Вы здесь

Чем примечателен гобелен лауреата специальной премии Елены Шунейко


В Гродненском областном методическом центре народного творчества работает мастерица, чьи изделия можно назвать уникальными. Она владеет двумя редкими техниками ткацкого искусства — односторонним перебором и двойным ткачеством. Ее творчество занесено в Государственный список историко-культурных ценностей Беларуси.


Надо сказать, что создательницу уникальных гобеленов не единожды отмечали премиями и наградами. Более 20 лет назад Елена Шунейко стала лауреатом областной премии имени Героя Беларуси Александра Дубко в номинации «Народный мастер». Она имеет почетное звание «Человек года Гродненщины». В начале прошлого года Елена Феликсовна в числе десяти деятелей культуры Беларуси получила грант Президента на реализацию проекта «От пряжи до ткачества». Проект направлен на возрождение народных технологий традиционного ткачества и поддержку туристической деятельности по популяризации элемента нематериального культурного наследия.

И вот — новый знак ее заслуги в развитии декоративно-прикладного искусства. За плодотворную работу по сохранению традиций по изготовлению гобеленов Елена Шунейко стала лауреатом специальной премии Президента.

— Это не только моя награда, — скромно признается мастерица. — Это коллективная работа, так как многие работы выполняются с участием моих коллег. Не так давно мы завершили масштабный гобелен под названием «Истории живая нить», который посвятили 75-летию Великой Победы. Это одно из самых больших полотен, которые мне пришлось ткать, его размер составляет 1,5 на 2 метра. Работа заняла пять месяцев, а на ее выполнение потребовался целый километр хлопчатобумажных и шерстяных нитей. Помогала мне моя ученица Юля Бородина, а эскиз сделал мой брат Евгений Шунейко. Гобелен — это свой личный Гимн народу-победителю, который обрел мирную жизнь.

Стоит отметить, что главное место в творчестве ткачихи занимает патриотическая тематика. Серия ее гобеленов посвящена родному городу Гродно. Например, на самом большом из них — изображения знаменитых архитектурных памятников, включая тех, которые ушли в небытие. Здесь можно увидеть ратушу XVIII века, Фару Витовта, костел Франциска Ксаверия, Коложскую церковь.

В ее коллекции немало сувенирной продукции. Наибольшей популярностью пользуются гобелены с гербом Гродно. Хотя размеры их невелики, тем не менее работа над одним занимает целый месяц. А чтобы выткать большой сюжетный гобелен, может потребоваться и год работы. Елена Шунейко приводит пример текстильной композиции «Радуга творчества», состоящей из пяти гобеленов и отражающей различные направления народного творчества Гродненского областного методического центра. Кстати, здесь мастерица работает ровно сорок лет. Свой первый гобелен «Купальский венок» она соткала в 1983 году.

Елена Феликсовна продолжает дело своего отца Феликса Антоновича Шунейко, который в 50-е годы также работал в Гродненском Доме народного творчества. Он организовал свою мастерскую и искал возможность усовершенствовать работу. Так появился вертикальный станок, не имеющий аналогов в Беларуси. Это позволило создавать масштабные работы и видеть сразу все полотно. Также на нем можно работать сразу над несколькими гобеленами, что невозможно было делать на обычных кроснах.

Как каждый талантливый мастер Елена Шунейко впитала былые традиции и направила их на новые образы. Она работает в сложной технике одностороннего переборного ткачества, где нити закладываются не челноком, а руками. Это дает возможности соткать различные оттенки и мелкие детали.

Ткачиха владеет также техникой так называемого двойного ткачества, которая некоторое время была под угрозой исчезновения на территории Беларуси. Носителями ее были, можно сказать, считанные мастерицы. У самой знаменитой Гродненской ткачихи Ядвиги Райской из Одельска и училась Елена Шунейко. Это ткачество позволяет создавать сюжеты, которые одинаково выглядят с обеих сторон. Благодаря уникальному мастерству, мастерица является носителем элемента нематериального культурного наследия Государственного списка историко-культурных ценностей Беларуси.

— На моих гобеленах всегда очень много разных деталей. Иногда кажется, что это рисунки, только вместо красок — нитки, нет таких участков, где был бы только один цвет, — как правило, на них много оттенков, — рассказывает собеседница. — Даже если гобелен делается по одному и тому же макету, он имеет свои особенности, ведь ручной труд — это творчество, в которое автор вкладывает свою душу и свой взгляд.

В творческом багаже Елены Шунейко свыше 70 гобеленов. Некоторые хранятся во Франции, Польше, Эстонии, России и других странах. В числе шедевров народного творчества выставлялись работы и в Китае.

В прошлом году она создала эскиз панно-карты «Культурное наследие Беларуси», над реализацией которого работали более 10 вышивальщиц Гродненской области. Карта отражает самые отличительные народные ремесла и архитектурные особенности каждого региона страны.

Сейчас женщина работает над большим полотном «Цветущая Гродненщина», его размер составляет 1,4 на 2 метра.

— Это декоративное произведение с самыми знаменитыми архитектурными памятниками региона — Мирским, Лидским, Новогрудским замками, Сынковичской церковью, Коложей и многими другими. Все они встают словно с высоты птичьего полета. Здесь использованы яркие радужные краски, что свидетельствует о радости мирной жизни. На гобелене можно увидеть ленты дорог, которые выходят из нижней точки и расширяются в высоте. Композиция словно создает большой цветок, который расцветет историческими объектами, элементами современной природы и созидательного труда. И этот сюжет освящен лучами солнца, которое сияет на самом верху полотна, — рассказывает мастерица.

Как отметила Елена Шунейко, гобелен она планирует завершить в мае. Сотканное произведение станет подарком городу к 80-летию освобождения Беларуси.

Маргарита УШКЕВИЧ 

Фото дано Гродненским областным методическим центром народного творчества

Название в газете: Ад «Купальскага вянка» да «Квітнеючай Гродзеншчыны»

Выбор редакции

Политика

Второй день ВНС: все подробности здесь

Второй день ВНС: все подробности здесь

В повестке дня — утверждение концепции нацбезопасности и военной доктрины.