Вы тут

Фронтовой портрет. Балерина Александра Николаева


Бесценный вклад в художественную летопись Великой Отечественной войны внесли известные мастера белорусского изобразительного искусства. Среди классических достижений нашего наследия следует назвать полотна «Защитники Брестской крепости» Ивана Ахремчика, «Минск. 3 июля 1944 года» Валентина Волкова, «Мое рождение» Леонида Щемелёва, «Витебские ворота» Михаила Савицкого, «Партизанская свадьба» Мая Данцига, «1941. Над Припятью» Виктора Громыко. Эти работы крупной формы, созданные непосредственными участниками и свидетелями событий, стали в нашей культуре ярким воплощением сложных коллизий войны.

Однако столь масштабные произведения на военную тему не заслонили от нас вещи гораздо более скромные, камерные, которые также несут в себе бесценную поэтическую правду чувств и переживаний военных событий. Это, прежде всего, чистые и правдивые высказывания, закреплённые в живописи и графике непосредственно военных лет – фронтовых зарисовках, портретах, бытовых картинках.

Рассматривая портрет балерины, созданный в самый разгар военных действий, мы пытаемся понять: в чём причина его невыразимого обаяния? Наверное, в тонкой взаимосвязи документального и художественного. Отсюда и искренняя интонация, неподдельные чувства, правдивость и жизненность запечатленных реалий.  Для нас сегодня живописное произведение военной поры является и источником достоверной информации, и материалом для осмысления эпохи.


Работ, созданных в военные годы, не так уж много, их буквально можно пересчитать по пальцам. В основном они хранятся в коллекциях Национального художественного музея Республики Беларусь и в Музее истории Великой Отечественной войны.

Среди них особая роль принадлежит единственному в этом ряду женскому портрету – народной артистки БССР Александры Николаевой, который находится в постоянной экспозиции художественного музея. Портрет был создан белорусским художником Евгением Зайцевым в 1943 году. В этот период художник работал в Центральном штабе партизанского движения в Москве, сотрудничал с сатирической газетой «Партизанская дубинка» и журналом «Раздавим фашистскую гадину!». Также он принимал активное участие в организации в залах Третьяковской галереи юбилейной выставки, посвящённой 25-летию БССР. Собственно, для этой выставки и был создан портрет балерины.

В трагические дни войны многие представители творческой интеллигенции тоже воевали или боролись с врагом своим оружием – оружием искусства. Были созданы передвижные фронтовые театры и концертные бригады, актёры и музыканты которых выступали перед ранеными солдатами в госпиталях, ездили со спектаклями на фронт и в прифронтовые зоны, пели на площадях только что освобождённых городов и сёл, в лесных партизанских лагерях.

В такой концертной фронтовой бригаде участвовала и известная балерина Александра Васильевна Николаева, уроженка Ленинграда, выпускница Ленинградского хореографического училища, которая накануне войны переехала в Минск по приглашению театра оперы и балета. Вся её дальнейшая жизнь была связана с белорусским балетом: вплоть до 1960-х годов она была ведущей балериной нашего театра, а впоследствии вела активную педагогическую работу, преподавала в Белорусском хореографическом училище и Минской народной студии классического танца.

С началом военных действий Александра Николаева вместе с частью белорусской труппы выехала в Алма-Ату – город, который на долгие военные годы дал приют белорусским артистам. Уже в сентябре 1941 г. она участвовала в открытии сезона – танцевала Одетту-Одиллию в «Лебедином озере». А в 1945 г. в составе белорусской концертной бригады выступала в Германии.

Портрет балерины Александры Николаевой, созданный Евгением Зайцевым, – один из самых удачных портретов художника. Здесь, пожалуй, с наибольшей выразительностью и мастерством проявилась его способность ёмко и в то же время удивительно ясно раскрыть изображаемый характер. В центре его художнического рассказа оказывается человеческий характер большого масштаба, мужественная сила пополам с болью огромных утрат. Несмотря на то, что Александра Николаева изображена в сценическом костюме, Евгений Зайцев решительно освобождает свою героиню от малейшего элемента театральности. Здесь нет и намёка на образ жизнерадостной, бойкой и резвой Китри из балета Минкуса «Дон-Кихот». С одной стороны, театральный наряд, богатство аксессуаров, браслет, роскошное ожерелье вводят нас в специфическую атмосферу искусства и, более того, конкретно намекают на характер творческой деятельности героини. С другой стороны, строгая поза, глаза, пластически острый жест её упирающейся в талию руки передают тревогу и напряжение времени. В портрете присутствуют сила, энергия, мужество.

Драматическая основа образа подкреплена и глубоким, напряжённым колоритом художественного полотна, контрастами белого ажурного платья и тёмного общего фона, чёрных как смоль волос и вплетённых в них багряных лент. Художник смог с удивительной объективностью запечатлеть и нанесённые войной травмы, и духовно-нравственный стержень, и неколебимость воли. Перед нами поразительно достоверный образ актрисы, в полной мере принявшей на себя тяжёлый труд войны.

Кстати сказать, партия Китри была у актрисы самой любимой. Не было случая, чтобы во время исполнения испанского танца в номере «Таверна», где Александра Николаева выступала с Семёном Дречиным, их не вызывали на «бис». После бравурных, полных взрывной динамики танцев первого акта Александра Николаева появлялась во втором как опоэтизированная мечта Дон-Кихота, который видел во сне свою Дульсинею. В известном па-де-де она легко преодолевала все сложности танца и стремительно и натурально делала 32 фуэте. Это всегда вызывало бурную реакцию зала.

Впрочем, то же можно сказать и об остальных ролях балерины. Разнообразие хореографической лексики, темперамент и энергия позволяли полноценно раскрываться её таланту и в спектакле «Тщетная предосторожность», где она исполняла партию Лизы, и в «Бахчисарайском фонтане» в партии Заремы. Она была первой из наших балерин, кто воплотил образы белорусских женщин – Зоси из спектакля «Соловей» и Надежды из «Князя-озера». Человек волевой, она всё время держала себя в форме и в любой момент была готова к выступлению на сцене.

Александра Николаева обладала прекрасным вкусом и всегда эффектно выглядела, уделяя большое внимание своим сценическим костюмам. Когда ей приносили готовый наряд, она брала его домой и тщательно подгоняла под свою фигуру, украшала бижутерией в соответствии со своим видением образа. Вдохновлённая театром, работой, балерина готова была жертвовать во имя искусства и своими личными делами. Театр был её домом.

Екатерина ИЗОФАТОВА,

кандидат искусствоведения, зав. отделом современного белорусского искусства НХМ Республики Беларусь

Выбар рэдакцыі

Палітыка

Другі дзень УНС: усе падрабязнасці тут

Другі дзень УНС: усе падрабязнасці тут

У парадку дня — зацвярджэнне Канцэпцыі нацбяспекі і Ваеннай дактрыны.

Энергетыка

Беларусь у лідарах па энергаэфектыўнасці

Беларусь у лідарах па энергаэфектыўнасці

А сярод краін ЕАЭС — на першым месцы.