Вы здесь

Скоро в Беларуси начнутся централизованные испытания


На прошлой неделе стартовала регистрация на централизованный экзамен, которая продлится до апреля. 9 апреля начнется регистрация на централизованное тестирование. Это значит, что вступительная кампания вплотную подошла к своему старту. Время напряженное для учителей, педагогов, выпускников, абитуриентов и их родителей. В прошлом — репетиция централизованного экзамена и два этапа репетиционного тестирования. Третий этап РТ завершится в апреле. По итогам двух прошлых этапов можно сделать вывод, насколько завтрашние абитуриенты готовы пройти одно из главных испытаний в своей жизни, которое определит их дальнейший путь. Об этом мы попросили рассказать директора Республиканского института контроля знаний Юрия Миксюка.


Директор Республиканского института контроля знаний Юрий Миксюк

— Юрий Иванович, время летит быстро. Не за горами самая главная пора для выпускников школ и абитуриентов — централизованные экзамен и тестирование. Как вы оцениваете готовность к ним?

— Если подводить предварительные итоги, в целом на репетиции централизованного экзамена были показаны довольно хорошие знания. Школьники вышли на средний балл более 50. По отдельным предметам он приближался и к 60, 223 будущих выпускника показали 100-балльные результаты. Были и очень слабые работы с нулевыми баллами. 35 человек не прошли испытания, и это совсем немного. Нужно учитывать и то, что школьники на этой репетиции только пробуют себя, определяются с профильным предметом. И еще только завершают школьную программу.

— Репетиционный экзамен проходит уже второй год. Как меняются результаты от этапа к этапу. И есть ли прогресс?

— Очевидно, что результаты становятся все лучше, растет количество стобалльников, хороших результатов, а плохих уменьшается. Это дает основание сделать вывод, что школьники серьезно думают над тем, что баллы за выпускной экзамен — не просто набор цифр в аттестате, а их пропуск в дальнейшую жизнь, будущую профессию и успех. Готовятся серьезно.

— А как сами школьники относятся к репетиционному испытанию? Нет ли недовольных родителей: дополнительные нагрузки, стресс...

— Всегда будут те, кто не доволен, но не самим процессом и его организацией, а отличием за экзамен или тестирование. Сами школьники этот формат приняли с воодушевлением — такое же испытание их ждет впереди. А они уже побывали в соответствующем положении.

И, следовательно, не только проверили свои знания и в дальнейшем имеют время и возможность устранить пробелы, но и подготовиться к главному — централизованному экзамену и тестированию.

Если вернуться к результатам, то для большинства они ожидаемы, ведь каждый знает свой уровень, свои сильные и слабые стороны. Чаще ученики к экзамену готовятся добросовестно.

Репетиция централизованного экзамена — это в целом большая польза для всех участников, как для учащихся, так и для организаторов, для тех, кто предоставляет площадки для прохождения испытания. В этом году в Беларуси действуют 144 пункта, где проходили репетиции ЦЭ. Это много. В этом году в процесс вовлечены новые преподаватели, организаторы. Конечно, вопросы возникают, в основном технического характера. Поэтому и нам важно это дополнительное время, чтобы мы смогли увидеть какие-то узкие места и устранить проблемы, чтобы все провести на должном уровне, в надлежащих условиях.

Что касается выпускников, то они, кроме прочего, на репетиционном ЦЭ могут оценить психологическую атмосферу тестирования, отработать важные организационные и технические нюансы, например, технологию заполнения бланка, отмены ответа и так далее, чтобы во время сдачи экзамена сконцентрироваться только на этом.

— Судя по тому, что вы уже рассказали, репетиция ЦЭ показала много плюсов и будет продолжена в дальнейшем.

— Эта практика успешно продолжается уже второй год. Несколько слов непосредственно о централизованных экзаменах и тестировании. Централизованный экзамен дал школьникам возможность выбора профильного предмета для итоговой аттестации, снизил школьникам нагрузку, привел формы сдачи выпускных и вступительных экзаменов к одной плоскости. ЦТ и ЦЭ обеспечивают независимую оценку знаний.

— Однако сегодня часто звучат предложения вернуться к прежней форме сдачи экзаменов.

— Идеальной системы оценки знаний не существует, поэтому до сих пор и продолжаются дискуссии. Если говорить о тестовой форме экзаменов, то главное ее преимущество — способность решить одну из важнейших задач обеспечения равных условий сдачи экзаменов для всех. 

И, что еще очень важно, отсутствует субъективный фактор. Вспомните, сколько было споров, обид, обвинений в предвзятости, когда выпускники и абитуриенты сдавали экзамены письменно. Случалось и такое, когда оценку за экзамен могли поставить плохое настроение или предвзятые отношения экзаменатора. Тестирование подобные моменты исключает. Также исключается несправедливый фактор везения.

— Вместе с тем, согласитесь, опытный преподаватель-экзаменатор способен с первого взгляда определить, что перед ним будущий специалист. И даже если ситуация для абитуриента складывается не совсем удачно, он может дать ему шанс.

— Это если повезет и экзамен будет принимать именно такой преподаватель. А если нет?.. Стресс, нервы, коммуникативные проблемы также могут повлиять на оценку при устной сдаче экзамена. В этом плане у тестирования есть плюс — режим тестового испытания. В зависимости от предмета время прохождения теста варьируется от полутора до трех с половиной часа. За это время выпускник или абитуриент может собраться, успокоиться, привести свои нервы и мысли в порядок.

Согласен с вами: при тестировании нет возможности продемонстрировать логику рассуждений, показать свое нестандартное мышление. Но сегодня выстроено много траекторий поступления в вузы одаренных школьников. Это республиканская и региональные олимпиады, которые проводят вузы. Это Национальный детский технопарк и другие локации для талантливых детей. Есть много возможностей продемонстрировать свои способности, показать результаты, выделиться, победить. И получить заслуженные преференции при поступлении в ВУЗ. Такие моменты как раз и компенсируют формализованный подход при централизованном тестировании.

— При каких условиях школьник может не получить аттестат?

— Если итоговая цифра хотя бы по одному предмету будет меньше трех баллов. Но тем, кто все же захочет получить документ и продолжить учебу дальше, не стоит отчаиваться — можно повторить испытание через год. Но лучше, конечно, постараться и получить положительную оценку сразу, чтобы оставить школьные стены вместе со своими одноклассниками.

— Когда, по вашему мнению, школьнику нужно приступать к подготовке к ЦЭ?

— Экзаменационные тесты не выходят за школьную программу. Это, кстати, очень важное требование, которое мы обеспечиваем. Поэтому обычных знаний школьной программы достаточно. Обновить, освежить их, заполнить имеющиеся пробелы — все это ученик школы может сделать самостоятельно накануне экзамена. А вот учиться на протяжении всех школьных лет нужно систематически, с интересом, чтобы получить серьезные и глубокие знания. Тогда и проблем не будет ни с выпускным экзаменом, ни с централизованным тестированием.

— Готовит ли институт еще какие-то изменения в процесс ЦЭ и ЦТ в ближайшем будущем?

— Лучшая новость для выпускников и абитуриентов — это отсутствие каких-либо нововведений. Работа у нас ведется постоянно. Направлена она на качество тестов, которые должны быть на достойном уровне, не выходить за школьную программу. Форма подачи вопросов для школьников также должна быть им знакома. Наша цель — максимально помочь им показать свои знания и создать для этого все необходимые условия.

— И последнее. Что вы пожелаете белорусским выпускникам 2024 года, их учителям и родителям?

— Выпускникам — успехов и хорошего боевого настроения. Накануне экзамена отдохнуть. Не теряться и уметь успокоиться. Глубоко вдохнуть, медленно выдохнуть и продолжить работу.

Учителям желаю получить радость и удовлетворение от результатов своего труда и экзаменов учащихся: они будут, конечно, разные, но заслуженные. Ожидаемые и неожиданные — в лучшем смысле.

Родителям — не расстраиваться, потому что знания ваших детей будут оценены справедливо и объективно.

Елена ВИНОГРАДОВА

Название в газете: Галоўныя фактары — аб’ектыўнасць і справядлівасць

Выбор редакции

Политика

Второй день ВНС: все подробности здесь

Второй день ВНС: все подробности здесь

В повестке дня — утверждение концепции нацбезопасности и военной доктрины.