Вы здесь

Как разговаривать с девочками об их репродуктивном здоровье


Как разговаривать с девочками об их репродуктивном здоровье, об отношениях с противоположным полом? Мы всегда одни и те же или нам свойственно меняться? Есть ли связь между пищевыми привычками, выбором одежды, режимом дня и женским здоровьем? Об этом и не только разговариваем с директором Центра поддержки семьи и материнства «Мамочка», автором образовательного проекта по сохранению репродуктивного здоровья девочек-подростков «Еве 13», культурологом, мамой пятерых детей Вероникой Сердюк и с лектором-волонтером, консультантом «Мамочки» Татьяной Станкевич.


Вероника Сердюк со своей младшей дочерью на семинаре

О «деревне привязанности» и влиянии блогеров

— Знаю, что основное внимание «Мамочки» направлено на организацию помощи мамам в трудной жизненной ситуации. Как получилось, что вы стали проводить занятия для девочек-подростков?

Вероника Сердюк: действительно, более 10 лет мы работаем в основном с кризисным материнством, поддерживаем женщин в трудных жизненных ситуациях. Кроме того, проводим предабортное консультирование. И очень часто от самих женщин на консультациях слышим: «Почему вы не пришли ко мне раньше, в школу, со своей информация? Может, тогда я не допустила бы столько ошибок в своей жизни». После этих слов я задумалась: «А почему бы не придумать программу для девочек-подростков?» В результате родилась «Еве 13» — небольшой базовый курс из 4 занятий. Мы его реализовываем при поддержке Министерства образования и Министерства здравоохранения.

— Почему именно такое название — «Еве 13»?

Вероника Сердюк: Ева — это собирательный образ женщины. А 13 лет — средний возраст первой менструации. В этот период девочке очень важно получить качественную информацию, которая поможет ей принимать взвешенные решения. Начинали с того, что проводили занятия в церковных приходах, воскресных школах. Благодаря «сарафанному радио» о нас узнали и в обычных школах. Сегодня сотрудничаем также с центрами, дружественными подросткам. Нас часто приглашают поговорить о том, как сегодня девушке сохранить свое репродуктивное здоровье, в студенческие общежития. Неравнодушные мамы договариваются о занятиях из цикла «Еве 13» для своих дочурок. Перед тем, как к нам приведут девочек, мы собираемся с родителями и выслушиваем их пожелания, спрашиваем, какие темы затронут. Выбираем материал для разговора в зависимости от возраста девочки. Информацию предоставляем без отрицательной частички" нет«, ведь в подростковом возрасте и так много отрицания.

Татьяна Станкевич: конечно, одних только уроков биологии недостаточно для репродуктивного воспитания подростков, да и очень часто учитель оставляет их для самостоятельного изучения. Информации в интернете много, как качественной, так и не очень. Но у детей нет критериев отбора. Чем ярче подана тема, тем им кажется правдивее, тем больше если она звучит из уст молодых блогеров. Подростки как губка всасывают все, что видят и слышат. И наша задача — чтобы доброго, созидательного рядом с ними было как можно больше.

— А в идеале кто должен девочке обо всем этом рассказывать?

Вероника Сердюк: в идеале, конечно, каждая мама должна жить в культуре принятия себя, своих детей, любви ко всему женскому и получать от этого удовольствие. И тогда девочка будет иметь перед собой хороший пример для подражания. Есть праздник Бабий день. Издавна в православных странах было принято поздравлять 8 января своих акушерок. Рожавшие женщины собирались у своей акушерки, дарили ей сладкое, мыло, полотенца. Устраивали богатый стол, угощались, общались. Девочка, видя это, так или иначе понимает, что в материнстве есть что-то почетное, сакральное. В психологии считается, что о некоторых интимных моментах взросления девочке должны рассказывать не мама, а другие старшие женщины из окружения — тети, сестры, крестная. И здесь задача мамы, как советует психолог Гордон Ньюфелд, создать «деревню привязанности» — круг женщин вокруг девочки, к которым она может обратиться с любым вопросом. И мы, педагоги-волонтеры, часто являемся этим кругом. К нам приводят своих дочерей подруги, знакомые.

Татьяна Станкевич (в центре) проводит занятия «Еве 13»

Татьяна Станкевич: далеко не все родители чувствуют себя компетентными в том, чтобы разговаривать с детьми на такие деликатные темы, многие просто не знают, что и как нужно говорить дочерям. Мне повезло, со мной разговаривала не только мама, но и бабушка, они находили нужные слова. И сегодня, имея двух собственных дочерей, я понимаю, что этот разговор должен начинаться не в подростковом возрасте, а гораздо раньше. Ведь по возрастной психологии ценность семьи закладывается задолго до подросткового возраста. Даже читая белорусские народные сказки своим детям, можно ненавязчиво и деликатно заниматься половым воспитанием.

Вероника Сердюк: у нас в «Мамочке» периодически проходит семинар «Дочки-матери», где мы рассказываем мамам, как правильно самим разговаривать с дочерьми на важные и непростые темы. В теплой, доверчивой атмосфере обсуждаем тонкости воспитания девочки пубертатного периода. Мы говорим о том, когда рассказывать дочери об изменениях в организме, которые ее ждут. Как отвечать на неудобные вопросы и подростковые провокации. Что нормально и физиологично В подростковом возрасте. Как не скучно говорить о режиме и правильном питании. Насколько глубоко посвящать в вопросе цикла и плодовитости. И очень радуемся, когда женщины приходят, чтобы найти ответы на подобные вопросы, так как не хотят потерять связь со своими дочерьми.

Про циклобисер и Дюймовочку

— Подростки — специфическая аудитория, чтобы привлечь их внимание, заинтересовать, наверное, нужно приложить немало усилий?

Вероника Сердюк: — именно поэтому мы и используем много интерактивных моментов. Стараемся, чтобы девочкам на наших занятиях было не только полезно, но и интересно. У нас нет никаких сухих лекций, запугиваний. На каждое занятие приносим с собой вещи, которые дети могут пощупать. Например, циклобисер. Это самый древний женский календарик. Нанизывая стеклянные или деревянные шарики на ниточку, девочки узнают, что каждый день в зависимости от периода цикла меняется их самочувствие и настроение, учатся наблюдать за собой и контролировать эмоции. Сегодня, конечно, есть современные мобильные приложения, и мы о них тоже рассказываем на занятиях. Но мы хотим, чтобы не приложение говорил девочке, когда у нее будет менструация, а чтобы она сама понимала, ведь это помогает планировать свою жизнь эффективнее. Например, ближе к овуляции, когда энергия на пике, брать на себя дополнительные свершения, а в последнюю неделю перед менструацией позволять себе больше прогулок и отдыха. Эти знания о себе помогут в будущем избежать лишних недоразумений и конфликтных ситуаций в семье.

Татьяна Станкевич: для старшеклассников и студентов проводим игру «Только факты». Каждый вытаскивает бумажку с фактом по демографии Беларуси (например, это может быть информация о среднем возрасте вступления в брак или о количестве абортов и т.д.). Затем по очереди подростки озвучивают то, что вытащили, и высказывают свои мнения: хорошо это или плохо. Когда наши взгляды совпадают, я как модератор говорю: «Прекрасно, что наши ценности совпадают. Я тоже так считаю». Если же не совпадают, то предлагаю им другую точку зрения и говорю: «Подумайте об этом в свободное время».

Вероника Сердюк: детям на примере макетов эмбрионов в натуральную величину показываем, как малыш развивается внутри матки. Подаем этот орган через накрытый стол, уютный домик для малыша, возвращаемся к древнему слову"лоно«. Акцентируем их внимание: чтобы тот домик был удобным, чтобы ребенок был в нем в безопасности и получал все необходимое, начинать заботиться о женском здоровье нужно уже сейчас. А для этого важно с уважением относиться к себе и своему организму, защищать свои органы от переохлаждения и необдуманного поведения. Девочки должны знать, что их репродуктивная система еще достаточно хрупкая, ее формирование завершается к 21 году. Детские гинекологи, с которыми мы часто работаем в тандеме, говорят: «Мы бы говорили своими медицинскими терминами и детям было бы скучно, половину бы не поняли». У нас же разговор построен на простых, понятных детям ассоциациях, примерах, образах. Женский цикл сравнивается с четырьмя временами года, яйцеклетка — с Дюймовочкой, которая сама сознательно выбирает себе жениха. На своих занятиях обращаемся к народным традициям, фольклору, наработанному нашими мудрыми предками. Благодаря помощи Академии наук Беларуси, куда мы делали запрос, у нас сейчас есть целая коллекция белорусских пословиц и поговорок, в которых заключены секреты семейного счастья. Мы разбираем их на уроке вместе с детьми, просим поразмышлять над значением. Устраиваем элементы обрядов, например, таких как «дежа» — о ценности чистоты и девичества. Татьяна часто проводит занятия в национальном костюме. Любят дети рассматривать традиционную белорусскую куклу «Девка-баба». С одной стороны палочки там девушка, а переворачиваешь — уже замужняя женщина, мать. Мы объясняем, что две куклы находятся на одной палочке, ведь от того, как ты себя ведешь в девичестве, зависит твое женское здоровье и счастье.

О чрезмерной худобе и добродетели

— Вы целое занятие посвящаете питанию, гигиене и одежде девочки...

Татьяна Станкевич: это очень важный разговор, ведь регулярность менструальных циклов напрямую зависит от того, какой образ жизни мы ведем: что едим и пьем, когда ложимся спать, сколько движемся. Открытием для многих девочек и для их мам является то, что просто налаживание режима питания приводит к нормализации цикла. Многие подростки огорчаются, узнав, что их любимые чипсы, шоколадные батончики и газировка не добавляют им здоровья, но задумываются. Разговариваем с девочками и о негативном влиянии на здоровье чрезмерной худобы. Из-за новомодных диет и стремления к стеореотипному внешнему виду могут появиться нарушения циклов, так как, чтобы работали эстрогены, необходимы жировые ткани. Подростковый возраст — время, когда активно растут и развиваются органы, отвечающие за продолжение рода. В этот период очень важен хороший приток крови к дозревающим органам и отсутствие инфекций, способных разрушить настройку всех систем. Мы рассказываем девушкам об опасной одежде — которая нарушает кровообращение, способствует размножению бактерий. А также о вреде ежедневных прокладок и средств для интимной гигиены — последние убивают не только вредные, но и полезные бактерии, нарушая интимную микрофлору. Эти средства следует минимизировать или исключить. Для многих становится открытием, что для должного ухода достаточно проточной воды, при необходимости можно использовать отвары ромашки, календулы, натуральное мыло на основе растительных масел.

Вероника Сердюк: со старшеклассниками и студентами, а также их родителями мы разговариваем и о негативном влиянии на здоровье девушки и женщины гормональных контрацептивов и в целом гормональной терапии. Мы с Татьяной, кроме всего, излагаем еще и естественные методы, которые помогают супругам отложить зачатие ребенка или, наоборот, определить наилучший момент для этого. Нам хотелось бы, чтобы белорусские гинекологи обучались этим методам и могли бы передавать знания своим пациенткам.

Татьяна Станкевич: одна девушка после занятия поднялась и сказала: «Как хорошо, что с нами об этом кто-то разговаривает!» Вторая подошла и попросила: «А можно я вас обниму?». Девушки-подростки испытывают много того, что раньше не испытывали. Они переживают, нормальные ли эти ощущения. И им часто не с кем это обсудить. Мама с радостью успокоила бы, но, возможно, знаний не хватает, смелости. Поэтому после занятия у них такое облегчение: «Все, что я чувствую, это нормально». Они начинают понимать, что все дело в формировании гормонального фона, и это временно.

Вероника Сердюк: Очень часто к нам после занятий подходят подростки и говорят: «Вы первые взрослые, которые поговорили с нами об этом». Мне кажется, что мы не должны оставлять наших детей в информационном вакууме насчет добродетели. Есть исследование Американского института семьи о влиянии количества половых партнеров к браку на его устойчивость. У женщин, сохраняющих добродетель до брака, количество сохраненных семей составляет 80%. И с каждым новым половым партнером женщины утрачивают эту способность. Если это был один мужчина и даже будущий муж — это уже 54%. Нужно говорить нашим детям о «добродетели, которая девичье счастье бережет» как о здоровье сберегающей стратегии, гарантии того, что не будет нежелательной беременности, заболеваний, передающихся половым путем. Наша задача хотя бы рассказать, что так можно.

Татьяна Станкевич: мы понимаем, что одних наших занятий недостаточно, чтобы охватить всех школьников. Поэтому было бы прекрасно, если бы учителя русской и белорусской литературы, мировой художественной культуры, когда проходят какое-то художественное произведение или рассматривают картину в рамках школьной программы, акцентировали бы внимание детей и на чистоте любви, на материнстве. Это невозможно сделать принудительно, здесь все зависит от учителя. Опытный педагог интуитивно почувствует и найдет, где сделать небольшой акцент, который останется в детской памяти и станет важным уроком формирования семейных ценностей.

Надежда ДРИНДРОЖИК

Фото Константина ВЕКА и из семейного архива Вероники СЕРДЮК

Название в газете: Жаночае шчасце

Выбор редакции

Политика

Второй день ВНС: все подробности здесь

Второй день ВНС: все подробности здесь

В повестке дня — утверждение концепции нацбезопасности и военной доктрины.