Вы тут

Мир в капле


Жизнь стремительна, мы бежим по ней, порой видя лишь общую картину вокруг. Но если уделить время на рассмотрение деталей, можно искренне изумиться, посмотрев на знакомое новым взглядом.

Капли – мимолетные кадры природы. Они недолговечны, рассмотреть мир, преломляющийся в линзе падающей капли, практически невозможно, если, конечно, не удастся его остановить с помощью фотоаппарата.

Фотоохота за каплями зависит от капризов погоды. Утренний туман развешивает капли росы на травинках, паутинках и покрывает насекомых плотным слоем капелек росы. Самое время собираться на съемку, не дожидаясь жаркого солнца, которое очень быстро высушит и уничтожит всю эту красоту. Такие сюжеты снимать увлекательно, но нужно быть готовым к тому, что вернуться можешь мокрым по пояс от обильной росы. На нижнем уровне – не выше 30 см -- штатив зачастую невозможно применить, поэтому нужно научиться принимать правильную позу для наиболее устойчивого положения, чтобы избежать «шевеленки».

Никаких технических сложностей сделать такой кадр не требуется, нужны лишь внимательность и, конечно, немного удачи. Погода капризна, необходимо поймать именно тот момент, когда капельки переливаются под лучами солнца.

Очень эффектные снимки капелек можно получить в «режимное время». Рассветный и закатный свет по-особому смотрится сквозь каплю на паутине.

Техника в помощь

Считается, что сделать качественный макроснимок невозможно с помощью «цифромыльницы». Разве что удача будет на стороне фотографа, и техника вдруг сможет воплотить его замысел. Но и «мыльницей» можно получить неплохие снимки.

Вот примеры снимков камерой Canon PowerShot G6.

Но стабильно снимать малые объекты можно лишь зеркальной камерой, и желательно, чтобы она была оснащена макрообъективом.

Отсюда вытекают очень важные требования для тех фотографов, которые мечтают сделать красивые и, главное, качественные макрофото. Минимум: цифровой фотоаппарат, штатив и спусковой тросик. Все остальное любителю природы предоставляется бесплатно, и практически всегда и всюду.

Про фотокамеру и штатив, думаю, нет смысла что-то пояснять. А для чего тросик? Капля падает стремительно, мы лишь успеваем проводить ее взглядом. Такой объект снимается только с использованием серийной съемки. Отключив автоматику на объективе, мы фокусируемся на том расстоянии от камеры, где ждем капельку. Для этого подойдет любой предмет из кармана – обрывок газеты, спичка… Камера сфокусирована и неподвижна, но, если выполнять спуск затвора вручную, неизбежно сотрясение камеры. Использование тросика полностью устраняет эту проблему.

Сфокусируйся!

Выбор экспопары зависит от освещенности объекта, но, учитывая скоротечность процесса, в первую очередь нужно выбирать возможно минимальное значение выдержки. Стоит провести несколько фотографических опытов, чтобы убедиться, что недостаточно короткая выдержка превращает такую красивую капельку в совершенно размазанный эллипс. Но, если удалось получить в кадре даже такой объект, направление выбрано верное.

Следует иметь в виду, что пощелкать затвором придется немало… Шанс, данный Природой, нужно отрабатывать – многие сотни щелчков будут невпопад. Но если вдруг удастся получить кадр и рассмотреть на отпечатке, когда капелька на мгновение стала линзой, преломляющей окружающий мир – понимаешь, что время, проведенное при подготовке и съемке этого кадра, не потрачено зря.

Тонкости макросъемки

Макросъемка требует усидчивости и упорства. Последнее качество макрофотографам очень даже необходимо – здесь важно запечатлеть в кадре всего один, необычайно короткий фрагмент природы. Зачастую его длительность намного короче одного лишь моргания глаза.

Часто ветер пытается помешать сделать удачный кадр – травинки и веточки шевелятся хаотично. Сделать простую защиту от ветра совсем несложно – несколько отрезков полиэтилена, привязанных на вырезанные колья, создадут надежную защиту, не затеняя объект съемки. Дополнительную подсветку несложно сделать с помощью небольшого куска фольги – рассеянный свет от него часто дает красочный эффект.

Вот закончилась съемка, и наступило не менее ответственное время подготовить снимок для печати. Грамотное кадрирование, устранение лишних, незначительных, но мешающих снимку деталей можно выполнить в графическом редакторе. Процесс завершен и только тогда можно объективно оценить результат. Это очень важный момент обучения, когда с каждой последующей съемке не допускаются ошибки предыдущих сессий.

Все советы и рекомендации по съемке макро не имеют совершенно никакого значения, если их использование не подкреплено многочасовым личным опытом. Какое бы восхищение ни вызывали работы макрофотографов, достичь таких же результатов можно, лишь искренне любя то, что снимаешь. Природа всегда ответит взаимностью, даря сюжеты как для съемки, так и просто для созерцания. Насекомые, растения всегда поделятся своей красотой и обаянием, нужно лишь увидеть это и постараться запечатлеть на фотографии.

Все фотографии сделаны на Canon EOS 5D Mark II с объективом Canon EF100mm f/2.8 Macro USM.

Александр БАТУРА

Фото автора

Дадаць каментар

Выбар рэдакцыі

Грамадства

На працягу стагоддзя «Звязда» застаецца зоркай беларускай перыёдыкі

На працягу стагоддзя «Звязда» застаецца зоркай беларускай перыёдыкі

Пра гэта ўчора казалі высокія госці на ўрачыстым мерапрыемстве, прымеркаваным да юбілею газеты.

Спорт

Анастасія Марыніна:  «Баскетбол 3х3 — гэта заўсёды відовішча»

Анастасія Марыніна: «Баскетбол 3х3 — гэта заўсёды відовішча»

Гэта адзін з нямногіх гульнявых відаў спорту, што былі ўключаны ў праграму ІІ Еўрапейскіх гульняў. 

Грамадства

«Захад-2017». Постфактум

«Захад-2017». Постфактум

Задачы сумеснага стратэгічнага вучэння выкананы на высокім узроўні.

Грамадства

На Гродзеншчыне ўшанавалі хлеб, лён, бульбу, памідор і дуб

На Гродзеншчыне ўшанавалі хлеб, лён, бульбу, памідор і дуб

Самабытныя, смачныя і пазнавальна-творчыя святы адбыліся сёлета ў розных раёнах Гродзеншчыны.