Вы здесь

В Старом замке Гродно завершился первый этап реконструкции королевской резиденции


Алебастровый зал стал заключительным аккордом масштабных восстановительных работ. Помещение доступно для посетителей буквально недавно, хотя предполагалось открыть его вместе с королевской баней и комнатой чиновника несколько месяцев назад. Но при входе в зал становится понятным — довести до конца такую работу было совсем непросто.


Вместе с другими посетителями ищу алебастровый зал, о котором велись разговоры задолго до его открытия. Еще тогда сами реставраторы заявляли: мол, такого вы еще не видели. Правда, для того, чтобы найти этот необычный зал, пришлось подняться через лабиринты замка разве что на пятый этаж.

Массивные двери открыты и — посетитель сразу попадает в эпоху Ренессанса с античными сюжетами. Но об этом потом, ведь хочется в первую очередь рассмотреть большой камин. Он занимает центральное место в королевской комнате и представляет собой сооружение со сложной многофигурной композицией с элементами геральдики. Понятно, что все это должно отразить статус владельца замка. Чем выше статус, тем великолепнее камин.

— У нас он почти в рост стены, — рассказывает заведующая художественным отделом Гродненского историко-археологического музея Елена Русачек. — Камин сделан из песчаника, не цветной, мастера приняли решение не красить его. В соответствии с камином выступает и потолок с богатым рельефным декором, расположенные по углам зала кариатиды, а также бюсты известных персонажей античности.

А теперь обратим внимание на роспись потолка и верхнего яруса стен. Кажется, что здесь собран весь античный пантеон. Вот бог виноделов Дионис одаривает вином пастухов, рядом Кронос — бог времени с песочными временами, неподалеку посланник богов, охранник торговцев Меркурий с крылатыми сандалиями и жезлом, который обвивают три змеи. Они смотрят друг на друга — это символ согласия. Бог Янус с двумя головами — старой и молодой олицетворяет начало и конец всего земного. Конечно, здесь и сам Зевс со своим оружием — молнией, Нептун с трезубцем, его брат, Аид с Цербером... И это лишь небольшая часть всего греко-римского пантеона. При желании можно найти еще несколько десятков знаменитых персонажей античности.

Елена Русачек раскрывает смысл аллегорической фигуры добродетели над камином. Оказывается, этот образ должен открыть человеку правду, поэтому эта фигура держит в руках зеркало с таким смыслом: мол, зеркало не врет.

В античные композиции вписаны изображения города Гродно. Эти фрески собраны на основе двух источников — гравюры Тюндта 1568 года и Маковского 1600 года. Сборные фрагменты позволяют видеть, как выглядел город во время правления Стефана Батория. Некоторые здания дошли до наших времен, а некоторые, к сожалению, утрачены.

— Живописные работы и лепнину выполнили белорусские художники Белреставрации. Название зала указывает на наличие декора из алебастра. Алебастром с доантических времен называли два разных минерала — мелкозернистый кальцит и гипс. Изделия из этих минералов в интерьерах эпохи Ренессанса свидетельствовали о богатстве и роскоши. Кроме этого, название «алебастр» также принадлежало материалу, сырьем для которого служит гипсовый камень, смельченный в порошок. Древние греки и римляне владели этой технологией и активно применяли ее при создании скульптур и барельефов, — пояснила искусствовед. 

Алебастровый зал — это не выдумка реставраторов. Такой зал, как и другие, действительно существовал под таким названием. Наиболее раннее воспоминание об алебастровом зале старого замка встречается в инвентаре 1650 года, где указывается ее пребывание — средняя башня. Зал находился на верхнем этаже башни, имел высокие потолки и большие окна. Есть мнения, что помещение служило местом отдыха короля, куда он шел, например, после бани либо проводил здесь время в узком кругу приближенных лиц.

Обращает на себя внимание массивная мебель, которая сделана по образцу ренессансных примеров. Набор мебели, кстати минимальный. Интерьер дополняют напольные подсвечники и очень шикарная люстра. Ее сделали на Березовском стеклозаводе, а каркас — на лидской фирме.

— Отдых здесь скорее созерцательный, этому как раз таки и способствует камин и росписи, сюжеты которых имеют поучительный смысл, — отмечает Елена Русачек. — Правда, Баторий не так долго пожил в своей Гродненской резиденции, даже не успел завершить перестройку замка под свой дворец. Современные мастера представят древний объект приблизительно в том виде.

Стоит напомнить, что масштабный проект реставрации королевской резиденции начался в 2017 году. В прошлом году для посетителей были открыты музейные экспозиции, в которых отражены история застройки Замковой горы, жизнь древнего города, эпоха правления Стефана Батория. Кстати отсюда, в XII веке начал свою история Город над Неманом. В экспозиции собраны, в том числе, артефакты раскопок.

В начале этого года открыли три новых интерьерных зала — часовня, королевская баня, комнаты чиновника. Алебастровый зал завершил первый этап реконструкции Старого замка. Следующий начнется с восстановления самого дворца и флигеля. Это будет довольно сложный и длительный этап. Пока работы по нему находятся в проектной стадии. Но и это еще не финиш. Будет и третья очередь, в рамках которой планируется возведение угловой башни, хозяйственных построек, состоится консервация нижней церкви XII века.

Маргарита УШКЕВИЧ 

Фото автора

Выбор редакции

Политика

Второй день ВНС: все подробности здесь

Второй день ВНС: все подробности здесь

В повестке дня — утверждение концепции нацбезопасности и военной доктрины.