Сложно кратко дать панорамную картину белорусской детской книжной графики. Сразу стоит заметить, что развивается она достаточно интенсивно. Ей свойственны все мировые тенденции, присущие этому процессу. В значительной степени происходит ориентация на российский книжный рынок, работу российских издательств, выпускающих детскую литературу. Хотя в части переводной детской литературы некоторые художники берут на вооружение и опыт развития детской книжной графики в других странах (П. Татарников, С. Татарникова и др.).
Во многом книжная графика, сопровождающая книги, адресованные детскому читателю, находится и под влиянием художников, работавших в этом направлении в 1940-1980-е гг. А кто-то из них и сейчас трудится на этом поприще. Это значит, что выразительно выписываются персонажи, действующие лица, композиционно прорабатываются сюжеты, большое внимание уделяется реалистичному характеру сопровождения авторских текстов (речь о творчество таких книжных графиков, как заслуженный деятель культуры Республики Беларусь Сергей Волков, его коллеги Наталья Сустова, Елена Карпович и др.). Вместе с тем художники старшего поколения активно вводят в книжную графику элементы фольклора, мифологизации, сказочные элементы ( это касается и книг, оформленных В. Слауком, В. Савичем и др.). Всегда вызывает спор, как показывать животных (птиц, зверей) в авторских сказках. Писатели очень часто наделяют свои сказочные персонажи и сказочными, чудесными возможностями (когда звери разговаривают, совершают какие-то действия, которые по силам лишь только человеку, управляются с бытовой техникой, магнитофонами, компьютерами и проч.). Как в таком случае поступить художникам? Важно найти грань, чтобы и добавить свое решение в поведение зверей, как важно в то же время и не сделать поведение животных карикатурным. Это неплохо получается у Т. Березенской, ряда других художников.
Группа интересных книжных иллюстраторов, работающих в области детского книгоиздания, сформировалась вокруг Издательского дома «Звязда» (В. Дударенко, М. Мицкевич, М. Мороз, О. Грубин, О. Аракчеева-Киппхардт, А. Балыш, С. Волков, К. Задворный, Д. Гончарик-Чернявская, Е. Карпович и др.). Многие из них стали лауреатами конкурса «Искусство книги», который ежегодно проводится Министерством информации Республики Беларусь, имеет богатую традицию (был учрежден в Республике Беларусь или точнее — еще в БССР в 1960 г.). Также белорусские книжные графики или точнее книги с их оформлением участвуют в конкурсе «Искусство книги СНГ».
Перспективы книжной графики в области оформления детской книги связаны напрямую с развитием детского книгоиздания. В Республике Беларусь зарегистрировано более 400 книжных издательств. Можно смело утверждать, что около 70-80 из них выпускают детскую литературу. Их развитие напрямую влияет на растущие творческие возможности книжной графики в области детского книгоиздания. Вместе с тем белорусские книжные графики оформляют книги, адресованные юному читателю и в других странах. В-первую очередь, те издания, которые выходят в Российской Федерации. Примеров такого характера достаточно много. Основная школа, готовящая книжных графиков, — Белорусская Академия искусств.
Сергей ШИЧКО
Прэв’ю: pexels.com
На этой неделе Тельцы будут просто незаменимы везде, где их знают.
Совместные проекты ядерных технологий.