Вы здесь

Кочанова: Опыт надо распространить на все регионы


Под председательством спикера верхней палаты парламента Натальи Кочановой прошло очередное заседание Консультативного совета при Совете Республики Национального собрания по вопросам социальной адаптации и интеграции детей с особенностями психофизического развития.


Наталья Кочанова, открывая встречу, отметила, что предыдущие заседания проводились в Гомеле, Полоцке, Минске. В ходе них была проанализирована та работа, которая проводится государственными органами управления в сфере здравоохранения, образования, труда и социальной защиты.

— Мы уже видим, что можно решить законодательно, что можно еще сделать и что делается. По большому счету, в нашей стране работа выстроена, причем достаточно неплохо. Другое дело, что реализация этих мероприятий на местах порой приносит не те результаты, которые хотели бы видеть родители и близкие. Поэтому мы должны оказывать содействие и принимать оперативные решения в вопросах, которые не находят иногда своего решения в городах и районах. Поэтому сегодня мы пригласили родителей, которые обратились к нам, и хотим их услышать. Важно, чтобы в будущем мы не допускали таких вопросов, так как у нас нет оснований, чтобы они не решались. Мы все можем сделать на уровне любого министерства и ведомства в нашей стране, — отметила Наталья Кочанова.

Сейчас на повестке дня вопросы дальнейшего трудоустройства парней и девушек с особенностями развития.

— Я побывала в государственном колледже цифровых технологий, где увидела, что сегодня эта работа у нас проводится, причем достаточно эффективно. Я действительно порадовалась за Минск. То, что я увидела, когда общалась с ребятами, меня очень впечатлило. Учащимся нравится учиться, и там работает отличный коллектив педагогов, включая молодые люди, которые сами имеют проблемы со здоровьем. Мы на правильном пути. Важно ввести этих молодых людей в социум, чтобы они реализовывали себя в дальнейшей жизни и приносили пользу государству, — высказала мнение Наталья Кочанова.

Как рассказал директор Минского государственного колледжа цифровых технологий Георгий Козел, в течение 18 лет в учебном заведении функционирует Центр инклюзивного образования. В нем обучаются ребята с нарушением зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата и с расстройством аутистического спектра. За этот период подготовлено более 700 специалистов, 22 из них имели расстройство аутистического спектра. Все выпускники были трудоустроены по полученным специальностям. В течение двух лет после окончания колледжа осуществляется сопроводительное трудоустройство и поддержка на рабочем месте каждого из них.

— Мы поставили себе сверхзадачу — стать опорной точкой системной работы в столице по реализации Национальной стратегии инклюзивного образования и развитию инклюзивной культуры, — наметил Георгий Козел.

Он рассказал, что преподавателями работают педагоги с такими же особенностями, как и учащиеся. В том числе, три тотально незрячих педагога, два — с нарушением слуха и речи. Одна из таких преподавательниц, Анастасия Вербовина, вместе с учащимся в скором времени примет участие в международном конкурсе молодых людей-инвалидов «Восточная сказка», который будет проводиться в Баку. Они споют песни — голосом и жестовым языком.

Проект по обучению лиц с расстройством аутистического спектра будет расширяться. В следующем году в колледж планируют набрать почти 40 особых абитуриентов-выпускников и 9, и 11 классов. Проект реализуется без привлечения бюджетных средств, а при помощи людей, неравнодушных к проблемам детей с ограниченными возможностями, включая представителей Парка высоких технологий.

Директор колледжа остановился и на проблемных моментах. К сожалению, не все организации и предприятия проявляют заинтересованность в трудоустройстве выпускников с особенностями развития.

Наталья Кочанова отреагировала на проблему и предложила пригласить руководителей предприятий и заместителей председателей облисполкомов на встречу в колледже с учащимися и педагогами.

Георгий Козел предложил и шаги для формирования более высокого уровня инклюзивной культуры нашего общества.

— Когда к нам приходят особенные дети, они не готовы общаться ни между собой, ни с педагогами и не готовы в техническом плане. У многих дома даже нет компьютеров. И чтобы их подтянуть, должна хорошо работать система дополнительного образования, именно кружковая. Было бы хорошо, чтобы центр технического творчества на базе бывшего автовокзала «Восточный» стал координационной площадкой для такой подготовки, — обратил внимание руководитель колледжа.

Наталья Кочанова положительно оценила работу колледжа, включая и по трудоустройству выпускников.

В Минском государственном колледже цифровых технологий, который Наталья Кочанова поставила в пример, учащиеся с особенностями развития осваивают нужные профессии, которые помогут устроиться в жизни

— Этот опыт необходимо распространить на все области, чтобы в каждой был определен колледж, где будут созданы аналогичные условия, так как не у всех детей получится приехать в Минск. Самое важное, что есть люди которые эффективно работают в этом направлении, создан замечательный коллектив педагогов, который нацелен на эту работу. Нам нужно пересмотреть подходы по трудоустройству: получается, что молодому человеку с особенностями не устроиться, везде ограничения и запреты. Нужно более пристально посмотреть, где молодые люди могут себя реализовать, — поручила руководству органов госуправления Наталья Кочанова.

Начальник секретариата наблюдательного совета Парка высоких технологий Александр Базанов рассказал, что прежнее поручение спикера Совета Республики, чтобы люди с расстройством аутистического спектра могли интегрироваться в ІT, выполняется.

Также к спикеру верхней палаты обратилась мать парня с аутизмом, который мечтает стать актером. Участники заседания предложили учреждениям образования рассмотреть возможность целевого набора выпускников с особенностями.

Елена КРАВЕЦ

Фото: БелТА

Выбор редакции

Калейдоскоп

Восточный гороскоп на следующую неделю

Восточный гороскоп на следующую неделю

На этой неделе Тельцы будут просто незаменимы везде, где их знают.