким женщинам не хватает мудрости: ведь все в жизни должно быть уравновешено, сгармонизированно. А какая гармония там, где есть сильная женщина – и совсем нет мужчин? Какое-то время может даже показаться, что она, выбрав одиночество, облегчила себе жизнь. Но жизнь, пусть в такой ситуации и более простая, беззаботная, но далеко не всегда счастливая. Как правило, со временем это многие хорошо понимают: как женщины, так и мужчины.

Беседовали, рассуждали, дискутировали с Иваном Кирчуком —

Иван и Валентина ЖДАНОВИЧИ

Фото авторов и из архива Ивана КИРЧУКА

Выбар рэдакцыі

Моладзь

Аліна Чыжык: Музыка павінна выхоўваць

Аліна Чыжык: Музыка павінна выхоўваць

Фіналістка праекта «Акадэмія талентаў» на АНТ — пра творчасць і жыццё.

Калейдаскоп

Усходні гараскоп на наступны тыдзень

Усходні гараскоп на наступны тыдзень

На гэтым тыдні Цяльцы будуць проста незаменныя ўсюды, дзе іх ведаюць.

Грамадства

Курс маладога байца для дэпутата

Курс маладога байца для дэпутата

Аляксандр Курэц – самы малады народны выбраннік у сваім сельсавеце і адзіны дэпутат сярод сваіх калег па службе.